О раве Эльхононе Вассермане

О раве Эльхононе Вассермане

Рав Эльхонон Буним Вассерман родился в 1875 году в городе Бярз в Литве. Учился у великих раввинов, таких, как рав Шимон акоэн Шапиро, рав Хаим Леви Соловейчик. Известно, что рав Эльхонон отличался глубоким аналитическим умом и феноменальной памятью в учении Торы (рассказывают, что он цитировал книгу, прочитав ее один раз) .

В 1907 г. рав Эльхонон Вассерман приезжает в город Радин, где становится учеником гениального законоучителя, рава Хафец Хаима. Через три года (в 35 лет) берет на себя обязанности главы ешивы в городе Бриск, где жил рав Хаим Соловейчик.

После начала Первой Мировой войны в 1917 г. Хафец Хаим решает переехать в другой город и доверяет своему ученику руководство оставшейся частью ешивы. После того, как в 1921 г. Россия дала разрешение эмигрировать, рав Вассерман возвращается в Польшу, и там, в городе Барановичи берет на себя управление ешивой Оэль Тора, которая под его началом становится одним из самых значительных центров учения Торы, имевших огромное влияние на весь религиозный мир. Эта ешива освятила имя Всевышнего в кровавые годы Второй Мировой войны.

Предсмертные слова рава Вассермана к друзьям нам известны из воспоминаний свидетелей событий рава

Эфраима Ашри и рабанит Вольбе. Они были произнесены в тот горький день 11 тамуза 5711 года (1941.):

«Рав Эльхонон говорил тихо, с внутренним спокойствием, как обычно, да и голос его тоже не изменился, выражение лица было серьезным, но обычным, в его тоне не чувствовалось ничего личного, он также не пытался проститься со своим сыном равом Нафтоли. Его речь была направлена ко всем: — На небесах нас, наверное, считают праведниками, ведь мы избраны искупить своими жизнями весь народ Израиля. Однако мы должны полностью раскаяться перед Всевышним немедленно, здесь же, времени мало, дорога к Девятому форту (место расстрела святых праведников Слободки — пер.) близка. Мы должны знать, что наши жертвы будут более весомы после раскаяния, тем самым мы спасем наших братьев и сестер в Америке... чтобы не было у нас, не дай Б-г, никакой порочной мысли, оскверняющую нашу жертву, мы выполняем сейчас самую важную заповедь: "В огне она зажжена, и так в огне ее отстроишь"; огонь, сжигающий наши тела — это тот огонь, который воздвигает вновь дом Израиля».

В письме к «молодежи Израиля», поощряя организации ешив, рав Вассерман писал: «.. .причиной всех причин бед, идущих на евреев, является забывание Торы, тем самым усиление изучения Торы является спасением, в том числе и физическим. Поэтому занятия Торой содержат в себе прямое выполнение заповеди "не оставаться равнодушным к крови ближнего своего"»...