Песах - занятия с учениками
Тема занятия: ПЕСАХ – НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКА – старшие классы
Место проведения занятия: парк (в случае необходимости можно проводить занятие в классе, в зале и т.п. – подробные рекомендации см. в разделе «Ход занятия»)
Материальное обеспечение: таблица очков
5 книг «Исход» (Шмот)
5 молитвенников
3 таблички к разделу «Праздник мацы»
текст благословения деревьев (Биркат а-иланот)
разноцветные наклейки для деления на команды
листы заданий, карандаши
План занятия:
· объяснение правил получения очков
· деление на команды
· задание 1 – Праздник Песах
· задание 2 – Праздник Мацы
· задание 3 – Праздник Свободы
· задание 4 – Праздник Весны
· коллективное произнесение благословения деревьев
Ход занятия:
Занятие проводится в виде соревнования между командами. Учитель собирает детей и дает им задание. Все команды выполняют одно и то же задание. Команда, закончившая первой и в полном составе вернувшаяся к учителю со сделанными листами заданий, получает наибольшее количество очков.
Таблица очков разделена на пять частей разного цвета, каждая команда заполняет часть своего цвета. На одежду каждого из членов команды наклеивается наклейка цвета этой команды. По окончании выполнения каждого из заданий все участники собираются вместе, обсуждают лист заданий, который они сделали, учитель дает дополнительные объяснения.
Команда получает очки в соответствии с быстротой выполнения задания, т.е. команда, окончившая первой, получает 150 очков, закончившая второй – 100 очков и т.д.
Затем дети отправляются выполнять следующее задание, проведение каждого этапа идет по той же схеме.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Подробное описание заданий:
1. Праздник Песах
Дети отправляются на поиски камня, на котором написано «эзов» (кустарник, иначе называемый майоран), рядом с которым растет куст эзова. Здесь дети выполняют задания (лист заданий прилагается): подсчет месяцев с момента выхода евреев из Египта, объяснение названия праздника (т.к. Б-г пропустил - дома евреев) и наклеивание листка эзова (учитель зарание наклеивает на листе заданий двустороннюю клейкую ленту, дети снимают верхнее покрытие и наклеивают листок).
Когда дети возвращаются к учителю, он рассказывает о том, что во время казни первенцев евреи помазали косяки дверей своих домов кровью пасхального ягненка (делали это веткой эзова, обмакнув ее в кровь), чтобы показать, что в этом доме живут евреи, - поэтому они не пострадали.
При проведении занятия в классе – можно нарисовать куст эзова, скопировать его изображение или принести ветки эзова в класс; возможны и другие варианты.
2. Праздник Мацы
На этом этапе дети отправляются в парк искать три каменных жернова:
· большой каменный жернов у входа в парк (напротив скалы «Сад Рахели»).
· малый каменный жернов – в воде.
· большой каменный жернов – на маслобойне.
На каждом из камней укреплена табличка с фрагментами текста, объясняющего заповедь употребления мацы в Песах.
На камне № 1: Праздник Мацы называется так потому, что в течение этого праздника евреи должны семь дней есть мацу.
На камне № 2: Заповедь мацы напоминает о том, что, когда евреи выходили из Египта, их тесто не успело подняться, и «хлебом», который они ели, была маца.
На камне № 3: В память о том «хлебе» мы едим мацу в Песах; на протяжении всего праздника запрещено есть хамец (квасное), но нет обязанности есть мацу.
Дети читают написанное на каждом из камней и на листе заданий соединяют точки рисунка линиями по порядку предложений. Если это сделано правильно, получается рисунок, изображающий египтянина, приказывающего еврею.
3. Праздник Свободы
Дети отправляются искать камень с надписью «терновник» – они должны переписать надпись с таблички, установленной возле куста терновника: «...вот терновник горит огнем, но терновник не сгорает», а также указать источник – Исход 3:2. Дети открывают вторую книгу Торы – Исход (Шмот) (книга Торы есть у каждой команды) на заложенной странице и переписывают пасук (предложение): «...при выводе твоем народа из Египта вы совершите служение Б-гу на этой горе.» (Исход 3:12) и записывают вывод. От куста терновника дети идут в синагогу, там лежат молитвенники, дети должны открыть «Поучения отцов», гл. 6, мишна 2 и переписать отмеченный фрагмент: «И надпись сделана Б-гом и она высечена на скрижалях» – не читай «высечена», а читай «свобода», так как свободен только тот, кто занимается Торой.»
В заключение учитель объясняет последовательность событий, отраженных в листе заданий: сначала дети переписали пасук, говорящий о миссии Моше – вывести евреев из Египта, затем они переписали пасук, говорящий о цели выхода народа из Египта – служении Б-гу, а из фрагмента «Поучений отцов» видно, что изучение Торы – это истинная свобода. Из сказанного делается вывод, что Песах – это Праздник Свободы, так как отмечает событие, целью которого было служение Б-гу.
Расширение темы «Названия праздника».
Экскурсия по парку в соответствии с листом заданий «Такими были евреи в Египте»: виноградная лоза, душистые растения, гранатовые деревья. Народ Израиля сравнивается с виноградной лозой: как виноградная лоза сама не поднимается вверх, так и народ Израиля– он может достичь высоты только выполняя заповеди Торы.
Народ Израиля сравнивается с душистыми растениями – мирт – обладает приятным запахом, так и в народе Израиля есть люди, делающие много хорошего.
Народ Израиля сравнивается с гранатом: «Как зерна граната виски твои (Песнь песней) – даже «пустые» люди этого народа «полны» заповедей, как гранат полон зерен.
На листе заданий описана пасхальная жертва, которая обжаривалась на вертеле из ветки граната.
4. Праздник Весны
На этом этапе все участники вместе с учителем гуляют среди распускающих листья деревьев. Песах приходится на весну – время появления зелени и цветения. Дети выполняют задания на листе заданий.
Учитель обясняет, что тот, кто видит в дни месяца нисан цветущее фруктовое дерево, произносит благословение: « ... Который не оставил этот мир ущербным и сотворил в нем творения хорошие и деревья хорошие, чтобы люди наслаждались ими.» Дети выполняют мицву и произносят благословение.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Брошюра (листы заданий) «ПЕСАХ» к занятию по теме «Названия праздника»
1.ПРАЗДНИК СВОБОДЫ
«Ты дал нам, Г-сподь Б-г наш, с любовью праздники для радости, торжественные дни и периоды для веселья и день этого праздника опресноков время нашего освобождения» (Из молитвы)
Где явился Б-г Моше Рабейну?
Перепишите первый пасук (предложение), написанное на камне около куста
__________. «________ ________ ________ ________ ________ _______ _______». Пасук взят из: (_______ __ __)
Б-г обещал Моше Рабейну (Исход 3:12)
«При выводе твоем ________ _______ ________ - _______ ______ ______ _____ _____ ______ ________»
Из этого мы делаем вывод, что целью выхода из Египта было: ______ ________.
Какова связь между праздником свободы и получением Торы?
«И надпись ________________________________________ читай не ________,
а ________, так как нет __________________________________________ (Поучения отцов 6: мишна 2)
2. ПРАЗДНИК ВЕСНЫ
«Соблюдай месяц Авив (весенний) и совершай Песах Г-споду, Б-гу твоему; ибо в месяце Авиве вывел тебя Г-сподь ... из Египта ночью. (Второзаконие 16:1)
Обведите правильный ответ:
1) В какое время года празднуют Песах?
· осень
· зима
· весна
· лето
2) Всевышний послал избавление в этот месяц потому, что:
· в это время года природа очень красива
· это время года подходит для выхода – не жарко, не холодно, нет дождей
· это месяц между двумя главными временами года – весной и летом
Знаешь ли ты?
В месяце нисан начинают распускаться листья на деревьях. Человек, увидивший цветущее дерево, произносит благословение:
«Благословен Ты, Г-сподь _______ _______ ______ _____ _____ ____ ______
______ ______ ______ ______ ______ _____ ______ .»
3. ТАКИМ БЫЛ ИЗРАИЛЬ В ЕГИПТЕ
виноград Народ Израиля сравнивается с виноградом:
нарисуй как виноградная лоза сама не растет вверх,
виноградный так и Израиль ________________________
лист
душистые Мирт – растение душистое, так и Израиль,
растения есть в его среде люди, делающие ______
нарисуй _______________________________
лист
мирта
гранаты «Как зерна граната, виски твои» (Песнь
нарисуй Песней) – даже ______________ в среде
лист Израиля «полны» заповедей _________
граната _____________
Знаешь ли ты?
В праздник Песах приносили жертву песах, которую надо было обжарить на огне (не варить), ее обжаривали на вертеле, сделанном из ветки ___________, потому что в этих ветках совершенно нет влаги, поэтому нет опасности, что жертва будет «сварена»
5. ПРАЗДНИК ПЕСАХ
«В первый месяц, в четырнадцатый день месяца, в сумерки – песах Г-споду» (Левит 23:5)
· картинка – месяцы еврейского года, в середине круга надпись:
Считаем месяцы года от выхода Израиля из Египта.
Какой месяц в Торе называется «первый месяц? ______________________
«И будет та кровь для вас знаком на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас...» (Исход 12:13)
Праздник Песах называется так потому, что Б-г __________ дома Израиля во время казни египетских первенцев.
Нарисуйте листок эзова!
6. ПРАЗДНИК МАЦЫ
«В пятнадцатый день сего месяца праздник опресноков...» (Левит 23:6)
Соедините слова в правильной последовательности – получится рисунок.
(в разных точках рисунка написаны отдельные слова, соединив которые в правильной последовательности, получаем рисунок. Перевод слов дается сверху вниз, слева направо – прим. переводчика):
есть мацу./ в память об этом хлебе мы едим/ мацу в песах/ не обязаны/ праздник мацы называется так/ потому что в этот праздник заповедано есть/ в течение дней праздника нельзя есть/ хамец только/ употребление мацы напоминает/ семь дней мацу/ выход сынов Израиля из Египта, сделали/ закваситься, и «хлеб», который ели была маца/ тесто не успело.
Знаешь ли ты?
Существует заповедь есть мацу во время Седер Песах.
* * *
Тема занятия: ПЕСАХ – ХАМЕЦ И МАЦА – младшие классы
Место проведения занятия: класс.
Материальное обеспечение: две коробки с табличками – «ХАМЕЦ», «МАЦА»
фонари
пищевые продукты, кашерные на Песах
пищевые продукты, содержащие хамец
картонные часы с обозначением времени разных
моментов подготовки к Песаху
фломастеры, ножницы
листы заданий, карандаши
спички (если сжигают хамец)
План занятия:
· Краткое пояснение перед входом в класс
· Поиски продуктов
· Разъяснение учителем понятий «хамец» и «маца»
· Распределение продуктов по коробкам
· Выполнение заданий на листе заданий
· Изготовление часов с указанием времени разных этапов подготовки к Песаху
· Сжигание хамца во дворе.
Ход занятия: У входа в класс дети получают фонари. Парами дети ищут пищевые продукты в классе (затемненном). Затем дети рассаживаются и учитель объясняет значение понятий «хамец» и «маца». «Хамец» – один из пяти видов злаковых, который находился в контакте с водой более 18 минут. Продукт, содержащий хамец, нельзя есть в Песах. «Маца» – один из пяти видов злаковых, который находился в контакте с водой менее 18 минут.
Учитель ставит перед детьми две коробки: на одной написано «хамец», а на другой «маца». Дети по очереди кладут найденный ими продукт в соответствующую коробку.
Учитель рассказывает детям как изготавливается маца, говорит, что при производстве мацы особенно следят за тем, чтобы мука не соприкасалась с водой больше 12 минут. Затем учитель объясняет детям понятия «бдикат хамец» (проверка помещения на отсутствие хамца), «мхират хамец» (продажа хамца), «срефат хамец» (сжигание хамца). На основании этих объяснений дети выполняют задания листа заданий.
В заключение дети изготавливают часы с указанием времени различных этапов подготовки к Песаху: «время прекращения употребления хамца» («соф зман ахилат хамец»), «время сжигания хамца» («срефат хамец»), «аннулирование хамца» («битуль хамец»).
Каждый участник получает картонные часы, на ремешке которых написано время названных этапов. Дети вырезают часы и, если позволяет время, раскрашивают их фломастерами, рисуют стрелки и т.п. Часы дети смогут повесить дома как напоминание о важных этапах подготовки к Песаху.
Можно также показать детям, как проводится сжигание хамца. Учитель заворачивает кусочек питы (хлеба, булки), выходит с детьми во двор, где сжигает хамец.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Заготовка для изготовления часов
(В малом прямоугольнике): ЧТО И КОГДА НАКАНУНЕ ПЕСАХА?
(В круге-циферблате): ВРЕМЯ, КОТОРОЕ ВАЖНО ЗНАТЬ!
(В большом прямоугольнике)ВРЕМЯ, ДО КОТОРОГО МОЖНО ЕСТЬ ХАМЕЦ
ВРЕМЯ, ДО КОТОРОГО СЛЕДУЕТ СЖЕЧЬ ХАМЕЦ
ВРЕМЯ ДО КОТОРОГО СЛЕДУЕТ АННУЛИРОВАТЬ ХАМЕЦ И ПРОИЗНЕСТИ «КОЛЬ ХАМИРА»
2. ХАМЕЦ И МАЦА
Дайте нам определение!
ХАМЕЦ – любое из пяти видов злаковых, которое замешано на _________ и
_________ посредством времени, или посредством _____________, или посредством ___________, например:___________
МАЦА – тесто, сделанное из _________ и ________, которое не пребывало в состоянии покоя до выпечения, и не нагревалось, и в него не добавлялась ни закваска, ни приправа.
Не будет видно («ло йраэ») ________________________________________
Не найдется («ло йимаце») _________________________________________
Соедините понятия, связанные между собой:
«коль хамира» кашерование посуды
«наша вода» («маим шелану») продажа хамца
«кебольо кен полето» («как впитал,
так и выделит») выпечка мацы
документ о продаже аннулирование хамца
3. ХАМЕЦ И МАЦА
Соедините линией понятие и его определение:
ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Пять видов злаковых Один из пяти видов злаковых, находившийся
в контакте с водой более 18 минут
Хамец Пшеница, ячмень, овес, полба, рожь
Маца Произнесение молитвы «Коль хамира» для
аннулирования всего хамца, находящегося в
распоряжении человека
«Ахмаца» (окисление) Если хотят пользоваться хамцом после Песаха,
его продают нееврею через посредство раввина
Продажа хамца Утром 14 нисана сжигают хамец
Проверка (отсутствия) Мука и вода, замешанные вместе и не успевшие
хамца закваситься
Сжигание хамца 18 минут с момента соприкосновения муки
с водой до конца процесса выпекания
Аннулирование хамца Вечером 14 нисана проверяют хамец (его
отсутствие) в доме.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
«Ло йеахель» (Не будет съеден) – не есть хамец в Песах
«Ло йимаце» (не будет найден) – не будет находится хамец у еврея в Песах
ВОПРОС – Что делать, если в Песах найден хамец?
* * *
Тема занятия: ПЕСАХ – ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ: «РУЛЕТКА»\ КЕГЛИ
Для среднего и старшего возраста.
Место проведения занятия: класс/ зал
Материальное обеспечение: информационные листы
различные принадлежности выбранной игры
Ход занятия: Основа занятия – изучение листов, содержащих подробную информацию о празднике Песах: названия праздника, 4 сына – их вопросы и что им отвечают, пасхальный седер, цифра 4 в праздновании Песаха, пасхальное блюдо и «принадлежности» седера.
Учащиеся сами прочитывают информационные листы (учащиеся среднего возраста – вместе с учителем). Для закрепления материала проводят две вводные игры: «рулетка» и кегли.
Эти игры можно использовать на занятиях на разные темы – для закрепления соответствующего информационного материала.
Рулетка
Для игры требуются:
· рулетка с секторами пяти цветов (много секторов каждого цвета), на секторах – обозначение количества очков. Рулетку можно заменить двумя коробками:
· одна коробка с карточками пяти цветов
· вторая коробка с карточками с обозначением количества очков.
· список «заданий» по цветам карточек
· таблица со «скрытым» изречением
· информационный лист по теме занятия
· карточки с вопросами для учителя – сложены в алфавитном порядке
· таблица очков для двух команд.
Подготовка к игре:
· Приготовить лист информации и размножить его по количеству учащихся
· Приготовить две коробки: в одну положить карточки пяти цветов, в другую – карточки с очками (50 очков, 100, 200 и тд.)
· Приготовить список заданий для участников: 5 цветов и соответствующие им задания, например: красный – выбери букву
желтый – выбери клетку в таблице
зеленый – задай вопрос команде соперников
белый – вы получаете дополнительный ход
черный – вы пропускаете ход
· Приготовить таблицу со «скрытым» изречением: Расчертить прямоугольник на клетки, оставить свободными клетки по количеству букв в слове – по одному слову в строке, а все остальные клетки отметить буквой Х, например:
! Х ! Х ! ! ! ! Х ! Х
! Х ! Х ! Х ! ! ! !
! Х ! Х ! Х ! ! ! Х ! Х
· Приготовить карточки с вопросами, ответы на которые начинаются с букв в алфавитном порядке. Вопросы составляются к материалу информационных листов.
Ход игры:
· Класс делится на две команды
· Каждый участник получает лист информации (на его изучение дается определенное время)
· Таблица со скрытым изречением устанавливается так, чтобы она была хорошо видна обеим командам
· На полу или на столе устанавливаются коробки
· Участник одной из команд подходит к коробкам, из одной достает цветную карточку, а из другой – карточку с очками. Задания могут быть следующими:
Выбери клетку – команда выбирает одну из клеток и пытается выяснить, какая не ней должна быть буква. Учитель, знающий букву, задает вопрос (по имеющимся у него карточкам), ответ на который начинается с той же буквы. Если команда правильно отвечает на вопрос, она получает то количество очков, которое обозначено на вытащенной карточке очков. Учитель пишет букву в соответствующей клетке. Если команда не знает ответа, на него пробует ответить команда соперников.
Выбери букву – команда выбирает какую-либо букву и спрашивает учителя, есть ли она в «скрытом» изречении. Учитель задает вопрос, ответ на который начинается на эту букву. Если команда знает ответ, она получает то количество очков, которое обозначено на вытащенной карточке очков. Если выбранная буква есть в изречении, учитель вписывает ее в соответствующую клетку.
Задай вопрос команде соперников – команда должна задать соперникам вопрос по материалу информационного листа. Если команда соперников ответит правильно, она получает столько очков, сколько обозначено на карточке, вытащенной командой, задавшей вопрос. Если же соперники не знают ответа на вопрос, очки присуждаются команде, задавшей вопрос.
Дополнительный ход – команда получает дополнительную возможность достать карточки из коробок, выполнить задание и получить очки.
Пропуск хода – команда лишается очередной возможности вытащить карточки, выполнить задание и получить очки.
Команда, которой удалось угадать целое слово из «скрытого» изречения, получает дополнительно 100 очков, но если предположение команды оказалось неверным, она теряет 50 очков. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
«УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КЕГЛИ»
Для проведения игры нужны:
· 10-20 кеглей
· 10-20 карточек, которые кладут под кегли; на одной стороне карточки – вопрос, на другой – «выигрыш»
· обручи (желательно маленькие деревянные)
· информационный лист по теме занятия
· таблица очков – на две команды.
Подготовка к игре:
- приготовить лист информации по теме занятия и размножить его по количеству участников;
- приготовить круглые карточки, которые кладутся под кегли. На одной стороне карточки – вопрос по содержанию листа информации, на другой стороне – «выигрыш»
Возможные выигрыши:
· Вы выиграли100 очков!
· Выберите любую кеглю (без попадания!) и прочтите вопрос.
· Пропуск хода
· Отдайте 40 очков команде соперников и т.д. и т.п.
Ход игры:
· Класс делится на две команды, они садятся друг против друга.
· Раздайте листы информации (желательно дать учащимся определенное время на изучение листа информации).
· Расставьте кегли на расстоянии друг от друга в один или два ряда.
· Участник одной из команд встает и пытается набросить обруч на кеглю.
Если ему это удалось, он берет карточку, лежащую под этой кеглей и читает вопрос. Если его команда отвечает на вопрос, он переворачивает карточку и читает «выигрыш». Кегля, на которую он набросил обруч, выходит из игры.
Если ученику не удалось попасть на кеглю, очередь переходит к другой команде – и так далее.
Команда-победительница – та команда, которая набрала больше очков, или та, которая «сняла» больше кеглей.
· Более трудные вопросы можно положить под «дальние» кегли, и на их карточках поставить больший выигрыш.
· Можно расставить кегли в два ряда, вызывать по два участника – по одному от каждой команды. Тот, кто первым набросил обруч, приносит своей команде дополнительные очки еще до оглашения вопроса на карточке, таким образом усиливается соперничество между командами.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Буклет (6 класс, занятия в канун Песаха)
ЕСЛИ БЫ ВСЕВЫШНИЙ, БЛАГОСЛОВЕН ОН, НЕ ВЫВЕЛ НАШИХ ПРЕДКОВ ИЗ ЕГИПТА, ТО МЫ И ДЕТИ НАШИ, И ДЕТИ ДЕТЕЙ НАШИХ ТАК И ОСТАВАЛИСЬ БЫ ПОРАБОЩЕННЫМИ ФАРАОНОМ В ЕГИПТЕ.
НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКА
Название Источник Причина
Праздника
Праздник «И в пятнадцатый день сего месяца В этот праздник
Мацы праздник опресноков Г-споду» заповедано
(Левит 23:6) есть мацу семь дней.
Праздник «В первый месяц, в четырнадцатый Поскольку Всевышний
Песах день месяца, в сумерки, - Песах пропустил («пасах»)
Г-осподу» (Левит 23:5) дома сынов Израиля
во время казни
Египетских первенцев.
Праздник «Праздник опресноков соблюдай; Праздник Песах всег-
Весны семь дней ешь опресноки, как Я да приходится на
повелел тебе, в назначенное весенний месяц, когда
время месяца Авива, ибо в оном сыны Израиля вышли
вышел ты из Египта»(Исход 23:15) из Египта.
Праздник «Ты, Г-сподь Б-г наш, дал нам В Песах вышли сыны
Свободы с любовью праздники для радости, Израиля из рабства
торжественные дни и периоды на свободу.
для веселья и день этого праздника
опресноков, время нашего
освобождения.» (Из молитвы)
ПАСХАЛЬНЫЙ СЕДЕР («ЛЕЙЛ А-СЕДЕР»)
1. Освящение дня (первый бокал) – Кидуш
Освящение производится над бокалом вина – первым из четырех, - каждый обязан выпить большую часть бокала («ров кос»), /пьют облокотившись/.
2. И расскажи своему сыну (второй бокал)
Следующие этапы являются подготовкой к выполнению заповеди «И расскажи своему сыну»:
А) приглашение гостей – «А-Лахма»
Б) ребенок спрашивает «Ма ништана?» (В чем отличие?)
В) первый ответ ребенку – «Авадим гаину» (Мы были рабами)
Г) обязанность рассказывать о выходе из Египта – «Даже если бы мы все были знатоками»)
Д) трапеза в Бней-Браке – «Маасе б-раби Элиэзер» (Однажды рабби Элиэзер)
Е) О четырех сыновьях говорит Тора
Ж) Когда надо рассказывать Агаду? – «Яхоль м-рош ходеш..?» (Может быть с начала месяца Нисан?)
З) второй ответ ребенку – «Сначала предки наши служили чужим богам...»
Следующие этапы включают в себя выполнение заповеди рассказа о выходе из Египта:
А) «Иди и учи, что хотел сделать Лаван арамеянин Яакову, отцу нашему.»
Б) Египетское рабство – «Зло причиняли нам египтяне...»
В) Выход из Египта – «И вывел нас Г-сподь из Египта...»
Г) Всевышний наказывает египтян – «Рабби Иоси из Галилеи...»
Д) Песах, маца и марор – символы праздника – «Раббан Гамлиэль говорил...»
Затем произносится хвала и благодарение Всевышнему:
А) Прославление, благодарность и восхваление - «Поэтому мы обязаны благодарить...»
Б) Благословение на избавление – «Благословен Ты ...который вызволил нас и наших отцов...»
3. Праздничная трапеза (сеудат мицва) – (третий бокал)
Порядок выполнения этой заповеди следующий:
А) Омовение рук и благословение на хлеб («А-Моци лехем...»)
Б) Благословение на мацу – съедают определенное количество (к-зайт) мацы /облокотившись/
В) Благословение на марор – съедают определенное количество (к-зайт) марора
Г) Съедают определенное количество (к-зайт) мацы – от третьей мацы – с к-зайт марора – «корех»
Д) Трапеза
Е) Съедают к-зайт мацы от афикомана
Ж) Произносят благословение – «Биркат а-мазон»
3. Заключение – Галель (четвертый бокал)
Заключительная часть седера состоит из следующих этапов:
А) Просьба о мести – «Излей Твою ярость...»
Б) Произнесение «Египетского Галеля» - Теилим (псалмы) 113-119,
«Большого Галеля» – Теилим 136 и «Биркат а-Шир»
В) «Нирца», песни Пасхального Седера.
ЧИСЛО ЧЕТЫРЕ В ПРАЗДНИКЕ ПЕСАХ
4 сына – умный, нечестивый, наивный, неспособный задать вопрос
4 бокала – освящение, рассказ о выходе из Египта, трапеза, Галель
4 выражения, обозначающих избавление – «и вывел», «и спас», «и избавил», «и взял»
4 заповеди Пасхального Седера – 4 бокала вина (установление мудрецов), есть мацу (заповедь Письменной Торы), есть мацу (установление мудрецов), рассказать о выходе из Египта (заповедь Письменной Торы)
4 названия праздника – Песах, Праздник Весны, Праздник Свободы, Праздник мацы
4 вопроса – только мацу, марор, окунаем, облокачиваемся.
4 части Пасхальной Агады: освещение дня, рассказ о выходе из Египта, трапеза, Галель
БЛЮДО ПАСХАЛЬНОГО СЕДЕРА – см. Пасхальная Агада
«ПЛАН» СЕДЕРА – 15 ЭТАПОВ – см. Пасхальная Агада
* * *
Тема занятия: ПЕСАХ – ВВЕДЕНИЕ: ЗАПОВЕДИ СЕДЕРА
младшие классы
Место проведения занятия: класс/ зал
Материальное обеспечение:
· 4 закрытых корзинки или коробки
· принадлежности, связанные с заповедью четырех бокалов (вино, бокал ...)
· принадлежности, связанные с заповедью мацы (квадратная маца, круглая маца, специальное блюдо для мацы, кружка для натилат ядаим, салфетка для мацы
· принадлежности, связанные с заповедью марор (горькие травы – листья салата, кусочки хрена)
· принадлежности, связанные с рассказом о выходе из Египта (Пасхальная Агада)
Ход занятия:
Учитель объясняет детям, что в каждой корзинке «спрятались» предметы, имеющие отношение к заповедям седера; в каждой корзинке – одна мицва. Ученики по очереди подходят к одной из корзинок и вытаскивают какой-нибудь предмет. Дети, при помощи учителя, объясняют, как этот предмет связан с Песахом и что с ним делают. Когда достали все предметы из корзинки, находят, что между ними общего – к какой заповеди они имеют отношение.
После объяснения всех заповедей дети поют заключительную песенку (на мотив «Бо элай парпар нехмад» – «Лети ко мне, милая бабочка»):
Мы хорошие ребята,
Любим вечер Седера,
Выполняем заповеди: 4 бокала, маца, марор, Агада (подстрочный перевод)
ПРИЛОЖЕНИЕ: Увеличенный текст четырех куплетов песенки.
* * *
Тема занятия: ПЕСАХ – ПЕСНИ ИЗ ПАСХАЛЬНОЙ АГАДЫ
Место проведения занятия: зал/ класс
Материальное обеспечение: листы с текстом песен из Пасхальной Агады
при необходимости – кассета с записью песен
Ход занятия: дети садятся за столы, поставленные так, что они образуют круг или квадрат (или любым иным способом, создающим атмосферу единства). Каждый получает листы (брошюру) с текстами песен из Пасхальной Агады. Дети, под руководством ведущего или учителя, поют песни. Для сопровождения можно воспользоваться кассетой.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Песни из Пасхальной Агады.
* * *
Тема занятия: ПЕСАХ – ПАМЯТЬ О ВЫХОДЕ ИЗ ЕГИПТА
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРЫ
Эта игра может быть изготовлена на мероприятии для детей и родителей – тогда родители готовят ее в качестве сюрприза для детей; учителем – для всего класса (материалы к игре можно скопировать с увеличением); детьми старшего возраста, которые готовят ее сами для себя.
Инструкция по проведению игры прилагается.
Место занятия: любое место, где можно сесть за столом.
Материальное обеспечение: игровое поле: «Выход из Египта»
инструкция к игре
12 карточек с вопросами о законах праздника
6 листов с фрагментами из галахических
источников – для отыскания ответов
кубик, фишки
наклейки разных цветов: красного, синего,
зеленого, желтого
ножницы для вырезания карточек, фломастеры
Ход занятия. В процессе занятия изготовляют игру, а играть в нее можно как в классе, так и дома. Сначала готовят инструкцию к игре: на листе инструкции – 4 пустых квадратика, рядом с каждым из них – определенное задание. В каждом из квадратиков наклеивают цветную наклейку – все разных цветов. Например:
красная наклейка – перейди на следующий круг;
желтая наклейка – сделай столько-то (число) ходов вперед;
синяя наклейка – попал в западню! Вернись к началу;
зеленая наклейка – возьми карточку с вопросом.
Закончив инструкцию, приступают к изготовлению игрового поля. Поле состоит из концентрических кругов, цель игры – пройти от слова «старт» к слову «конец». На доску наклеиваются наклейки разных цветов, на каждом круге должна быть по крайней мере одна красная наклейка, которая позволяет быстро перейти на следующий, более близкий к центру круг. На всем поле должно быть не менее 12 зеленых наклеек, представляющих вопросы. В остальном распределение наклеек по полю свободное – чем больше будет на нем вопросов и ловушек, тем длинее и интереснее будет игра. На желтых наклейах, означающих продвижение вперед, следует написать цифру – количество «шагов вперед», которые делает игрок.
Готовую игру оборачивают в целлофан (или ламинируют), прилагают к ней кубик и фишки (цветные пуговицы тоже подойдут).
Инструкции к готовой игре – см в приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Инструкция к игре Память о выходе из Египта
Набор принадлежностей для игры включает:
1) игровое поле
2) 4 фишки
3) кубик
4) 12 карточек с вопросами
5) 6 листов с фрагментами галахических источников – для изучения в порядке подготовки к ответу на вопросы.
6) Лист инструкций
Цель игры: преодоление «препятствий» и достижение конечной точки с одновременным накоплением как можно большего количества очков (каждый правильный ответ приносит определенное количество очков)
Значение цветов на игровом поле:
/место для наклейки/ - переход на следующий круг по направлению к центру!
/место для наклейки/ - ход вперед (на то количество клеток, которое указано)
/место для наклейки/ - попал в ловушку! Вернись к началу.
/место для наклейки/ - возьми карточку с вопросом. Знаешь ответ? Если правильный – прибавь очки. Если неправильный – пропусти ход!
Ход игры:
1.Поставьте фишки на «стартовую черту»
1. Двигайтесь вперед по «показаниям» кубика.
2. Действуйте в соответствии со значением цвета достигнутой клетки.
3. Победитель – первый, достигший конечной точки и набравший наибольшее количество очков.
Галахические источники(6 листов) /Из книги: Рав Берман «Галаха для народа»/
К вопросу № 1
1. Синагоги и помещения для учебы также должны быть проверены (на отсутствие хамца), поскольку знатоки, сидящие и изучающие там Тору, случается, едят там, а также другие посетители едят там во время таких событий, как брит мила или трапеза по поводу окончания изучения части Талмуда.
2. Погреб, чердак, магазин, столярная мастерская, помещения для хранения вина или масла – все эти места должны быть проверены, поскольку люди, работающие там, имеют обыкновение заходить туда с едой.
3. Несмотря на то, что скот и птицы обычно поедают хамец, хлев для скота и помещения для птиц должны быть проверены, так как птицы могут склевать не все, и останутся крошки, которые скотина не съела.
4. Проверяющий (отсутствие) хамца произносит благословение: «...Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам уничтожить хамец», поскольку цель проверки – уничтожение хамца.
К вопросу № 2
1. Запрещено также пользоваться посудой, «впитавшей» хамец, так как нельзя есть смесь кашерного продукта с хамцом, поскольку посудина не составляет 60 части того, что варится в ней. Поэтому в Песах нельзя пользоваться посудой, которой пользовались в течение года.
2. Покупающий новую посуду у нееврея должен почистить и промыть ее холодной водой и затем окунуть в микву, произнеся благословение «на погружение посуды».
3. Тот, кто хочет пользоваться в Песах посудой, которой в другое время пользовались для хамца, должен почистить посуду, удалив приставшее к ней и хамец, который она впитала, тогда она кашерна (пригодна для пользования).
Не всякую посуду можно ошпаривать для кашерования, различные виды посуды кашеруются различными способами.
4. Глиняная посуда, которая легко впитывает, даже если она была использована только один раз, никак не может быть использована в Песах «Тора свидетельствует, что глиняный сосуд не может быть исправлен», как сказано: «А глиняный сосуд, в котором варилось, должен быть разбит».
К вопросу № 3
1. И вот что принято соблюдать с момента замеса до конца выпечки: во время замеса можно добавлять воду, но нельзя добавлять муку, поскольку может получится, что добавленная мука не будет в достаточной степени замешана, и какая-то часть может закваситься.
2. Между двумя замесами всю посуду чистят, отмывают, полощат и вытирают.
3. Установили мудрецы треть часа на весь процесс замеса, от того момента, когда вода добовляется в муку, до момента установки теста в печь.
4. Тот, кто готовит мацу к выпечке и складывает на противень перед внесением в печь, не должен готовить слишком много мацы, но ровно столько, сколько пекарь может сразу же поставить в печь, чтобы маца не стояла, так как она может нагреться от печи, и произойдет заквашивание.
5. Если в печи на маце образовалась складка или если две мацы склеились, пока еще были влажными, такая маца не может быть использована, так как есть опасность, что произошло заквашивание; ее следует вытащить из печи и отложить к продуктам, содержащим хамец.
К вопросу № 4.
1. Карпас нужен для того, чтобы произнести на него благословение «Боре при а-адама» («...сотворивший плод земли»), с тем чтобы это благословение распространялось и на марор, посколько есть сомнение в том, надо ли произносить благословение на марор, ведь его едят в процессе трапезы.
2. Почему окунают марор в харосет? Поскольку употребление сырой зелени без того, что ее окунают во что-то, тяжело для организма.
3. Есть обычай есть яйца во время седера, но смысла его мы не знаем. Некоторые считают, что поскольку яйца – это пища скорбящих, мы их едим в знак скорби по разрушенному Храму.
4. Почему зроа и яйцо обжаривают на огне? Как символ жертвы песах и жертвы хагига. Но их не принято есть ночью, чтобы не сказали, что приносятся жертвы не на алтаре.
К вопросу № 5
1. Следующие продукты мудрецы запретили есть в Песах, так как они похожи на хамец: бобовые, чечевица, кукурузные зерна, крупы, рис, а также все, из чего делают муку, похожую на муку злаковых; все они запрещены из опасения смешения с хамцом.
2. Не все общины Израиля приняли на себя это ограничение. Братья наши выходцы из восточных общин едят в Песах рис, есть места, где не запрещают и бобовые.
3. В Ашкеназских община ограничение не распространилось на картофельную муку. В крайних случаях, например, во времена голода, религиозные суды собираются и возвещают о разрешении употреблять бобовые, рис и т.п.
4. Принято запрещать употребление солений, маринованых и сушеных и консервированных продуктов, если не известно, что в момент изготовления соблюдались предосторожности, направленные на то, чтобы в них не попал хамец.
К вопросу № 6
1. Хамец, который не был продан нееврею и который не был аннулирован хозяином, а был найден после Песаха, определяется как «хамец, который оставался в Песах», мудрецы запретили его использование или получение от него выгоды.
2. Поскольку это постановление мудрецов, есть по этому поводу разные мнения: одни запрещают хамец, который оставался в Песах в любом виде, другие ограничивают запрет собственно хамцом, а смесь, содержащую хамец разрешают использовать, если количество хамца гораздо меньше, чем остальных составляющих.
3. Если человек продал смесь и не посчитал стоимость входящего в нее хамца, - он должен прикинуть, сколько мог стоить тот хамец, и стоимость его бросить в море или сжечь, по выражению мудрецов «бросить выгоду в Мертвое море», чтобы не получилось, что он воспользовался хамцом.
4. Это постановление мудрецов распространяется только на то, что точно является хамцом, но если есть сомнение в том, что оставшееся в Песах – это хамец, на него такое ограничение не распространяется.
5. Если человек забыл продать и аннулировать хамец и нашел у себя хамец в Песах - в Шабат или в праздничный день Песаха, когда его нельзя сжечь, он должен убрать его куда-то, чтобы его не было видно, а в полупраздничный день его надо сжечь, как сказано «Уберите квасное из своих домов». А если по количеству это был «к-зайт», - произносится благословение «...повелевший нам уничтожить квасное».
К вопросу № 7
1. Человек обязан уничтожить хамец перед Песахом, как сказано: «Уберите квасное из ваших домов». Усли не уничтожил – нарушил заповедь «не будет виден и не будет найден».
2. Поэтому сказали мудрецы: в начале 14 числа месяца Нисан, когда стемнеет, человек обязан проверить во всех местах, чтобы не осталось в его владении и крошки квасного. Где он проверяет? – даже в отверстиях и в трещинах.
3. Почему сказали «когда стемнеет»? Потому что свет свечи хорош для проверки, но он различим только ночью. Есть выражение: «Свеча днем – что она дает?» Но если забыл проверить ночью, должен проверить утром четырнадцатого числа.
4. Сказано – со свечой, а не с факелом, посколько его пламя слишком большое, человек может побояться пожара и не поднести его к отверстиям и трещинам.
5. С какой свечой надо проверять? – с кашерной свечой, то есть с восковой, а не с сальной, поскольку сало запрещено и хозяин дома может побояться закапать им посуду и не поднесет свечу к ней.
5. Проверку проводят при свете свечи, и принято это делать с восковой свечой, и так лучше всего для проверки. Фонарь, работающий на батарейках, годится для проверки, и при его использовании также произносят благословение.
К вопросу № 8
1. По окончании проверки весь найденный хамец откладывают для того, чтобы сжечь на следующиее утро, а потом произносят вслух: «Всякое квасное и всякая закваска, имеющаяся в моем владении, которую я не увидел и не уничтожил, и о котором не знал, да будет аннулирован и станет ничейным, как прах земли.» В молитвенниках эта формула приводится на армейском языке. Это следует произнести вслух.
2. Перед проверкой откладывают хамец, о существовании которого известно, он остается для еды на следующее утро – 14 Нисана. Этот хамец помещают в закрытую посуду или заворачивают, а то, что останется от него после момента, до которого можно есть хамец, сжигают во время уничтожения хамца.
3. Как сжигают? – Разводят костер в таком месте, где нет продуктов на Песах и пасхальной посуды, и сжигают в нем хамец.
4. На этом костре нельзя греть воду и готовить пищу, чтобы не опоздать сжечь хамец, и чтобы не получилось, что хамец был использован.
5. По окончании сжигания хамца следует произнести вслух следующее: «Все квасное и вся закваска, находящиеся в моем распоряжении, которые я видел и которые я не видел, которые уничтожил и которые не уничтожил – аннулируются и становятся ничейными, как прах земли», - поскольку теперь он не оставляет хамец, о котором знает, поэтому упоминает и о том, что видел и знал, и о том, что не видел и не знал.
6. Почему человек аннулирует хамец и объявляет его ничейным? – На тот случай, что где-нибудь остался хамец, который он забыл уничтожить, его он аннулирует и объявляет ничейным право на него, то есть заявляет, что он ему не принадлежит, ведь сказано в Торе: «Не будет видно у тебя квасного и не будет видно у тебя закваски.». Два раза «у тебя» – то есть своего ты не видишь, но ты видишь чужое (принадлежащее нееврею и ничейное) и принадлежащее Всевышнему.
К вопросу № 9
1. Человек обязан рассказывать о выходе из Египта в пасхальный вечер, чтобы воздать хвалу и благодарность Святому, Благословен Он за то, что Он вывел нас их Египта. И заповедано читать псуким (фрагменты Торы) и их толкование, и объяснять членам своей семьи, какими были чудеса, которые Б-г сотворил для наших отцов при выводе их из рабства на свободу. Пасхальная Агада, которая есть у нас, - это объяснение того, каким был исход из Египта, данное нашими мудрецами, да будет благословенна их память.
2. Когда вопросы заданы, - отец начинает с «Рабами были мы...» и прочитывает все псуким (предложения из Торы) и все объяснения об исходе из Египта.
3. Если он может дать дополнительные объяснения, - добавляет их, разъясняет и переводит для членов своей семьи, поскольку, чем больше рассказывается об исходе из Египта, - тем лучше, и это достойно похвалы.
4. Не может человек сказать, что он стар и мудр и знает все, что случилось при выходе из Египта, и толкования этого, и толкования толкований, и для чего ему повторяться и вновь рассказывать? Так как танаим (мудрецы эпохи Талмуда), устроившие седер в Бней-Браке, были мудрейшими в мире, но говорили об исходе дольше, чем их ученики. Поэтому есть в Агаде рассказ об этом.
5. А вдруг он подумает, что только великие знатоки Торы могли расказывать об исходе из Египта? На это отвечает Агада: «О четырех сыновьях говорится в Торе...»
К вопросу № 10
1. Тора запрещает есть хамец в течение всех восьми дней праздника., можно есть только мацу. Вечер первого дня Песаха отличается тем, что в это время есть мацу – это обязанность, как сказано: «Вечером ешьте опресноки.» И еще: «И будете есть опресноки с горькими травами.»
2. Почему мы едим мацу? – Потому что не успело закваситься тесто наших отцов, поскольку поспешили они выйти из Египта, не могли мешкать и провизию – из квасного – не приготовили себе.
3. Почему в Торе говорится о маце в Песах Египта с самого начала, ведь заповедь Песаха и мацы была дана в Египте первого числа месяца Нисан, и несколько дней стоял Моше и предупреждал о необходимости отделить ягненка для жертвы десятого числа этого месяца и о маце, заповедь о которой выполняется 14 нисана? – Потому что это символ.
4. Мацу обязаны есть все, как мужчины, так и женщины, несмотря на то, что сказано: «От всякой повелительной заповеди (заповеди «осе» – то есть «делать что-то»), выполняемой в определенное время, женщины освобождены.» Заповедь мацы – это исключение.
К вопросу № 11
1. Сколько марора (горьких трав) надо съесть? – «к-зайт», на это произносится благословение «...на вкушение марора». И хотя заповедь марора теперь – это постановление мудрецов, на выполнение таких заповедей тоже произносится благословение, в котором говорится: «...Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам...», поскольку есть заповедь подчиняться установлениям мудрецов, как сказано: «Не уклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо, ни влево.»
2. Почему обмакивают марор в харосет? – Поскольку употребление свежих овощей без обмакивания тяжело для тела.
А поскольку окунают в харосет марор, вкушение которого является заповедью, - вкушение харосет также становится заповедью. В харосет добавляют красное вино и орехи, чтобы внешне напоминал он глину, и оказывается, что харосет – это своего рода объяснение марора: каким образом угнетали их – посредством глины и кирпичей.
К вопросу № 12
1. Все действия Пасхального седера выполняют облокачиваясь: едят мацу, пьют 4 бокала вина, едят корех и афикоман, за исключением вкушения марора и карпаса, поскольку они – знаки рабства, поэтому их едят не облокачиваясь. Однако благословения и Галель произносят не облокачиваясь.
2. Человек обязан выпить четыре бокала вина и произнести четыре благословения, которые говорят в этот вечер, каждое из благословений относится к каждому из бокалов, с радостью и благодарностью, как сказано: «Бокал избавления возьму и к имени Г-спода воззову».
Первый бокал – благословение на освящение этого дня, второй бокал – на чтение Агады, – завершение этого – благословение «Избавитель Израиля», третий бокал на биркат а-мазон (благословение после трапезы) и четвертый бокал – на Галель, - завершение этого – благословение «Царь, дающий жизнь всему» (или «Царь, прославляемый в хвалениях»).
Каждый бокал – обхемом в четверть лога, мудрецы определили это как объем в «полтора яйца». Тот, кто выпил большую часть бокала, - выполнил заповедь.
3. Постановили мудрецы о четырех бокалах в соответствии с четырьмя словами, которыми обозначается избавление, как сказано: «И вывел вас из тягот Египетских, и спас вас от работы их, и избавил вас мышцей простертой и казнями великими, и взял вас себе народом».
Карточки с вопросами.
1. Уборка к Песаху.
Сразу после Пурима мы начали убирать дом к Песаху. Мама работала в кухне, а я убирал в своей комнате. Папа сказал, что даже в синагоге надо убирать и проверять хамец. «В синагоге!» – спросил я. – «Но ведь там совсем нет хамца?!»
Нужно ли?
А) убирать в синагоге и проверять там хамец?
Б) убирать и проверять хамец в синагоге, только если там ели хлеб?
В) убирать в синагоге и проверять там хамец, только если в Песах там будут есть?
2. Кашерование посуды.
Накануне Песаха Давид пошел кашеровать посуду, изображенную на рисунке (кастрюля, вилка, нож, ложка, керамический кувшин и керамическая кружка).
Человек, который кашеровал посуду, сказал Давиду: «Не все, принесенное тобой, можно откашеровать.» – «Но нам нужны все эти вещи», - сказал Давид.
Вопросы:
А) Можно ли откашеровать всю посуду?
Б) Можно ли откашеровать глиняную посуду?
В)Можно ли откашеровать посуду, которая была на огне?
3. Изготовление мацы:
Когда в классе изучали процесс изготовления мацы, возник спор между учениками: с какого момента начинают отсчитывать 18 минут, отведенных для приготовления мацы, чтобы она не стала хамец?
Отсчитывают ли 18 минут с момента ,изображенного на:
А) рисунке 1?
Б) рисунке 2?
В) рисунке 3?
4. Пасхальное блюдо:
«Я очень люблю пасхальное блюдо, - сказала брату Рахель, - Но я каждый год забываю, почему на него кладут каждый из этих продуктов». Брат попробовал помочь ей понять, о чем напоминают эти продукты.
Правильно ли, что:
А) харосет – это напоминание о пасхальной жертве?
Б) марор – это напоминание о жертве «хагига»?
В) зроа – это напоминание о жертве Песаха, а яйцо – о жертве «хагига»?
5. Запрет есть хамец:
Мама послала Яэль купить продукты к Песаху. Вот продукты, которые принесла Яэль: ( На рисунке: маца /кашерная на Песах/, вино, растительное масло, рис)
«Яэль,- позвал ее брат, - зачем ты купила рис? Ведь это хамец!»
«Нет, - ответила Яэль, - рис – это не хамец!»
Правда ли, что:
А) рис – это не хамец и все могут есть его в Песах?
Б) рис – это хамец?
В) ашкеназские евреи не едят рис в Песах, а сефардские евреи едят рис в Песах?
6. Продажа хамца.
Папа был очень занят подготовкой к Песаху. Обо всем папа позаботился и все было готово к Пасхальному седеру. В первый полупраздничный день папа вспомнил, что забыл продать хамец накануне Песаха. «Что же делать?» - спросили папу все члены семьи.
Нужно ли:
А) продать хамец в полупраздничный день?
Б) спрятать хамец?
В) сжечь хамец?
7. Проверка хамца:
Папа попросил Моше приготовить все необходимое для «бдикат хамец» (проверки отсутствия хамца). Когда вся семья собралась, Моше подал папе лопатку и фонарь. Все посмотрели друг на друга, они не знали, можно ли пользоваться фонарем для «бдикат хамец».
Правильно ли, что:
А) можно делать «бдикат хамец» только с фонарем?
Б) нельзя проверять с фонарем?
В) можно проверять с фонарем, только если нет свечи?
8. Сжигание хамца и его аннулирование:
Во время сжигания хамца я стоял у костра и смотрел, как горит хамец. Я подумал: «В нашем доме больше нет хамца». И тут я услышал, как папа читал по молитвеннику: «Весь хамец, который есть в моем владении...будет ничьим как прах земли»». «Папа, почему ты говоришь «Весь хамец, который есть в моем владении», ведь мы уже сожгли весь хамец?!»
Правильно ли, что:
А) нет необходимости аннулировать хамец после сжигания?
Б) надо сжечь, объявить ничейным и аннулировать?
В) надо аннулировать и объявить ничейным, только если точно известно, что остался хамец?
9. Рассказ об исходе из Египта.
«Я не понимаю, - сказал Моше, - почему мудрецы должны рассказывать об исходе из Египта, ведь они-то уже знают его очень хорошо?»
«Может быть ты и прав, - отозвался Барух, - может быть эта заповедь не распространяется на мудрецов.»
Верно ли, что:
А) если все участники Седера мудрецы, нет необходимости рассказывать об исходе из Египта?
Б) каждый человек обязан выполнять эту заповедь, в том числе и мудрецы?
В) мудрецы обязаны рассказывать об исходе, только если с ними вместе сидят люди, которые не знают этой истории?
10. Заповедь есть мацу:
«Семь дней ешьте опресноки.»
«Шесть дней ешь опресноки.»
«В первый месяц 14 числа вечером ешьте опресноки.»
Эти три пасука (предложения из Торы) мы учили в школе перед Песахом. Только прийдя домой, мы обратили внимание на противоречия между пасуками, и не знали, как надо поступать.
Верно ли, что:
А) человек обязан есть мацу только в первый вечер Песаха?
Б) человек обязан есть мацу только шесть дней?
В) человек обязан есть мацу семь дней?
11. Заповедь есть марор.
На седере папа дал каждому к-зайт мацы, а потом к-зайт марора. Странно, что позже папа снова дал каждому мацу и марор – на этот раз вместе.
«Почему два раза? Мы ведь уже выполнили заповедь есть мацу и марор?!»
«Ты прав, - сказал брат, - достаточно было съесть один раз.»
Верно ли, что:
А) достаточно съесть мацу и марор отдельно?
Б) надо есть мацу и марор отдельно и вместе?
В) каждый может поступать так, как хочет?
12. Заповедь выпить четыре бокала вина.
Иоси очень любит вино. Он с нетерпением ожидал Пасхального Седера. Когда в первый раз пили вино, Иоси сразу выпил не один, а все четыре бокала. Когда папа налил четвертый бокал, Иоси сказал ему:
«Нет, папа, больше я не могу. Но ведь я сразу выпил четыре бокала, значит уже выполнил заповедь.»
Верно ли, что:
А) Иоси уже выполнил заповедь о четырех бокалах?
Б) Иоси не выполнил заповедь, так как выпил четыре бокала сразу?
В) Иоси не знала, что нельзя пить четыре бокала сразу, поэтому считается, что он выполнил заповедь?
4. ИГРОВОЕ ПОЛЕ.
* * *
ЛИСТЫ ЗАДАНИЙ - младшие классы.
1. ПЕСАХ – дни праздника: Вторник 13 Нисана – Бдикат хамец
Среда 14 Нисана – Сжигание хамца
Пасхальный Седер
Четверг 15 Нисана – Праздничный день
Пятница 16 Нисана – Полупраздничный день
Суббота 17 Нисана – Шаббат полупраздника
Воскресенье 18 Нисана – Полупраздник
Понедельник 19 Нисана – Полупраздник
Вторник 20 Нисана – Полупраздник
Среда 21 Нисана – Седьмой день Песаха
Четверг 22 Нисана – Исход праздника.
2. НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКА ПЕСАХ
КТО Я И КАК МЕНЯ ЗОВУТ ПОЭТОМУ МЕНЯ ЗОВУТ
ЗАГАДКИ (выберите название из слов
в рамке.)
В этот праздник есть заповедь
семь дней есть мацу. Праздник ____________
Г-сподь «пасах», пропустил,
дома сынов Израиля, когда
казнил египетских первенцев. Праздник _____________
Г-сподь вывел нас из Египта
весной, когда не жарко и не
холодно. Праздник ____________
В Песах сыны Израиля
вышли из рабства на свободу Праздник ____________
Свободы, Весны, Мацы (Опресноков), Песах
3. КОГДА Я БЫВАЮ?
МЕСЯЦ СЕЙ ДЛЯ ВАС НАЧАЛО МЕСЯЦЕВ, ПЕРВЫЙ ОН...ИЗ МЕСЯЦЕВ ГОДА (Исход 12:2)
Напишите названия месяцев (Рисунок – Круг года)
(Внутри круга): Обведите в кружок месяц, на который приходится праздник Песах.
4. ЧЕТЫРЕ СЫНА
УМНЫЙ – «Каковы порядки, законы и правила, которые заповедал вам Г-сподь Б-г Наш?»
НЕЧЕСТИВЫЙ – «Что это у вас за служение?»
НАИВНЫЙ –«Что это?»
НЕСПОСОБНЫЙ ЗАДАТЬ ВОПРОС ... (И расскажи сыну своему...)
ЧЕТЫРЕ БОКАЛА – КАК ЧЕТЫРЕ СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ИЗБАВЛЕНИЕ
Первый бокал – «И вывел» – пьют в «Кидуш»
Второй бокал – «И спас» – пьют после «И расскажи сыну своему...»
Третий бокал – «И избавил» – пьют после трапезы
Четвертый бокал – «И взял» - пьют по окончании Галеля.
ЧЕТЫРЕ ЗАПОВЕДИ СЕДЕРА
1. Выпить 4 бокала
2. Есть мацу
3. Есть марор
4. Рассказать об исходе из Египта.
ЧЕТЫРЕ НАЗВАНИЯ ПРАЗДНИКА
1. Песах – потому что Б-г пропустил («пасах») дома евреев во время казни первенцев
2. Свободы - поскольку евреи вышли из рабства на свободу
3. Весны – «Сегодня выходите вы, в месяце Авиве» (Исход 13:4)
4. Опресноков – поскольку тесто евреев не успело закваситься.
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА
1. Хамец и маца
2. Разные овощи – марор
3. Окунаем дважды
4. Облокачиваемся
ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ СЕДЕРА
1. Освящение дня
2. Рассказ об исходе из Египта
3. Заповеданная трапеза
4. Произнесение Галеля
5. ХАМЕЦ И МАЦА
«Семь дней не будет закваски в ваших домах»
ТЕРМИН: ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Пшеница, ячмень, овес, полба, рожь
Хамец, оставшийся перед Песахом
Мука, вода и дрожжи в одном тесте
Хамец, имеющийся в Песах
Хамец, имеющийся во владении еврея ы Песах
Состоит только их муки и воды
Время заквашивания
«Не будет съеден»
Время проверки (отсутствия) квасного
Время уничтожения квасного
6. Индивидуальная карточка
Прилагается к бланку полномочия на продажу квасного при посредстве рава ….
Имя _________________________________
Адрес_______________________________
Указание мест нахождения квасного..................................................
..................................................
.................................................
................................................
Продажа всего квасного, находящегося в указанных местах, а также всего остального квасного, находящегося в моем распоряжении, и сдача в аренду названных мест.
Число................................Подпись.............................
7. И Я ВЫПОЛНЯЮ ЧЕТЫРЕ ЗАПОВЕДИ ПАСХАЛЬНОГО СЕДЕРА:
1. Выпить четыре бокала
2. Есть мацу
3. Есть марор
4. Рассказывать историю исхода из Египта.
8. ЧТО И КОГДА В КАНУН ПЕСАХА?
СРОКИ, КОТОРЫЕ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Время, до которого можно есть хамец:
Время, до которого надо сжечь хамец:
Время до которого надо аннулировать хамец и произнести «Коль хамира»:
В канун Песаха после сжигания хамца произносят:
(Далее приводится текст – на арамейском языке – «Коль хамира». Ученики должны написать значение каждого слова):
«Коль хамира _______________
вхамиа _______________
деика _______________
биршути _______________
дехазите _______________
ведела хазите _______________
дехамитей _______________
ведела хамитей_______________
девиарте _______________
ведела виарте _______________
ливтель _______________
влеэвей эвкер _______________
кеафра _______________
деара» _______________
(Все непресное и квасное, находящееся в моем распоряжении, обнаруженное и не обнаруженное мною, замеченное и не замеченное мною, уничтоженное и не уничтоженное мною, да будет считаться ничем, никому не принадлежащим, как прах земной.)