Дни Трепета
НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
|
ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНИКА РОШ-А-ШАНА. |
|
1. ПРИГОТОВЛЕНИЯ |
|
Приготовления к Рош-а-Шана начинаются за месяц до него. С начала Элула принято трубить в шофар каждое утро после молитвы в синагоге для того, чтобы призывать людей к раскаянию перед Днём Суда. Восточные и сефардские евреи начинают в Элул читать "Слихот" - покаянные молитвы - на рассвете. Ашкеназские общины начинают чтение "Слихот" на исходе Субботы, предшествующей Рош-а-Шана, при условии, что до него остаётся не менее четырех дней. С началом праздника принято поздравлять друг друга словами: "На добрый год да будете Вы записаны.". |
|
Поздравительные открытки. |
|
Изображение группы хасидов, совершающих обряд Ташлих у реки. |
2. ТАШЛИХ |
Ташлих - это молитва, произносимая в первый день Рош-а-Шана на берегу реки, моря или другого водоёма, по возможности того, где водится рыба. Это - молитва о прощении наших грехов и просьба к Б-гу выполнить слова пророка "...И брошу в глубины морские все грехи их." (Миха 7:19). В Ташлихе мы просим года жизни, благословения, мира и исполнения всех наших желаний. Мы встряхиваем края нашей одежды, символически сбрасывая грехи, “прилипшие” к нам за прошедший год. |
3. ЗВУКИ ШОФАРА |
||
Одной из центральных заповедей на Рош-а-Шана является трубление в шофар в оба дня, за исключением Субботы. В Торе упомянуты три звука шофара: |
||
1. ЧИСТЫЙ ЗВУК ... ТКИЯ |
2. ЗВУК ТРЕВОГИ ИЛИ ТРЕПЕТА ... ТРУА/ШВАРИМ |
3. СНОВА ЧИСТЫЙ ЗВУК ... ТКИЯ ГДОЛА |
Символизирует первое пробуждение человека к раскаянию (он должен исследовать своё сердце и очистить своё сознание). |
Символизирует горечь, которую раскаивающийся человек чувствует за свои проступки, и искреннее намерение измениться. |
Последний звук - снова чист. Он символизирует неподдельное стремление сохранить раскаявшееся сердце незапятнанным. |
ДЕСЯТЬ ВАЖНЫХ ПРИЧИН ТРУБЛЕНИЯ В ШОФАР: |
||
1. Этот день знаменует начало Творения, когда Б-г сотворил мир и стал его Властелином. В начале царствования принято трубить в трубы перед только что коронованы царём, возвещая тем самым о его восхождении на престол. Точно также мы принимаем царство Творца 2. Рош-а-Шана - это первый из Десяти Дней Раскаяния (Асерет Йемей Тшува). Шофар звучит сигналом предупреждения, о необходимости делать тшуву. Таким же образом могущественные цари сначала предупреждали народ указами. Тот, кто нарушал закон после этого, признавался ответственным за все последствия. 3. Это напоминает нам Дарование Торы на горе Синай, как сказано: "...И звук шофара все усиливался." Таким образом мы принимаем на себя то, что приняли наши отцы сказав : "Выполним и услышим". |
4. Это служит нам напоминанием о словах Пророков, уподобленных звуку шофара: "Тот, кто слышит звук шофара (т.е. призыв Пророков) и не принимает предупреждения, и если меч придёт и заберёт его, то кровь его - его вина... Ибо, если бы принял он предупреждение - спас бы он душу свою." (Ехезкиэль, 33) 5. Это - напоминание о разрушении Храма и трубном призыве к вражеской атаке. Когда мы слышим звук шофара, мы должны молиться о восстановлении Храма
|
7. Когда мы слышим трубление в шофар, мы должны чувствовать дрожь и трепет и держаться скромно перед Творцом. Это природа шофара - пробуждать страх и благоговение, как сказано: "Если шофар зазвучит в городе, неужто народ не затрепещет?" (Амос, 3)
|
ВАЖНЫЕ СИМВОЛЫ РОШ-А-ШАНА. |
Нижеперечисленные символические виды пищи упомянуты в Талмуде, Шулхан Арухе и других первоисточниках: Различные символические виды пищи употребляются в праздничной трапезе первой ночи (а по некоторым мнениям - и второй ночи) Рош-а-Шана и над каждым блюдом произносится короткая молитва, соответствующая символу. Обычай этот основан на талмудическом изречении.!!! Абайе учил: "В начале года каждый человек должен приучить себя есть тыкву, гранат, лук порей, свеклу и финики" (Орайот, 12а). Одни продукты - сладки и символизируют сладкий год, другие - дают богатый урожай и символизируют богатство заслуг (Раши). Некоторые из них означают увеличение добрых дел (мицвот) еврейского народа, другие соответствуют уничтожению и стиранию еврейских грехов о врагов (Мордехай, "Ор Заруа"). Яблоки и мёд: Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод дерева. От яблока откусывают маленький кусочек, после чего произносят следующую молитву: Да будет желанием Твоим, Ашем, Б-г наш и Б-г наших отцов, чтобы новый год был для нас добрым и сладким. Свекла: Гранат: Тыква: Голова рыбы или барашка: Финики: Морковь: Лук порей или капуста: |
ЧТО ТАКОЕ ТШУВА? |
|
Хотя Тшува обычно переводится как раскаяние, буквальное значение этого слова – возвращение. Раскаяние подразумевает изменение поведения. Человек понимает недальновидность своих поступков и твердо решает изменить свое поведение в будущем. Раскаяние позволяет осознать ошибки, слабости и неудачи. Это осознание является мощной силой и побуждает улучшить свое поведение. Напротив, понятие возвращение отражает совершенно иное состояние. Каждый еврей обладает Б-жественной душой, которая является “искрой” Б-жьей. Тшува подразумевает восстановление контакта с этой внутренней силой и принятие ее в качестве доминирующей в своей жизни.Следовательно, для Тшувы характерны счастье и радость. Хотя Бааль Тшува (человек, возвращающийся к Б-гу) чувствует некоторую печаль из-за своего поведения в прошлом, в его настроении преобладает ощущение счастья. Он возвращается к Б-гу, восстанавливает контакт со своей Б-жественной душой. До этого момента его грехи препятствовали связи с Б-гом, теперь совершенная Тшува позволила преодолеть эти препятствия. Ощутивший это, естественно, почуствует радость. Однажды выполнив полно и искренне Тшуву, человек побуждает Б-га забыть его прошлые проступки, и, более того, вознаграждается за них. По особой милости Б-га, все его проступки превращаются в позитивные силы, с которыми он может строить лучшую и более чистую жизнь. |
|
ШААРЕЙ ТШУВА |
Уровни раскаяния: |
Рабби Иона (родившийся в Героне около 1200 года) в своей книге “Шаарей Тшува” (Врата раскаяния) объясняет: “Существует много уровней Тшувы. Каждый из этих уровней подводит нас ближе и ближе к Ашему, и, как одежда при каждой стирке становится белее и чище, так душа человека достигает большего очищения при достижении каждого уровня Тшувы” |
|
НАЗВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ Йом Кипура |
ЙОМ КИПУР - День Искупления - самый важный праздник в году. Период десяти дней - Десяти Дней раскаяния - начинается с Рош Хашана и достигает своего пика на Йом Кипур. Это день искупления грехов, которые человек совершил против Б-га. Суд начинается на Рош-а-Шана, и заключительный приговор оглашается на Йом Кипур. На Йом Кипур мы воздерживаемся от удовлетворения основных человеческих потребностей и желаний:
Тора говорит нам (Ваикра (Левит) 16:31): “Чтобы смиряли Вы души свои…” В этот день человек должен удалиться от повседневной рутины и посвятить все силы своей души очищению, чтобы искупить грехи, совершенные за прошедший год, и раскаяться. Переживания для успокоения совести не являются целью, цель - достижение нового, более высокого духовного уровня. Сефер А-Хинух (заповедь 313) объясняет: “Источник этой заповеди единственно тот, что Б-жья доброта к человечеству лежит в ней. Он выделяет один день в году, в который они должны искупить свои грехи через раскаяние. Следовательно, нам было предписано поститься в этот день, поскольку пища, питье и другие физические удовольствия тянут нас по направлению к материальным вещам и мешают душе в поисках правды. Никто не должен представать перед Б-жьим судом с едой и питьем... потому, для пользы человека в этот день укрепить свою душу, чтобы она стала достойной получить прощение Г-спода”. |
ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ Йом Кипура |
||||||
1. РАСКАЯНИЕ |
|
|||||
Если человек нарушил одну из заповедей Торы, предписывающую или запрещающую, намеренно или неумышленно, он должен покаяться перед Б-гом, раскаявшись и отвернувшись от своего греха: “Мужчина или женщина, если совершит какой-либо из грехов человеческих, ... пусть исповедается в грехе своем” (Бемидбар, 5:6-7). Это означает словесную исповедь. Как человек исповедуется? Он говорит: “О Г-поди, я грешил, я совершал зло, я восстал против Тебя и сделал это... Я сожалею теперь и стыжусь; я никогда не сделаю этого снова”. Это представляет собой основную часть исповеди. |
Человек, услышавший мудрый совет или убедительные слова Раввина/учителя, часто немедленно переходит к действию.
Изучение Торы повышает духовный уровень человека и побуждает его к Тшуве. Так было, например, после возвращения из Вавилонского Плена, когда Эзра собирал весь еврейский народ и читал ему части Торы. Народ откликался, заливаясь слезами (Нехемия, глава 8). |
|||||
ШЕСТЬ СИЛ, ПОБУЖДАЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА РАСКАЯТЬСЯ: |
||||||
|
|
|||||
Когда еврей испытывает трудности, он должен пересмотреть свои взаимоотношения с Б-гом, как в Дварим (31:17), где мы читаем: “ Нет Вс-сильного среди меня”. Это событие должно побудить его раскаяться и вернуться к Б-гу. |
На Рош-а-Шана мир предстает перед судом и на Йом Кипур Б-г выносит приговор. Это должно побуждать к искренней Тшуве. Кто может оставаться безучастным, когда оцениваются его поступки? |
|||||
|
|
|||||
Когда человек начинает готовить себя к неизбежному, он становится причастным к смыслу жизни. По мере того как его физические силы идут на убыль, его внимания сильнее фокусируется на духовных ценностях. |
Мы - не хозяева своей судьбы. Человек должен ясно представлять, что может умереть в любой момент, и его душа должна будет предстать перед Б-гом. Несомненно, осознание этого побудит человека к Тшуве. Мидраш говорит, что безнравственные будут просить Б-га отсрочить их смерть с тем, чтобы они могли раскаяться, но Б-г ответит им: “Этот мир может быть сравнен с днями, предшествующими субботе. Если человек не приготовился к субботе, ему нечего будет есть в субботу”. |
|||||
2. КАППАРОТ |
||||||
Этот обычай выполняется в день, предшествующий Йом Кипуру. По традиции, белого петуха или рыбу поднимают над головой и, совершая вращательные движения рукой, в которой держат петуха или рыбу, произносят: "Это- замена мне, это - вместо меня, это – выкуп мой. Пусть уделом этого петуха станет смерть, а моим уделом – благополучная долгая жизнь и мир.” Этого петуха зарезает резник (Шойхет) и он должен быть отдан в пищу бедным. Сегодня стало более принятым просто давать бедным деньги, а не живое существо, говоря: “Пусть эти деньги пойдут на благотворительные цели, а моим уделом будет благополучная долгая жизнь и мир.”. Цель исполнения человеком капарота состоит в искуплении его грехов. |
|
|||||
3. ЕДА ПЕРЕД ПОСТОМ |
||||||
Последний прием пищи перед началом поста должен быть закончен за полчаса до заката солнца. Раввины учили, что человек должен поесть обильно девятого числа месяца Тишрей, говоря: "Тому, кто ел девятого и постился десятого Тишрей, это вменяется в заслугу так же, как если бы он постился девятого и десятого (Тишрей)”. |
|
|||||
4. БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ |
||||||
На Йом Киппур обычай предписывает надевать белые одежды. Мужчина надевает специальную белую мантию, называемую “Китель”. Белое символизирует чистоту, и, как сказал пророк Йешайя, "Даже если грехи ваши красны как пурпур, они станут белыми, как снег. |
8. МОЛИТВА НЕИЛА (Закрытие [небесных врат]) |
На Иом Кипур читается еще одну молитву больше по сравнению с другими праздниками. Помимо молитв Маарив/Арвит (Вечерней), Шахарит (Утренней), Мусаф (Дополнительной) и Минхи (Послеполуденной), к вечеру мы читаем молитву Неилу. Когда ворота Бейт Амикдаш закрыты, и ритуалы священного дня завершены, закрыты и Небесные Врата, и Б-г скрепляет печатью свои приговоры. Перед этим мы обращаемся к Б-гу и просим: “Открой для нас врата, даже если они закрыты и день подходит к концу.” В заключение Неилы кантор, сопровождаемый всеми собравшимися, провозглашает: “Слушай, Израиль: Г-сподь Б-г наш, Г-сподь один!” Затем три раза повторяют: “Благословенна слава Его царства во веки веков!” и семь раз “Г-сподь - Он Б-г”. Немедленно звучит шофар, напоминающий звук шофара на Иом Кипур в юбилейном году в древние времена (см. Вайикра, гл.25).Звук шофара был изначально предназначен для провозглашения свободы евреев-рабов и возвращения земли, которая была продана, их первоначальными хозяевами. Сегодня мы слушаем звуки шофара в надежде, что скоро вся еврейская диаспора вернется на нашу землю: “Вэ шаву башим ливулам”-“И сыновья вернутся в пределы свои”. (Иеремия 31:16) |
ПРАЗДНИЧНЫЕ ИСТОРИИ |
|
ОДЕЖДА ЛЕСНИКА |
О ГЛУПОСТИ ФОРМАЛЬНОЙ МОЛИТВЫ |
Это история о короле, который отправился в лес на охоту. Он заблудился и беспомощно блуждал по лесной чаще целый месяц. Пока его не встретил лесник и не вывел из леса. Король был очень благодарен леснику. Когда они пришли во дворец, король назначил его королевским офицером, приказал одеть лесника в роскошную одежду, а его собственную одежду положить в королевскую кладовую. Прошли годы, и этот офицер, бывший лесничий, предал короля. Король был очень рассержен и приказал его повесить. Прежде чем ему на шею накинули петлю, он произнес свою последнюю просьбу: чтобы его одели в старую одежду лесника. Его просьба была удовлетворена. Увидев эту одежду, король вспомнил о великодушии лесника, вернувшего его во дворец. Король приказал помиловать лесника, избавив его от казни. Подобно этому, среди всех народов на Земле Б-г искал такой, который бы принял Тору, но все отказывались, пока ее не предложили народу Израиля, который принял Тору со словами: "Выполним и услышим". Это совершалось под звуки шофара. Годы спустя, мы восстали против Торы и предали ее. Теперь на Рош-Ашана, Судный день, мы трубим в Шофар – облачаясь в ту же “одежду”, в которой мы были на Синае, когда мы приняли Тору. (Раввин Леви Йицхак из Бердичева) |
Снова и снова Магид из Дубно ругал своих людей за формальное исполнение религиозных обязанностей в осенние праздники. Он никогда не переставал предупреждать своих слушателей, что исповедь, произнесенная механически, без искреннего желания изменить свою жизнь и глубже понять себя, не принесет Прощения на которое мы надеемся в Дни Трепета. И рабби Яаков подтверждение своих слов он рассказал притчу: Глубоко в провинции была деревня, люди в которой были просты и наивны. Однажды один из жителей попал в большой город и остался там ночевать. Среди ночи он был разбужен громкой барабанной дробью. “Что это значит?”- в испуге спросил он. Ему ответили, что вспыхнул пожар, и барабанная дробь - это пожарная тревога. Удовлетворенный этим объяснением, этот человек вернулся ко сну. Вернувшись в деревню, он взволнованно рассказал о том, что увидел в городе. “Они великолепно придумали! - говорил он, - когда в городе возникает пожар, они бьют в свои барабаны, и огонь уходит.” Деревенский голова решил, что это прекрасная идея и немедленно купил барабан для использования при пожаре. Несколько дней спустя, в деревне был пожар. Жители деревни спешно взяли барабаны и стали в них бить сильно и громко, так что приятно было их слушать. Тем временем, пламя охватило половину домов деревни. Незнакомец, который случайно оказался в это время на площади в деревне, иронично рассмеялся и сказал пожарным, энергично выбивавшим дробь своими деревянными палочками: “Глупцы! Разве вы не знаете, что нельзя погасить огонь одной лишь барабанной дробью? Барабаны нужны лишь для того, чтобы вызвать пожарных, чтобы они пришли и потушили огонь. Барабанная дробь не заставит огонь погаснуть.” “Эта притча, - сказал Магид из Дубно - применима к тем из нас, кто верит, что пустых слов достаточно, чтобы заслужить прощение Вс-вышнего. ” Но если слова противоречат тому, что чувствует сердце, то бесполезно надеяться на праздничный ритуал как на магическое средство избежать последствий греха. Напротив, мы должны рассматривать его как сигнал тревоги, побуждающий к раскаянию и самосовершенствованию, чтобы погасить обжигающее пламя зла, которое горит в наших сердцах". |
КОГДА РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ |
|
Раввин Исраель Салантер опаздывал. Времени до начала молитвы Кол Нидрей почти не оставалось. После долгого ожидания отправились на поиски раввина, но найти его не удалось. Наконец его нашли в старой хижине, он качал детскую люльку. Его ученики были очень удивлены и попросили объяснить им, что происходит. Видимо, мать ребенка хотела пойти на молитву Кол Нидрей и оставила старшего ребенка следить за малышом. Дела шли из рук вон плохо, в это время и пришел раввин. Он сказал: “По дороге в синагогу я услышал плач ребенка. Как же я мог посвятить себя молитве Б-гу, когда еврейский ребенок плакал. ” |