ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 1
Можно ли заглянуть в будущее?
Ранее [возвещенное] у же сбылось, и Я предрекаю новое. Прежде, чем [событие] произойдет, сообщу вам [о
Йешаягу,42:9
...Говорю: Мой замысел исполнится, и все, чего желаю Я, — сделаю!
Йешаягу, 46:10
Человек не знает будущего.
Когелет, 10:14
Любому из нас интересно было бы заглянуть в будущее, но мы привыкли считать, что оно непостижимо. Посмотрим, так ли это на самом деле.
С незапамятных времен брались предсказывать будущее астрологи и гадалки, прорицатели и шаманы, чревовещатели и колдуны. При дворах многих владык древности были такие предсказатели, предрекавшие своим повелителям их собственное будущее, а также судьбу задуманных ими предприятий.
Любое пророчество вызывает наш интерес: исполнится ли оно? И все же в глубине души мы относимся к предсказаниям с легкой иронией, полагая, что все это — шарлатанство.
Серьезные достижения современной науки вызывают бесспорное уважение. Сегодня в мире весьма популярна новая научная отрасль — футурология. Во многих странах открылись исследовательские центры, в которых тысячи ученых пытаются прогнозировать погоду, урожаи, рост населения нашей планеты. Тем не менее сами исследователи признают, что, как правило, их прогнозы весьма приблизительны и в лучшем случае верны на короткие сроки.
Кто может предсказать внезапные стихийные бедствия, развитие политической ситуации в мире, сроки начала и завершения войн? Кто возьмет на себя смелость предостеречь народ, которому угрожает уничтожение, или возвестить о грядущем возникновении нового народа? А ведь именно на эти вопросы нам хотелось бы получить ответ прежде всего, именно они жизненно важны для человечества!
Точное предсказание событий, которые должны произойти через тысячу — да что там! — через сотню лет, попросту нереально. Даже такие простые прогнозы, как предсказания погоды или урожая, невозможно составить на длительный срок.
Еврейский народ свидетель Г-сподних деяний
Есть ли в мире другой свидетель, подобный нашему народу? Тысячелетия существует народ Израиля, всей историей своей, всей своею судьбой доказывающий человечеству: Вселенной управляет Творец, ничто не происходит по воле слепого случая и все слова Торы и пророков — истина!
Пал могущественный Вавилон, исчезла бесследно Ассирия, сгинули с лица земли многие племена, разнообразные культуры и цивилизации — лишь этот маленький народ продолжает существовать, оставаясь верным своему Закону — Торе, сохраняя духовное наследие своих предков, в котором прошлое, настоящее и будущее детей Израиля.
Сказал пророк от имени Б-га: " [Пусть] все народы сойдутся вместе и соберутся племена.
Иное дело — предсказания Торы и еврейских пророков. Это явление удивительное, уникальное, ибо пророчества Танаха изложены четко, однозначно, точным и ясным языком, исключающим возможность разночтений. И нам, народу Израиля, чья история насчитывает более трех тысячелетий, народусвидетелю, народуочевидцу, ясно как никому другому, что древние пророчества Танаха либо уже сбылись, либо сбываются в наши дни. Неумолимая точность исполнения пророчеств просто поразительна, и мы лишний раз убеждаемся: есть над нами Судья Праведный, Вершитель судеб мира, слово Которого, однажды изреченное, сбывалось всегда ~ будь то в награду нам или в наказание...
С древнейших времен и до наших дней евреи были свидетелями исполнения этих пророчеств, о небольшой части которых рассказано в этой книге.
Кто из них расскажет об этом [будущем]? Прежние [предсказания] пусть огласят, пусть представят своих свидетелей — и окажутся правыми, [если все их] выслушают и скажут: правда!" (Йешаягу, 43:9).
Но нет у них свидетелей!
А у Б-га свидетели есть. Еще Аврагаму в те времена, когда он назывался Аврамом, предрек Всевышний, что его дети будут рабами в чужой стране, но Он, Г-сподь, принесет им избавление: "И Он сказал Авраму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут их угнетать... и мучить... а потом выйдут они с большим имуществом" (Брейшит, 15:13,14).
"Вы — Мои свидетели, — слово Г-спода, — и [этот] раб Мой — [пророк], которого Я избрал, чтобы вы узнали [Меня], и поверили Мне, и поняли, что лишь Мне [известно будущее]. До Меня не существовало Б-га и после [Меня] не будет. Я, Я — Б-г, и нет Спасителя, кроме Меня. Я предрек, и спас, и возвестил... А вы — Мои свидетели (здесь и далее выделено мной. — И.З.), слово Г-спода, что Я —Б-г" (Йешаягу, 43:10—12).
Куст, который горит и не сгорает
Однажды Моше-рабейну пас овец, принадлежавших его тестю Итро, у горы Хорев в Синае и увидел необычайное явление: небольшой ежевич ный куст — на иврите сна — горел, не сгорая. Решил Моше подойти поближе к этому чудесному кусту и услышал вдруг прозвучавший в пламени голос Б-га: "А теперь иди, посылаю Я тебя к фа раону, и выведи Мой народ, детей Израиля, из Египта. Когда выйдет народ из Египта, будет он служить Мне у этой горы".
Маленький куст снэ символизирует наш немногочисленный народ, который не раз за свою историю должен был, казалось, исчезнуть, "сгореть". И все же он, подобно снэ, горит и не сгорает.
Тора и пророки о вечности еврейского народа
Во многих местах Танаха содержатся обещания Всевышнего даровать нашему народу вечную жизнь.
Так сказал Он Аврагаму: "И установлю союз Свой между Мною и тобою и потомством твоим, [которое придет] после тебя, на [все] поколения — вечный союз, чтобы быть Б-гом для тебя и для потомства твоего, [которое придет] после тебя" (Брейшит, 17:7).
"Так сказал Б-г, дающий солнце для освещения днем, [установивший] законы луне и звездам для освещения ночью, волнующий море и вызывающий волны на нем; Б-г воинств — Имя Его. Если нарушатся эти законы, — слово Г-спода, — тогда и дети Израиля перестанут быть Моим народом навсегда" (Ирмеягу, 31:34,35).
"Никакое оружие, созданное, [чтобы с его помощью воевать] против тебя, не принесет [врагам твоим] удачи; и всякую речь, произнесенную против тебя на суде, ты изобличишь [как лживую] . Это удел служителей Б-га, и их оправдание — от Меня, — слово Б-га"* (Йешаягу, 54:17).
* По мнению выдающегося еврейского мыслителя Рамбама (р. Моше бен Май мои, 1135—1204), здесь имеются в виду два способа уничтожения евреев: "оружие" — физическое истребление, "речь... против тебя" — попытки заставить евреев отказаться от своей веры, от учения Торы.
"Слушайте Меня, знающие правду, народ, в сердце которого — Моя Тора: не бойтесь оскорблений от людей и ругани их не страшитесь, ибо, как одежду, поест их моль и, словно шерсть, источит их червь, а Моя справедливость пребудет вечно и Мое спасение [для вас] — из поколения в поколение" (Йешаягу, 51:7,8).
"А сейчас, — так сказал Б-г, сотворивший тебя, Яаков, и создавший тебя, Израиль, — не бойся, ибо Я спас тебя и призвал тебя, произнеся имя твое; Мой ты! Когда переходить будешь через воды [морские] — с тобою [буду] Я, и через реки [будешь переходить] — не снесет тебя [течением]; когда проходить будешь сквозь огонь — не обожжешься, и пламя не спалит тебя"* (Йе шаягу, 43:1,2).
* Здесь, среди прочего, имеются в виду воды, в которых евреев насильственно крестили, а отказывавшихся топи ли; "огонь" — костры инквизиции.
"Но и при всем том, находясь в стране врагов своих, они не стали противны и отвратительны Мне настолько, чтобы истребить их, чтобы нару шить союз Мой с ними, ибо Я, Г-сподь, — Б-г их (Вайикра, 26:44).
"И будет: когда исполнятся для тебя все слов эти — благословение и проклятие, которые Я обе щал тебе, — возвратишься ты [ко Мне всем сердцем своим, [находясь] в среде всех народов куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернешся ты к Гсподу, Б-гу твоему, и будешь слушаться... Его во всем, как приказываю Я тебе сегодня, — ты и дети твои — всем сердцем своим и всей душою своею. И возвратит Г-сподь, Б-г твой изгнанников твоих, и сжалится над тобою, и вер нет тебя [в Эрец-Исраэль] из всех народов, среди которых рассеял тебя [Он], Г-сподь, Б-г твой Даже если изгнанник твой заброшен будет на край неба — и оттуда соберет тебя Г-сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя" (Дварим, 30:1—4)
"Ты не бойся, раб Мой Яаков, — сказал Г-сподь — потому что Я с тобою. Ибо истреблю Я все народы, среди которых Я тебя рассеял, но тебя Я не истреблю: и накажу тебя по суду [Своему], но уничтожить — не уничтожу тебя" (Ирмеягу, 46:28).
Египетское рабство. Первый "субботник" и первые трудовые лагеря
Вся история еврейского народа — это, в сущности, история многочисленных попыток уничтожить его, попыток, потерпевших провал, ибо они противоречили воле Всевышнего.
Вечно будут помнить сыновья Израиля о том, что произошло с их предками в Египте. Вот как повествует об этом Тора:
"Сказал фараон [старейшинам] народа своего: ... народ сынов Израиля многочислен и сильнее нас. Давайте исхитримся [совершить чтонибудь] против него, чтобы он не размножался, — в противном случае, если случится война, они примкнут к нашим врагам..." (Шмот, 1:9,10).
"И заставили египтяне сынов Израиля трудиться до изнурения. И сделали горькой их жизнь, [принуждая их к] тяжелой работе с глиной и кирпичами и ко всякой работе в поле..." (Шмот, 1:13,14).
Египетские власти создали специальные лагеря, чтобы оторвать мужчин от их семей и тем самым обречь еврейский народ на постепенное вымирание. В мидраше Шмот раба описывается, каким образом это было сделано: власти объявили по всей стране, что в интересах укрепления Египта необходимо завершить строительство целого ряда важных для государства объектов и все жители страны, воодушевленные патриотическим подъемом, должны посвятить этому один день, работая безвозмездно. В этом, так сказать, субботнике должны были принять участие и сам фараон, и его министры. И действительно, фараон целый день таскал кирпичи с таким усердием, что никому бы и в голову не пришло отказаться от участия в работе под предлогом отсутствия привычки к тяжелому труду. В конце дня было объявлено, что работу завершить не удалось и придется потрудиться и на следующий день. То же самое повторилось и назавтра; в конце концов власти назначили египетских бригадиров, под началом которых продолжали работать евреи. Затем евреям было сказано: "Вы живете далеко от места работы и тратите много времени и сил на дорогу. Государство идет вам навстречу и построит жилье рядом со стройкой". Таким образом евреев оторвали от жен и детей, причем семьи остались без всяких средств к существованию. Затем последовал приказ акушеркам: "Когда будете принимать роды у евреек, наблюдайте... если это сын, умертвите его..." (Шмот, 1:16), "... каждого новорожденного мальчика бросайте в реку" (Шмот, 1:22). Но вмешалась в эти злодейские планы рука Б-жья: Египет был наказан десятью казнями, а народ Израиля вышел из рабства и перешел Красное море. Погнавшиеся за ним египетские войска погибли в морских пучинах со всеми своими колесницами, конями и полководцами.
Очевидцами этого чуда были все израильтяне — свыше шестисот тысяч мужчин старше двадцати лет, не считая женщин и детей, а также многочисленные инородцы, вышедшие вместе с евреями.
Народ в Синае
Все сорок лет скитаний еврейского народа по Синайской пустыне оберегала его рука Б-жья. Докучал людям палящий зной — простирал Г-сподь над их станом облака, страдали они от жажды — поил их водой из колодца, чудесным образом сопровождавшего народ в пути, кончалась пища — посылал манну с небес.
В Синае еврейский народ поднялся на высшую духовную ступень, получив от Б-га Тору. Через Моше-рабейну Всевышний обратился к евреям: "А теперь, если вы будете слушаться голоса Моего и будете соблюдать завет Мой, то станете для Меня самым дорогим из всех народов, ибо Меня [принадлежат] все народы земли" (Шмот, 19:5) Ответили на это евреи: "Все, что сказал Б-г, делаем и будем послушны" (Шмот, 24:7) — и. По клялись от своего имени и от имени будущих по колений выполнять законы Торы.
Весь народ стоял у горы Синай, видел подни мавшиеся к небу языки пламени, блеск молний слышал голос Б-га, перечислявшего десять запо ведей; многие, не выдержав этого зрелища, па дали в обморок. Тогда, преисполнившись страха перед Г-сподом, обратились люди к Моше: "Говори ты с нами и послушаемся, и пусть не говорит с нами Б-г, чтобы мы не умерли", — дав таким образом своему вождю право получить Тору от Всевышнего.
Итак, сотни тысяч евреев во время своих скитаний по пустыне, продолжавшихся сорок лет, были свидетелями многочисленных чудес, явленных для них Всевышним; весь народ был очевидцем дарования Торы на Синае. Отрицать это так же бесполезно, как бесполезно, скажем, утверждать, что во время Второй мировой войны не было массового истребления евреев немцами. Тот, кто подвергает сомнению факт уничтожения фашистами в лагерях смерти шести миллионов евреев (а в последние годы опубликовано немало "научных" трудов, авторы которых пытаются отрицать очевидное, ставит себя в глупое положение: живы люди, прошедшие через этот ад, и их свидетельства никогда не изгладятся из памяти потомков.
Тысячелетия хранит коллективная память еврейского народа правду о чудесах, свидетелями которых были наши далекие предки.
Спасение от армии Санхерива
Поселился наконец народ Израиля в обещанной ему стране, поделил ее между двенадцатью коленами, начал обрабатывать землю. Но и в этот исторический период жизнь еврейского народа не раз, казалось, висела на волоске.
Ассирийский тиран Санхерив был в те времена могущественнейшим из земных владык: его империя включала в себя чуть ли не все царства той эпохи. Санхерив переселял с места на место целые народы, и те очень быстро теряли свою самобытность, растворялись в недрах империи, исчезали с лица земли. Немало древних племен перемололи ассирийцы, уничтожив их или полностью ассимилировав; они изгнали из Эрец-Исраэль десять колен Израиля, и до сих пор ученые затрудняются найти их следы.
Такая же судьба была уготована и остатку еврейского народа — коленам Йегуды и Биньямина.
Почти вся Эрец-Исраэль была захвачена врагом города Иудеи пали, ассирийские полчища стояли у стен Иерусалима. В те годы страной правил царь Хизкиягу, потомок царя Давида. Среди его при ближенных были люди, решившие сдаться Санхериву, во главе их стоял знатный вельможа по имени Шевна. В своих записках, которые преда тели привязывали к стрелам и таким способом через стены города пересылали захватчикам, они изъявляли согласие в обмен на мирный договор сложить оружие и отправиться в изгнание.
Но Хизкиягу и его сторонники не соглашались на капитуляцию. Тогда ассирийцы решили взять Иерусалим приступом, назначив штурм города на первый день праздника Песах.
(Здесь необходимо сказать, что царь Хизкиягу вернул народ к служению Всевышнему, сделал обязательным изучение Торы во всей стране Однажды в его царстве решили поискать евреев не знакомых с Законом, и не нашли ни одного.
Перед самым началом ассирийской атаки пророк Йешаягу передал царю утешительную весть полученную им от Всевышнего, — о том, что асси рийцы не войдут в Иерусалим: "И защищу город этот, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида раба Моего" (Йешаягу, 37:5). И в ночь пасхаль ного седера случилось чудо: 185000 лучших вои нов армии Санхерива постигла внезапная смерть Завоеватель с позором вернулся домой и был умерщвлен своими собственными сыновьями Адрамелехом и Сарецером; вместо него стал царем третий сын Санхерива, ЭйсарХадон.
Ханука
Враги еврейского народа обратили внимание на то, что до тех пор, пока евреи верны своей религии, верны Торе, их невозможно уничтожить, но как только дети Израиля начинали служить чужим богам, на них обрушивались великие несчастья.
"Стало быть, — рассуждали враги евреев, — этому народу нужно запретить выполнять его законы, тогда будет легче с ним покончить". Именно поэтому никогда не прекращались попытки наших недругов уничтожить Израиль духовно.
В мрачные времена грекосирийского владычества казалось, что наш народ стоит на грани исчезновения. Царь государства Селевкиов Антиох Епифан издал указ, требовавший от евреев отказаться от веры в единого Б-га; этот указ повелевал приносить жертвы идолам, запрещалось соблюдать субботу и правила кашрута, делать обрезание... Непокорным грозила смерть.
Большинство молодежи воспитывалось в эллинистическом духе. Лидеры еврейской об щины, в том числе и многие священники, были ставленниками греков. Храм был осквернен и служба в нем прекращена. Города и села Эрец Исраэль кишели агитаторами, пропагандировавшими "великую" греческую культуру; эти люди пытались убедить народ в том, что еврейская ре лигия устарела и неминуемо отомрет. Почтенных евреев, известных своей ученостью и благочестием, заставляли нарушать Закон публично: есть трефное, работать в субботу, поклоняться идо лам. Тех, кто отказывался, зверски убивали. Гибель еврейства казалась неминуемой.
И тут вдруг разразилось восстание, организованное горсткой людей, во главе которых в стал Матитьягу Хашмонай со своими сыновьями, восстание, завершившееся полной победой над великолепно обученной армией греков. Вся стра на бьша освобождена от идолов, Храм обновили и очистили от мерзости, восстановили в нем службу. И в доказательство того, что избавление пришло свыше, Б-г явил народу чудо: масло в светильниках, которого должно было хватить лишь на сутки, горело восемь дней — до тех пор, пока не доставили в Храм новое масло в необходимом количестве.
Как известно, храмовые светильники символизировали свет Торы, озаряющей наш жизненный путь.
О вечности рода Давида, коГенов и левитов
Из книг пророков известно, что Машиах — человек, который встанет во главе народа Израиля, соберет всех евреев в Эрец-Исраэль и построит Третий Храм, — будет потомком царя Давида.
Враги нашего народа знали об этом, и однажды один из них, персидский владыка Издур, решил отнять у евреев последнюю надежду, истребив всех потомков их великого царя. О том, что из этого вышло, рассказывает историческая книга "Седер гадорот".
В те времена почти все евреи жили под властью персов. Раздражала Издура "двойная лояльность" евреев, не мог он полностью доверять людям, мечтающим о восстановлении собственного царства. Велел Издур составить списки потомков Давида; по этим спискам евреев хватали и казнили. Завершили персы эту кровавую акцию и спокойно вздохнули: не придет к евреям их Машиах!
Но тут приснился Издуру сон: стоит он с топором в чьемто чужом роскошном саду и рубит подряд все деревья. Все вырубил, остался лишь один тоненький росток. Занес над ним свой топор Издур, но тут возник откудато величественный старец, отобрал топор у Издура и замахнулся на него. "За что ты хочешь убить меня?" — воскликнул персидский царь и взмолился о пощаде. 'Ты вырубил сад, который я посадил и столько ле лелеял! — сказал старец. — Остался в нем один крохотный росток, так ты и его хочешь уничто жить! Жизнью своей ты заплатишь за это!" Зары дал Издур, пообещал старцу, что будет холить этот последний росток, пока тот не вырастет, и поклялся восстановить погубленный сад. Когда проснулся он, то сразу же созвал к себе всех колдунов и прорицателей — но никто из них не смог растолковать сон царя. Посоветовали ом ему обратиться за помощью к еврейским мудрецам, и один из мудрецов, сидевший в темнице согласился объяснить царю его сон. "Мне снилось то же самое, — сказал он Издуру, — поэтому мо жешь не рассказывать о том, что видел. Сад это род Давида. Ты вырубил его: всех уничтожил. Дочь моя вышла замуж за еврея из этого рода, и мой зять тоже убит. Но дочь моя понесла от него и росток, который сохранился, — это плод в утробе. А старец, говоривший с тобой, — сам царь Давид".
Старика немедленно освободили, Издур взят его дочь во дворец, отвел ей отдельные покои и приставил к ней лучших врачей. Когда у женщи ны родился сын, ему дали имя Бустенай (от пер сидского слова "бустан" — сад).
Не мог прекратиться род Давида — ведь вечность его была нам обещана Всевышним: "Ибо так сказал Г-сподь: не переведется в [роду] Давида человек, сидящий на престоле дома Израиля" (Ирмеягу, 33:17). Сегодня известно немало людей, ведущих свое происхождение от Давида, — память об этом передается в их семьях из поколения в поколение. Потомки великих еврейских мудрецов — Абарбанеля, Магарала из Праги, основателя Хабада р. ШнеураЗалмана из Ляд — знают о том, что происходят из рода Давида. Есть такие люди и в Израиле, и в Америке, и в Марокко, и мы свято верим: Машиах придет!
"Так сказал Г-сподь: [так же, как не может никто] нарушить Мой союз с днем и Мой союз с ночью. [так же не может быть нарушен] Мой союз с Давидом, рабом Моим... и [союз] с левитами и когенами, служителями Моими" (Ирмеягу, 33:21).
Потомство Леви, одного из двенадцати сыновей Яакова, было самым малочисленным среди всех остальных. Если, например, колено Йегуды насчитывало в конце сорокалетнего странствования по пустыне 76500 мужчин старше двадцати лет, то колено Леви — лишь 23000, включая детей и младенцев старше месяца. Лишь левитам разрешалось петь в Храме псалмы во время Б-гослужения, и лишь корены, потомки Агарона, брата Моше-рабейну, могли быть священнослужителями.
Не чудо ли это: после всех погромов средневековья, после того, как Гитлер уничтожил треть нашего народа, левиты и коГены сохранились Почти в каждом городе, где живут евреи, Вы найдете и тех и других. Вспомните распростра ненные фамилии русских евреев: Леви, Левитии Левин, Ленинский; Коган, Каган, Каганович Кагане кий, Кац (аббревиатура от коген цедек "праведный коген") — это именно они во време на Третьего Храма — которые, даст Б-г, вскоре наступят — будут петь в Храме и разжигать огонь на жертвеннике.
Пророчества о судьбе Вавилона и Египта
[Слышен] голос бегущих и спасающихся из земли Вавилонской, чтобы возвестить на Сионе о мщении Г-спода, Б-га нашего, о мщении за Храм Его. Ирмеягу, 50:28
Вавилон — столица великой империи древности — был одним из величайших городов мира, он играл значительную роль в культурной и политической жизни человечества. Около 2500 лет тому назад Вавилон находился в зените своего расцвета.
Кирпичные стены этого города были тридцатиметровой толщины и смогли бы выдержать осаду войск, вооруженных современной осадной артиллерией. В колоссальном по площади городе было несколько сотен тысяч жителей. Одни его улицы были вымощены камнем, другие залиты асфальтом; жилые кварталы состояли из трехчетырехэтажных домов. Городские ворота, а также стены домов на центральных улицах были облицованы плитками из цветной эмали с изображением львов, единорогов и химер —персонажей вавилонских мифов. В столице были водопровод и канализация.
Древнегреческие историки Геродот и Страбон измерившие в свое время остатки крепостных вавилонских стен, оставили нам описание этого города. По их словам, знаменитые висячие сады — одно из семи чудес света в то время — под держивались в таком положении с помощью хитроумнейшей системы сводчатых арок. Вокруг стен города был выкопан ров, наполненный во дой из Евфрата — полноводной реки, по обеим сторонам которой и были построены 625 кварта лов Вавилона. На восточном берегу Евфрата воз вышался дворец вавилонских царей древности, на западном красовался новый дворец Навуходо носора — целый город с тремя рядами высоких крепостных стен и сотней железных ворот Самым высоким зданием в городе был храм Бела — вавилонского божества. Рассказывал* что фундаментом этому храму послужили руины знаменитой Вавилонской башни, дерзких строи телей которой Всевышний наказал смешением языков и рассеял возгордившихся по всему свету. Храм Бела был высотой в сто восемьдесят мет ров, все скульптурные изображения, украшавшие его, были из чистого золота. Золотая статуя само го Бела была двенадцатиметровой высоты.
Вавилоняне, как известно, завоевали Иудейское царство, разрушили Первый Храм в Иерусалиме, а евреев увели в рабство.
Все сказанное о Вавилоне пророками ЙешаяГу и ИрмеяГу исполнилось в точности. Следует помнить, что оба они пророчествовали в те годы, когда Вавилон находился в зените своего могущества и казалось, что нет в мире силы, способной противостоять этому колоссу.
ЙешаяГу, который жил задолго до разрушения Первого Храма, предсказывает поражение Вавилона от Персии и его грядущую гибель: "И взыщу с земли за зло и с нечестивых — за грехи их, и положу конец надменности негодяев, и гордых тиранов унижу. И Вавилон, краса царств, слава и гордость халдеев, [станет] подобен Сдому и Аморе, разрушенным Б-гом. Никогда не будет он заселен... и араб не поставит там своего шатра, и пастухи не. остановятся на отдых. И станут жить там звери пустыни... И будутс шакалы выть во дворцах его..." (ЙешаяГу, 13:11, 19—22).
ИрмеяГу, в книге которого две большие главы — 50я и 51я — целиком посвящены предсказаниям о разрушении Вавилона, говорит об этом такими словами: "Ты, [Вавилон, был] у Меня молотом, орудием войны; и тобою Я сокрушал народы, и тобою истреблял царства. Тобою сокрушал Я коня и всадника его, колесницу и возницу ее. Тобою Я сокрушал мужчину и женщину, старого и молодого... Но отплачу Я Вавилону всем жителям Халдеи за все зло, что сделал они в Сионе... И накажу Я Бела в Вавилоне, вытащу проглоченное из пасти его..." (ИрмеяТ 51:2022,24,44).
Историки Геродот и Ксенофонт рассказывав о падении Вавилона следующее. При осаде города персидский царь Кир потерял значительную часть' своего войска. Вавилоняне полагались на непри ступность своих крепостных сооружений и отка зывались вести с Киром переговоры. Убедившие что силой Вавилон не взять, персы применили хитрость: прорыли от Евфрата отводной канал по пересохшему руслу реки ворвались в город. Беспечные вавилоняне в это время пиршествов али в храме своего бога Бела; вино лилось рекой и хмельной царь не желал верить гонцам, прибе гавшим к нему с известием о том, что персы про никли в город. И сам правитель, и вся вавило нская знать были уничтожены, победители захват ли сокровища государства и отправили их в Пер сию, золотых идолов храма Бела переплавили в слитки. Так было вытащено из пасти кровавого божества то богатство, которое оно успело по глотить.
Александр Македонский попытался вернуть Вавилону его былое величие, мобилизовав на во становление города десять тысяч человек. Ничего не вышло из этой затеи: великий завоеватель неожиданно умер, не успев осуществить свои замыслы. Так сбылось еще одно пророчество: "Лечили мы Вавилон, но он не исцелился; оставьте его и пойдем каждый в свою страну" (Ирмеягу,51:9).
Археологи и историки, несколько столетий спустя побывавшие в тех местах, в своих описаниях развалин Вавилона почти в точности повторяют слова древних еврейских пророков.
Вот что говорит один из исследователей, посетивший те края: "из-за зверей, обитающих в округе, арабы близко не подходят к руинам Вавилона. К тому же арабы суеверно считают, что эти места отданы во власть злых духов и горе тому, кто придет туда. Кругом полно шакалов, змей, повсюду валяются кости растерзанных животных. Высятся горы кирпичей, камней — остатки зданий, которыми некогда были застроены берега Евфрата. Сейчас в этом месте полно болот".
Другой путешественник пишет: Видна рука Б-жья! Страна превратилась в вечную пустыню. Остатки храма Бела высятся, словно надгробный памятник Вавилону. Я вижу своими глазами исполнение слов: "Вот, Я [уничтожу] тебя, гора губительная, — слово Г-спода, — [гора], уничтожающая всю землю; и наложу руку Мою на тебя. И низвергну тебя... и превращу тебя в... пожарище" [ИрмейГу, 51:25]. Если посмотреть с высоты на Вавилон, — продолжает рассказчик, — то кажется, что нигде больше не увидеть такой ужасной картины опустошения. И тогда вспоминаются слова пророков и история этих мест.
Сегодня весь этот край — одно сплошное болото; в течение последних столетий там вообще не ступала нога человека. Исчез с лица земли великий Вавилон, задумавший покорить евреев.
* * *
Значение Египта в древнем мире можно сравнить разве что с политической ролью современных нам сверхдержав — СССР и США. Могущественнейшие страны дрожали перед Египтом, проводили угодную ему политику. И тут в период наибольшего его процветания, наивысшего его величия провозгласил вдруг пророк: "Посрамлена дочь Египта, предана она в руки народа северного... И предам Я его... в руки Навуходоносора, царя Вавилона..." (Ирмеягу, 46:24, 26). С абсолютной точностью предсказал пророк грядущее поражение Египта в войне с Вавилоном, изгнание египетского народа со своей земли.
Еще подробней говорит об этом Йехезкель, которому сказал Всевышний: < Сын человеческий! Обратись к фараону, царю египетскому, и пророчествуй о нем и обо всем Египте... Так сказал Г-сподь Б-г: ...Я [уничтожу] тебя, фараон, царь египетский, великий крокодил, лежащий в реках своих, сказавший: "Мне принадлежит река моя, и я сам себя сотворил". Но Я проколю крюками щеки твои, и прилеплю рыб, [живущих] в твоей реке, к чешуе твоей и вытащу тебя из твоих рек, и всю рыбу, которая к чешуе твоей прилипнет... и выброшу тебя в пустыню... на поле ты упадешь, не будешь [никем] подобран и не будешь погребен. Зверям полевым и птицам небесным отдам Я тебя на съедение. И узнают все жители Египта, что Я — Г-сподь, ибо были они [ненадежной] тростниковой опорой для дома Израиля. Когда хватались они за тебя рукою, переламывался ты и иссекал им все плечи, когда опирались на тебя, ты ломался...> (Йехезкель, 29:2—7).
Дело в том, что египетский фараон обещал военную поддержку последнему царю Иудеи, Цидкиягу, в его борьбе против Навуходоносора. Евреи восстали против вавилонян, но Египет нарушил свое обещание и не пришел им на помощь; восстание было подавлено, и еврейский народ на десятилетия лишился своей родины.
"...За это, [сказал Всевышний], Я поражу тебя... и предам землю египетскую полному разрушению и опустошению... Не ступит на нее нога человека... и не будет обитаема она сорок лет... и рассею Египет среди народов... По окончании сорока лет соберу я египтян из [всех] народов, среди которых они были рассеяны. И верну изгнанников египетских, « возвращу их... в страну, из которой происходят они, но государство их будет ничтожным. Самым ничтожным государством будет оно и никогда больше не возвысится над народами, и умалю Я их, чтобы не властвовали более над народами" (Йехезкель, 29:10—15).
Подобно всем другим пророчествам сбылись и эти. Египет был побежден Вавилоном, пережил сорокалетнее изгнание, и хотя египетское государство было восстановлено, ему уже никогда не было суждено достичь былого величия. И по сей день Египет — второстепенная страна на политической карте мира.
* * *
Если бы предсказания судьбы человечества исходили не от самого Всевышнего, если бы они были продиктованы человеческими представлениями о справедливости, о торжестве добра над злом в нашем понимании, логично было бы предположить, что пророки возвестили бы более тяжелую кару не Вавилону, а Египту. Египтяне держали наш народ в рабстве в течение ста шестнадцати лет, топили еврейских детей в Ниле, замуровывали младенцев в стены строящихся зданий. Вавилон же повинен в том, что разрушил Храм и изгнал евреев на чужбину, но вел он себя там по отношению к ним вполне гуманно. Несмотря на вое это, пророки возвестили об уничтожении именно Вавилона, а не Египта, и все слова их исполнились в точности. Это еще одно убедительное доказательство Б-жественного происхождения пророчеств, свидетельство того, что замыслы Всевышнего велики и непостижимы.