Образовательные игры по теме Пурима
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пурим – вводное занятие – игра в кегли.
- Пурим – введение: четыре заповеди праздника. - 1
- Пурим – четыре заповеди праздника - 2
- Пурим – четыре заповеди праздника. -3
- Пурим – четыре заповеди праздника. - 4
- Пурим – подарки бедным
- Пурим – чтение Мегилы –1
- Пурим – чтение Мегилы –2
- Пурим – сюжет Мегилы (Книги Эстер)
- Пурим – практическое занятие – изготовление “озней аман” – “ушей Амана”.
- Изготовление обложки для тетради по Пуриму.
- Пурим – практическое занятие – травление надписи на винной бутылке.
- Упражнения по теме “Пурим”
1. Пурим – вводное занятие – игра в кегли.
Учебные пособия:
- прилагающийся лист информации
- таблица очков
- кегли (их могут заменить обернутые в бумагу консервные
- банки, пластиковые бутылки, в крайнем случае, даже
- пластмассовые стаканы)
- обручи
- карточки с вопросами
- клейкая лента для обозначения стартовой линии.
План занятия:
- раздача листов информации и их изучение
- объяснение правил игры
- проведение игры.
Ход занятия: объяснение правил игры. Учитель раздает детям листы информации и дает пять минут на их прочтение про себя и запоминание (в группах младшего возраста учитель прочитывает с детьми каждый пункт и объясняет его содержание).
В центре комнаты определенным образом расставлены кегли.
Под каждой кеглей лежит карточка с вопросом, на одной ее стороне вопрос по теме Пурима, на другой – приз. Команда, которая сумеет набросить обруч на кеглю, поднимает карточку. Если они знают ответ, – получают очки и награду.
Сколько очков получают? Есть карточки двух цветов, например, оранжевые и зеленые. Оранжевые карточки “стоят” 50 очков и лежат под крайними кеглями (так, что в них можно попасть с двух сторон). Карточки другого цвета - зеленые – лежат под центральными кеглями, их “стоимость” вдвое больше – 100 очков.
Что такое награда? Добавочные 50 очков, вторая попытка, право задать вопрос команде противника, право передвинуть кеглю в крайний ряд и т.п. (могут быть и отрицательные “награды”, например, пропуск своей очереди, добавление команде противника 50 очков и т.п.).
Учитель вызывает по одному участнику от каждой команды, ученик бросает обруч. Если бросок удачный, он поднимает карточку, учитель зачитывает вопрос вслух, члены команды бросавшего отвечают и, если ответ правильный, учитель записывает очки на таблице очков и “дает” приз.
ЛИСТ ИНФОРМАЦИИ
КОСТЮМЫ, МЕГИЛА И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ – ИНТЕРЕСНО, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОНИ ИМЕЮТ К ПУРИМУ?
Праздник Пурим - отмечается 14 числа месяца Адар, в память о чуде, происшедшем с евреями в столичном городе Шушане. Царь Ахашверош хотел уничтожить всех евреев - но, “случилось наоборот” – евреи победили тех, кто ненавидел их.
- 14 Адара Пурим празднуют в городах, которые не были обнесены стеной во времена Иегошуа бен Нун (Пурим дпразот).
- 15 Адара Пурим празднуется в городах, которые были обнесены стеной во времена Иегошуа бен Нун (Пурим дмукфим).
Четыре заповеди Пурима - четыре заповеди, выполняемые в Пурим (обратите внимание! Все они на иврите начинаются с буквы “мэм”.): чтение Мегилы, посылка гостинцев, подарки бедным, пир и веселье – праздничное застолье.
Чтение Мегилы – в Пурим Мегилат Эстер читается дважды – один раз вечером, когда начинается Пурим, и второй раз днем (желательно участвовать в публичном чтении Мегилы).
Благословения на чтение Мегилы – перед чтением Мегилы читающий произносит три благословения, а после чтения – еще одно. Слушающие благословения отвечают “Амен”.
“Избиение Амана” - существует обычай во время чтения Мегилы шуметь и стучать при произнесении имени Амана.
“Шошанат Яаков” – стихотворение, песня (пиют), сочиненная специально к Пуриму, которую обычно поют после чтения Мегилы.
Посылка гостинцев – днем в Пурим посылают друг другу гостинцы. В каждой такой “посылке” должно быть не менее двух видов гостинцев, готовых к употреблению. Соблюдение этой заповеди укрепляет связи между евреями.
Подарки бедным – нужно послать, по крайней мере, два подарка двум бедным (один подарок одному и один - другому). “В Пурим дают каждому, кто протягивает руку” - чтобы бедные и неимущие могли порадоваться и получить удовольствие в Пурим.
Пир и веселье – в день Пурима устраивают праздничное застолье, едят много мяса и пьют много вина. Это “пир” – в память о большом чуде, происшедшем в Пурим.
Озней Аман – одно из символических кушаний Пурима, это пирожки с начинкой, имеющие форму треугольника.
Маскарадные костюмы – В Пурим принято наряжаться в костюмы в знак “превращения”, происшедшего во времена еврея Мордехая, когда скорбь и траур превратились для евреев в радость и праздничное веселье.
2. Пурим – введение: четыре заповеди праздника. - 1
Для занятия потребуются:
- 4 куска ткани разных цветов
- 4 листа картона с цифрами: 1,2,3,4
Тема занятия:
- предметы, связанные с 4 заповедями, - Мегила и
- трещотка (раашан), корзинка с гостинцами,
- коробочка для сбора пожертвований (купат
- цдака), вино, угощения и т.п.
- маски и детали костюмов
- листки “4 заповеди Пурима”
План занятия:
- раздача листков “4 заповеди Пурима”
- краткое объяснение
- дети задают вопросы персонажам, находящимся за занавесом;
- появление персонажей
- песенка
- персонажи-заповеди рассказывают о себе
Ход занятия. Дети получают листки с кратким объяснением 4-х заповедей Пурима. Перед ними – длинный занавес, на котором закреплены 4 куска ткани разных цветов. На каждом куске – картон с цифрой (1,2,3 или 4).
Учитель объясняет детям, что каждая цифра представляет одну из заповедей Пурима. Им предлагается прочесть листок и задать вопросы персонажам, находящимся за занавесом (за каждой цифрой стоит персонаж-заповедь). Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить “да” или “нет”. Например: №1 – Ты связана с едой? №3 – Произносят ли благословение, прежде чем выполнить тебя? И т.п.
Цель задавания вопросов в том, чтобы догадаться, какая заповедь скрывается за каждой цифрой. Когда детям удается на основании ответов угадать одну из заповедей, из-за занавеса появляется раскрытый персонаж-заповедь в костюме, держа в руках предмет, связанный с этой заповедью, например, Мегилу, трещотку и т.п.
Дети встречают “заповедь”, вместе поют песенки Пурима и продолжают задавать вопросы, чтобы узнать других персонажей.
Когда все заповеди угаданы, каждый персонаж кратко рассказывает о своей заповеди и обещает детям встретиться с ними в ходе дальнейших занятий, чтобы вместе повеселиться.
Когда дети задают вопросы, каждая заповедь отвечает своим голосом (басом, тонким голосом); можно соединить 2 заповеди в одном персонаже и т.п.
“ЧЕТЫРЕ ЗАПОВЕДИ ПУРИМА”
В Пурим выполняют четыре особых заповеди: чтение Мегилы, посылка гостинцев, подарки бедным, пир и веселье (праздничное застолье). Мы выполняем эти заповеди в память о чуде, происшедшем с евреями в дни Пурима, а также для укрепления связей и единства в народе.
Чтение Мегилы. Мегилат Эстер читают дважды: в вечер начала Пурима и на следующий день днем. Мегилу читают публично – “при стечении народа и в присутствии царя” - по свитку пергамента. Перед чтением Мегилы произносятся три благословения:
- Благословен Ты ... Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам чтение Мегилы.
- Благословен Ты ... Царь Вселенной, сотворивший чудеса отцам нашим в те дни в это время.
- Благословен Ты ... Царь Вселенной, что дал нам дожить, просуществовать и прийти к этому времени.
Эти благословения произносит тот, кто читает Мегилу, его называют “Бааль коре”, а собравшиеся слушают и отвечают “Амен”. Мегилу слушают все – мужчины, женщины, дети. Во время чтения надо слышать каждое слово.
Посылка гостинцев. В Пурим днем (а не вечером) выполняют особую заповедь посылки гостинцев друг другу. Как сказано: “...посылания яств друг другу...” (Эстер 9:22). Посылают как минимум одну “посылку”, содержащую два вида гостинцев, готовых к употреблению. Лучше всего передать такую “посылку” с кем-то.
Подарки бедным. Это очень важная заповедь Пурима. Ее также выполняют днем, а не ночью. Из выражения “подарки бедным” видно, что надо послать как минимум два подарка двум бедным – т.е. каждому по подарку (пожертвование). Это может быть и что-то съестное. “В Пурим дают каждому, протянувшему руку” - т.е. каждый, попросивший милостыню в Пурим, получает ее.
Праздничное застолье Пурима. Заповедь предписывает устроить обильную праздничную трапезу днем в Пурим. Как сказано: “...сделать их днями пиршества и веселья...”. Трапеза Пурима обильна, сопровождается весельем, подаются халы, мясо, вино. В Пурим пьют много вина, поскольку чудо свершилось посредством вина.
3. Пурим – четыре заповеди праздника - 2
Учебные пособия:
- 5 мегилот с рассказами о Дани
- информационные карточки “Пир и веселье”
- картинка “Пир и веселье”
- наклейки с изображением блюд, которые обычно едят в Пурим
- листы заданий, карандаши
План занятия: 4 “учебных центра” в соответствии с темами: посылка гостинцев, подарки бедным, пир и веселье, чтение Мегилы.
Каждая из четырех частей занятия продолжается около 10-и минут, по заранее оговоренному сигналу (звонок, свисток и т. п.) учащиеся переходят к следующему “центру”.
Ход занятия: В классе оборудованы 4 “учебных центра”, каждый из которых представляет одну из заповедей, являющихся темой занятия. Учащиеся рассаживаются, как хотят, учитель объясняет, что в Пурим, как и в другие праздники, есть особые заповеди, которые выполняют только в этот день: посылка гостинцев, чтение Мегилы, подарки бедным, пир и веселье. Вопрос: что общего в названии этих заповедей на иврите? Ответ: все они начинаются с буквы “мэм”. На каждом столе лежит карточка заданий с указанием изучаемой темы и инструкции.
Описание “учебных центров”: Чтение Мегилы: ученики получают 5 мегилот. На каждой – короткий рассказ о мальчике Дани, в конце – вопрос. Мегилот есть 5-и разных цветов и к каждой прилагается лист заданий того же цвета. На листе – три ответа на заданный вопрос, около каждого из ответов – буква. Ученик должен приклеить мегилу клейкой лентой к правильному ответу и запомнить букву, написанную около него. Учащиеся отыскивают правильный ответ с помощью указанных мест в различных источниках (книгах) – нужные фрагменты прилагаются.
Отыскав все ответы, ученики получают слово “мегила” (на иврите), которое составляется из букв правильных ответов. Ученики выполняют задания, связанные с чтением Мегилы.
Пир и веселье: ученики получают информационные листы с перечислением названий блюд и обычаев трапезы Пурима. В “учебном центре” они видят большое изображение праздничного стола, уставленного блюдами и готового к “пиру”. Надо найти на этой картинке блюда, имеющие отношение к Пуриму и перерисовать их фломастерами на прозрачные пластиковые листы, приготовленных на столе.
После этого каждый ученик наклеивает в листе заданий 4 наклейки с изображением традиционных блюд Пурима и пишет, в память о чем их едят:
- мясо – в память о чуде
- озней аман – в память о падении злодея Амана
- вино – в память о чуде, происшедшем на пиру
- семечки – в память о семечках, которые Эстер ела во дворце Ахашвероша, чтобы не есть запрещенной пищи.
Посылка гостинцев: учащиеся смотрят материалы о посылке гостинцев. Затем они выполняют задания в листе заданий по теме “Посылка гостинцев”.
Подарки бедным: ученики смотрят подборку материалов по теме “Подарки бедным” (см. занятие Пурим - подарки бедным) и выполняют задания на общем листе заданий.
ПИР И ВЕСЕЛЬЕ
В Пурим надо веселиться, и главное благодарить за чудо, поэтому:
- принято устраивать праздничное застолье
- принято есть мясо, которое радует человека и вызывает в нем благодарность
- принято пить вино, так как сказано: “Вино веселит сердце человека ”
- Принято есть семечки и т.п. в память об Эстер, которая ела во дворце Ахашвероша только семечки, потому что не хотела есть еду царя.
- Принято есть “озней аман” – в память о чуде падения злодея Амана.
- Принято наряжаться в карнавальные костюмы – ?????? ??? - “и все перевернулось” - в память о чуде, происшедшем с евреями, когда скорбь и несчастье были превращены для них в радость и веселье.
ИНСТРУКЦИИ К УРОКУ
Чтение Мегилы. Прочитайте рассказики о Дани. Для того чтобы найти правильный ответ, откройте книгу на указанном месте. Приклейте маленькую мегилу около правильного ответа. Из букв правильных ответов составится слово. Какое это слово?
Пир и веселье. Внимательно прочитайте информационные карточки по теме “Пир и веселье”. Постарайтесь найти “спрятанные” предметы на большой картинке. Возьмите листы прозрачного пластика, перерисуйте найденный предмет и напишите, как он связан с темой. Затем выполните упражнения. Посылка гостинцев. Обратите внимание: когда посылают гостинцы, кому, что и сколько посылают? Сделайте упражнения.
Подарки бедным. Внимательно посмотрите подборку материалов, прочитайте рассказ. Обратите внимание: что надо послать бедным, чтобы выполнить эту заповедь? Сделайте упражнения.
ПРИЛОЖЕНИЕ - 5 РАССКАЗОВ О ДАНИ
“Мегила” №1
Вечером, когда начался Пурим, Дани был очень усталый после школьного праздника. Он решил отдохнуть часок, а потом пойти в синагогу, слушать чтение Мегилы. Примерно через час мама разбудила Дани: “Вставай Дани, пора надеть костюм и идти в синагогу”. Дани ответил: “Я уже встаю, мама.” Он действительно хотел встать, но не смог преодолеть усталость и подумал: “Не страшно, если я сейчас не пойду слушать Мегилу, все равно завтра утром будут читать опять”. И он снова заснул. Правильно ли повел себя Дани?
Лист заданий №1
Откройте книгу “Кицур шульхан арух”, глава 141, раздел 7. Прочитайте внимательно! Постарайтесь правильно ответить на вопрос. Обратите внимание: если все ответы будут правильными, полученные буквы составят слово, имеющее отношение к Пуриму.
Правильно ли повел себя Дани?
- Да, потому что в Пурим нельзя быть усталым.
- Нет, потому что надо прослушать чтение Мегилы и утром, и вечером.
- Да, потому что достаточно услышать чтение Мегилы один раз.
Мегила №2
Михаль – сестра Дани. Когда Дани собрался идти в синагогу слушать чтение Мегилы, Михаль сказала: “Подожди, Дани, я хочу пойти с тобой в синагогу.” Дани ответил: “Ты не должна слушать Мегилу, только мужчины обязаны слушать чтение Мегилы.” Михаль ответила: “Неправда, папа и мама, и даже маленькая Ионит пошли в синагогу слушать Мегилу.” Кто прав, Михаль или Дани? Почему?
Лист заданий №2
Откройте книгу “Орах хаим”, глава 689, раздел 1. Прочтите внимательно! Найдите правильный ответ.
Кто из них прав, Михаль или Дани? Почему?
- Оба неправы, потому что оба не слушают Мегилу.
- Дани, потому что только мужчины должны слушать чтение Мегилы.
- Михаль, потому что чтение Мегилы слушают все – мужчины, женщины и даже дети.
Мегила №3
Дани пришел в синагогу, когда баал крия (человек, который читает Мегилу вслух) начал читать третью главу. Дани тихонько сел на свое место, перелистал страницы Мегилы, нашел место, которое читал баал крия и стал внимательно слушать каждое слово. Он подумал: “Ничего, что 1 и 2 главы я не слышал, зато, начиная с третьей, слушаю каждое слово.” Правильно ли рассудил Дани?
Лист задания №3
Откройте книгу “Ялкут л-моадим”, раздел 537. Прочитайте внимательно! Найдите правильный ответ на вопрос.
- Да, потому что тот, кто опоздал в синагогу, слушает с того места, которое читали, когда он пришел.
- Да, потому что человек не обязан слушать все главы.
- Нет, потому что надо услышать каждое слово, прочитанное баал коре, не пропуская ни одной буквы.
Мегила №4
По дороге из синагоги домой, Дани, Михаль и Ионит поспорили: сколько всего благословений произнес баал а-коре?
Дани сказал : “Он произнес всего вместе 4 благословения”.
Михаль сказала: “Он произнес всего 3 благословения”.
Ионит сказала: “Он произнес всего 2 благословения”.
Кто прав и почему? Что отвечают после того, как баал а-коре произнес благословение?
Лист заданий №4
Откройте книгу “Авей у-масорет б-иадут” на стр. 574. Прочитайте внимательно! Ответьте на вопрос. Кто прав и почему? Знаете ли вы, что отвечают после того, как баал а-коре произнес благословение?
- Права Михаль, произносят одно благословение на чтение Мегилы, второе – “Аль а-нисим” – на чудеса, третье – “Шеэхеяну” – за то, что дожили до этого момента. После благословения отвечают: Амен.
- Права Ионит.
- Прав Дани: произносят одно благословение на чтение Мегилы, второе – “Ал а-нисим”, третье – “Шеэхеяну”, четвертое – после чтения Мегилы. После благословения отвечают : Амен.
Мегила №5
Перед Пуримом папа купил Дани подарок – большую трещотку. Михаль спросила: “Зачем ты купил раашан (трещотку)?” Папа ответил: “Сказано: ???? ?? ??? ????!" Дани вмешался в разговор: “Я думаю, слово ???? означает аплодировать. Когда произносят “Амалек”, надо хлопать в ладоши, а раашан – это просто игрушка”. Папа сказал: “Можно хлопать в ладоши, можно трещать трещеткой, можно стучать ногами, но слово ???? не означает здесь аплодировать”. Помогите Дани понять, в чем значение слова ???? ?
Лист заданий №5
Откройте книгу “Сефер а-тодаа” раздел 276. Прочитайте внимательно! Найдите правильный ответ на вопрос: что означает слово ???? ?
- Это слово означает стереть саму память об Амалеке.
- Это значит, хлопать в ладоши или топать ногами.
- Это название марки пистолета.
4. Пурим – четыре заповеди праздника. -3
Учебные пособия:
- демонстрационный материал
- трещотки (раашаним) или свитки (мегилот) с ответами
- наклейки
План занятия:
- рассказ о значении Пурима и связанных с ним заповедей
- поиск ответов на вопросы о заповеди чтения Мегилы и объяснение ответов
- просмотр картинок о “мишлоах манот” (посылка гостинцев)
- просмотр картинок о “матанот л-эвйоним” (подарки бедным)
- приклеивание наклеек и объяснение заповеди “миште ве-симха” (пир и веселье)
Ход занятия:
Заповедь чтения Мегилы:
Учитель рассказывает об этой заповеди, а в конце рассказа задает вопросы. Учащиеся обсуждают вопрос, а затем находят маленькие мегилот (свитки) (или трещотки-раашаним) под стулом. На мегилот есть ответы. Ученик, на мегиле которого находится правильный ответ, читает его, затем учитель продолжает дальше свой рассказ, пока не доходит до следующего вопроса. Наконец, ученики выполняют ту часть заданий, которые касаются заповеди чтения Мегилы.
Заповедь посылки гостинцев:
Учитель показывает картинки о заповеди “мишлоах манот”, подчеркивая, что в Пурим надо послать, по крайней мере, два вида гостинцев одному человеку. После просмотра ученики выполняют задания, касающиеся этой заповеди.
Заповедь подарков бедным:
Учитель использует разработки к теме “Пурим – подарки бедным” и показывает картинки. Затем выполняются задания и читается цитата из Рамбама.
Заповедь пира и веселья:
Дети получают наклейки с изображением блюд, традиционно приготовляемых на Пурим:
- мясо – в память о чуде.
- озней аман – в память о гибели злодея Амана.
- вино – в память о чуде, произошедшем на пиру.
- семечки – Эстер питалась во дворце Ахашвероша только семечками, чтобы не съесть чего-нибудь запрещенного в пищу евреям.
Учитель объясняет, что смысл продления пира и подъема веселья – это благодарность за чудо, а также, почему на Пурим едят именно то, что изображено на наклейках. Ученики приклеивают наклейки и пишут под каждой из них значение изображенного на ней блюда.
5. Пурим – четыре заповеди праздника. - 4
Учебные пособия:
- черные шапочки с наклейками, изображающими 4 заповеди Пурима
- цветные платки
- листы со словами песни “У моего Пурима”
- листы заданий, карандаши
План занятия:
- вступление
- танец с шапочками
- выполнение заданий на листах заданий
Ход занятия: Учитель встречает учеников вне зала и объясняет им, что каждый, войдя в зал, должен взять себе шапочку с пола. Под шапочкой лежит сложенный платок (цицит), который ученик надевает на себя. На каждой шапочке 4 наклейки – по одной на каждой стороне – с изображением 4 заповедей Пурима.
Учитель разучивает с детьми песню (на мотив “Л-кова шли шалош пинот”, но с другими словами):
- “У моего Пурима 4 заповеди
- 4 заповеди у Пурима моего
- Я хочу их все выполнить
- Посылку гостинцев (подарки бедным, пир и веселье, чтение Мегилы) выполнить не забуду.”
Расстановка детей в танце и то, как они передают шапочки, каждый раз соответствует законам выполнения очередной заповеди:
Когда поют о посылке гостинцев (два гостинца одному человеку) – дети стоят парами друг против друга, один из них держит две шапочки, которые передает тому, кто стоит напротив него, а потом наоборот. Выполняя эти действия, дети поют соответствующий куплет песни под музыку.
Когда поют о подарках бедным (два подарка двум бедным), дети стоят по трое, один из них держит две шапочки и передает по одной каждому из стоящих напротив него. Дети меняются “ролями”, так что каждый “выполняет” заповедь.
Когда поют о пире и веселье (которые каждый может устроить сам для себя, но желательно вместе), дети становятся по четыре и передают друг другу шапочки.
Когда поют о чтении Мегилы (заповедь, которая выполняется при стечении большого количества людей), дети образуют большой круг, надевают шапочки и танцуют все вместе. Один из детей произносит благословения, остальные отвечают “Амен”.
Лист заданий может быть предложен в двух вариантах:
Лист заданий для младших классов и дошкольнков: на листе рисунки, имеющие отношение к заповедям Пурима. Часть рисунков неправильны с точки зрения законов выполнения заповедей. Дети наклеивают наклейки около верных рисунков. Например: в пакете с гостинцами есть пирог и рубашка. Эта картинка неправильная, так как посылать надо угощение, а не вещи.
Второй вариант: задание – вписать пропущенные слова. Дети читают текст вслух вместе с учителем и вставляют пропущенные слова.
Примечание: учитель, наряженный в костюм злодея Амана, может встретить детей около зала и объяснить им, что Аман хотел внести раздор в еврейский народ, разделить его, поэтому мы выполняем заповеди Пурима, главная задача которых объединение и сплочение народа, пробуждение готовности отдать что-то другому.
6. Пурим – подарки бедным
Учебные пособия:
- лист заданий,
- рассказ “70 лет назад в Иерусалиме”
План занятия:
- чтение рассказа “70 лет назад в Иерусалиме”
- изучение законов выполнения заповеди
- заполнение листа заданий.
Ход занятия:
Текст рассказа “70 лет назад в Иерусалиме”
(Текст написан белым стихом, приводим подстрочный перевод).
В Иерусалиме лет 70 назад большинство людей были бедными.
Но в большом доме на окраине города жил один богатый иерусалимский еврей.
Скупой был богач, пожертвований не давал, ни малым, ни старым не улыбался.
Чем богаче становился, тем больше скупился – не давал ни гроша, ни подарка.
Однажды – было это в Пурим, во всем Иерусалиме праздник веселья наступил,
Дети бедняков нарядились в лохмотья, от души старались веселиться.
Несколько человек – нищих, голодных, тощих, неимущих -
Решили пойти к тому богачу – может хоть в Пурим не прогонит.
Им ведь и немного денег – в помощь, хоть хлеба и питья в дом принести.
Набрались смелости два друга-бедняка, пошли на окраину, с надеждой в дверь богача постучали.
В тот момент хозяин дома приятным делом занимался – богатство свое считал.
“Вот еще лира, вот их уже сотни тысяч – как хороши монеты.
Но что это, кто это в дверь стучит, может по выгодному делу кто пришел?”
Довольный пошел он дверь открыть, но увидал бедняков – радость пропала.
“Чего вам, зачем ко мне явились? Какие у вас могут быть ко мне дела?”
Ответил первый бедняк, от страха дрожа: “Пурим сегодня! Праздник веселья.
Заповедано в Пурим и бедняков порадовать, сердце их повеселить.”
“Вон отсюда, - кричит богач, - чтоб и духу вашего здесь не было!”
А бедняк свое: “Хоть два подарка нам дай, чтоб и мы, как люди, порадовались.”
Но богач замахнулся и – бац!
С силой хлопнула дверь, навзничь упал бедняк.
Сильно спину ушиб, с трудом поднялся.
Второй бедняк ему помог, но он хромым остался. Подумал: “Упустил богач большую мицву.
Почему не дал хоть двум беднякам два подарочка – чтоб порадовались в Пурим?!”
Одно запомнил он про того богача – что шрам большой на лбу у него.
Дни прошли, годы пролетели, поправились дела того бедняка.
Понемногу и он стал богатеть, но бедняков всегда привечал, и поесть, и попить им давал,
И с собой еды не забывал добавить, денег для них не жалел – чтоб домашних могли порадовать.
И вновь наступил Пурим, - как и каждый год, многие в его дверь стучатся.
Каждый, кто постучал и руку протянул, тотчас получал, что просил.
Заповедь говорит – два подарка дай двоим, но наш приятель многим сердце веселил.
Но вот, еще стук в дверь. “Кто к нам пожаловал?”
Прихрамывая, к двери он идет, распахнул ее – на лице улыбка.
В дверях бедняк, жалкий нищий, видно, что давно крошки во рту не имел.
Старая, грязная, драная шапка на голове – лоб закрывает.
“Заходи, будь у нас как дома, угостим тем, чего душа твоя желает.
И деньжат тебе дам, только слезы, пожалуйста, утри.”
Стянул бедолага свою шапчонку – хромой хозяин как громом поражен:
Стоит перед ним бывший богач, видно, уплыло его богатство.
Ничего не сказал ему, даже, что из-за него охромел, не напомнил.
Только подумал: “Есть у меня деньги – надо с другим поделиться,
Чего ж мне одному через них веселиться,
Вот скупец ничего не давал, а в бедняка превратился,
Если деньги есть, дай тому, кто в нужде, чтобы всем ими насладиться!!!”
Учитель читает детям рассказ, рассказывает о заповеди помогать бедным, обсуждают моральный аспект этой заповеди. В конце занятия ученики заполняют лист заданий.
7. Пурим – чтение Мегилы -1
Учебные пособия:
- “дорожные знаки”
- указатели
- костюмы (к истории заговора Бигтана и Тереша)
- книга летописи
План занятия: учащиеся отправляются на экскурсию “Столичный город Шушан”. На остановках у каждого “дорожного знака” они изучают фрагменты Мегилы.
Первый дорожный знак – садовый павильон царского дворца.
Второй дорожный знак – дорожка царицы – у миртового куста (мирт на иврите – хадаса – одно из имен Эстер).
Третий дорожный знак – ворота царского дворца – вход в синагогу.
Четвертый дорожный знак – синагога – в синагоге.
Пятый дорожный знак – переулок памяти.
Ход занятия: В процессе занятия учащиеся знакомятся с содержанием Мегилы, “путешествуя” по улицам города Шушан. По ходу путешествия они обнаруживают дорожные знаки с указателями и надписями, которые выявляют связь между изучаемыми событиями и выводами из них.
Первый дорожный знак – павильон в саду царского дворца.
На этом этапе учитель рассказывает о пире, устроенном царем для всех министров, придворных и сановников его огромного царства, состоящего из 127 провинций. Среди приглашенных были и евреи – они сомневались идти ли на пир и, разумеется, за решением обратились к Мордехаю. Мордехай запретил им идти на пир. Из этого эпизода делается вывод о необходимости прислушиваться к голосу мудрецов.
До отыскания второго дорожного знака учитель продолжает повествование, рассказывая об отказе Вашти прийти на пир царя и о ее казни в наказание за это.
Следующий этап – это поиски новой царицы.
Второй дорожный знак – дорожка царицы.
“И сказали отроки царя... пусть бы поискали для царя молодых девиц, красивых видом... И девица, которая понравится царю, пусть будет царицей вместо Вашти... и понравилась ему эта девица ... и снискала она его расположение и благосклонность”.
Эстер была двоюродной сестрой Мордехая, Мордехай просил ее не открывать, что она еврейка.
Благодаря тому, что она сохранила это в тайне и раскрыла секрет в нужное время - “Потому что отданы мы, я и народ мой...”, - Эстер смогла спасти свой народ. Из этого мы видим, как велико значение молчания.
Третий дорожный знак – ворота царского дворца.
“В те дни, когда Мордехай сидел у царских ворот...” он и услыхал о заговоре Бигтана и Тереша, замышлявших поднять руку на царя.
“И стало известно об этом Мордехаю...” Он знал 70 языков.
“И сообщил он царице Эстер...” – здесь мы узнаем важную подробность – “Эстер рассказала царю от имени Мордехая”. Так было записано в царской книге летописи. Это пример того, что говорящий что-либо от имени сказавшего это вносит в мир избавление.
Четвертый дорожный знак – синагога.
После этих событий царь возвеличил Амана.
И все придворные становились на колени и падали ниц перед Аманом, только Мордехай нарушил приказ царя и не поклонился. Аман разгневался и решил уничтожить евреев, а Мордехая повесить по совету своей жены.
На этой остановке входят в синагогу и слушают мидраш. Аман вышел радостный и довольный из царского дворца. В это время Мордехай встретил выходящих из школы детей, говоривших, что не надо бояться замыслов злодея: “давали совет, говорили о деле, но ничего не вышло...”.
Услышав это, Аман решил начать истребление евреев с детей. Мордехай увел детей (“тинокот шель бейт рабан” – “детей своего учителя”) в синагоги, чтобы поститься и в слезах молиться об отмене страшного указа. Благодаря молитве детей злодейский замысел не был осуществлен.
Из этого делается вывод: “Раскаяние, молитва и добрые дела отменяют страшный приговор.”
Отсюда учитель переходит к рассказу о спасении еврейского народа – в переулок памяти.
Пятый дорожный знак – переулок памяти.
Глава 6. “В ту ночь не спалось царю...”
Царь приказывает принести книгу летописи, и когда узнает, что до сих пор не вознаградил Мордехая за спасение от рук Бигтана и Тереша, хочет поправить это.
Рассказ “Кто на дворе?”. Мордехая провозят по улицам города – Аман ведет его коня. Рассказ о возвышении Мордехая и падении Амана, чудо спасения евреев.
Из рассказанного делается вывод – “Праведник избавляется от опасности, злодей склоняется перед ним”.
(Рассказ о спасении учитель “читает” по большой книге летописей).
8. Пурим – чтение Мегилы. -2
Учебные пособия:
- 6 табличек с названиями пунктов остановок
- декорации к первому эпизоду – Сад царского дворца (ковер,
- разноцветные ткани и т.п.)
- 2 куклы из кукольного театра
- кассета – молитва детей (тинокот шель бейт рабан)
- обручи и таблички с названиями деревьев, упомянутых в мидраше
- книга летописей, листы заданий, карандаши.
План занятия:
- краткое объяснение
- “путешествие” по маршруту с 6-ю остановками
- выполнение заданий по мере продвижения по маршруту.
Примечание: Можно проводить путешествие во дворе школы, в зале, в крайнем случае, даже в классе, где каждый угол оформлен как одна из остановок. Можно наклеить стрелки на полу для указания направления маршрута, нарисовать мелом, раскрасить – как подскажет воображение.
Ход занятия: Дети знакомятся с содержанием Мегилы в процессе “путешествия”, сопровождаемого рассказом и включающего остановки на 6 пунктах. Каждая остановка обозначена указателем, напоминающим указатели названий улиц, с названием одного из мест в городе Шушан. Эти остановки:
- Сад царского дворца
- Ворота царского дворца
- Бульвар деревьев
- Царицын переулок
- Синагога
- Переулок памяти.
На каждой остановке дети записывают в листе заданий, чему учат события Мегилы. Формулировка предлагается учителем (задания записаны в стихотворной форме).
Детальное описание маршрута:
- Сад царского дворца
Дети выходят во двор и подходят к указателю с надписью “Сад царского дворца”. Декорации этого места создают атмосферу царского дворца. Учитель начинает рассказывать о событиях Мегилы, останавливаясь на следующих моментах:
Богатство Ахашвероша (чтение отрывков из текста Мегилы).
Пир Ахашвероша, устроенный для представителей всех подвластных ему народов.
Соблазн для евреев и их страх отказаться от участия в пире.
Запрет Мордехая на участие в пире.
Объяснение запрета – евреи не могли разделить радости народов мира.
Казнь Вашти.
Выполнение задания: На пир в саду царского дворца пригласил Ахашверош и евреев. Мы узнаем, что нельзя смешиваться с народами мира.
- Царицын переулок
Дети покидают место первой остановки и направляются по бульвару гранатовых деревьев. На ступеньках установлен указатель со стрелкой в сторону лужайки у большого камня - “Сад Рахели” - здесь дети рассаживаются. Учитель продолжает рассказ, вкратце упоминая следующие моменты: поиски новой царицы для Ахашвероша, стремление каждой из девушек быть избранной, кто такая Эстер и почему ее так зовут – и ее второе имя Хадаса, данное потому, что ее добрые дела “благоухают” как мирт (на иврите – хадас). Избрание Эстер царицей, Эстер не рассказывает о своем происхождении, выполняя волю Мордехая. Старшеклассникам можно рассказать, что Эстер продолжила традицию молчания, характерную для колена Биньямина (Шауль).
Примечание: если занятие происходит в классе, стоит заранее приготовить ветки мирта.
Выполнение задания. По повелению Мордехая, никто не знал из какого народа Эстер.
Мы узнали, что надо слушаться голоса мудрецов.
Благодаря Эстер произошло чудо, потому что она не сказала о своем народе и промолчала. Мы узнали, что велико значение молчания.
- Царские ворота.
Дети переходят к следующему указателю, установленному у входа в синагогу. Здесь учитель рассказывает о заговоре Бигтана и Тереша, раскрытом Мордехаем. Это можно сделать разными способами – в зависимости от уровня и возраста учащихся.
А) Кукольный театр – учитель разыгрывает разговор между Бигтаном и Терешем, или предоставляет двум ученикам сделать это.
Б) Разделить учащихся на три группы. Каждая группа получает лист ватмана с записанным на нем мидрашем о разговоре Бигтана и Тереша (из Сефер а-Тодаа), на каждом листе – треть мидраша. Текст написан свечным салом. Дети отправляются во двор, посыпают лист песком и обнаруживают ранее невидимые буквы. Они возвращаются и прочитывают мидраш целиком. (Эта форма напоминает об атмосфере тайны, в которой действовали заговорщики).
Выполнение задания: Благодаря Мордехаю и Эстер провалился замысел Бигтана и Тереша.
Мы узнаем, что Всевышний посылает средство спасения раньше наказания.
- Синагога.
Дети входят в синагогу, рассаживаются на полу около Арон а-Кодеш, слушают рассказ об Амане (из Сефер а-Тодаа – Аман и дети “тинокот шель бейт рабан”: как он схватил детей, шедших с занятий и рассказавших Мордехаю о том, что они учили) и о силе молитвы детей. Затем учитель рассказывает об указе Амана, о раскаянии евреев (описание того, как евреи собираются в синагогах), о совете Зереш повесить Морехая на дереве.
Выполнение задания: Вышел указ, Мордехай разорвал одежду и закричал криком великим и горестным.
Мы узнали, что раскаяние, молитва и добрые дела отменяют страшный приговор.
- Бульвар деревьев.
Прежде чем дети перейдут к следующей остановке, следует рассказать им мидраш о том, как деревья поспорили, кто удостоится наказать злодея – деревья знали, что, в конце концов, Аман будет повешен. Дети проходят по бульвару Семи видов – там “растут” деревья, упомянутые в мидраше (из Сефер а-Тодаа, глава “Замысел Асана”): виноградная лоза, гранатовое дерево, финиковая пальма и т.д. Поперек обруча натянута полоса прозрачной ленты с названием дерева. Дети проходят, читают название дерева и находят на листе заданий фразу из Танаха, где упоминается это дерево. Например: финиковая пальма – “Праведник, как пальма расцветет” (Псалмы 92:13).
С бульвара Семи видов дети проходят мимо источника на другую сторону и попадают в уголок ореховых деревьев, здесь они выполняют задание, касающееся орехового дерева. Цитаты из Танаха свидетельствуют, что все деревья стремились удостоиться чести наказать злодея, указывая на свое значение – какие заповеди выполняют с их помощью и как с ними сравнивали народ Израиля.
Примечание: Стоит принести в класс ветки и плоды упоминаемых деревьев.
- Переулок Памяти.
Указатель укреплен рядом с водопадом или перед ним, а стрелка указывает в направлении маслобойни – там дети рассаживаются. Учитель заканчивает рассказ о событиях Мегилы, используя большую книгу, в которой есть три картинки, связанных с концом рассказа. Например: Ахашверош ворочается в постели, и ему приносят Книгу летописей; Аман подсаживает Мордехая на коня; веселье и ликование в Шушане...
Выполнение заданий: Когда принесли Книгу летописей, царь вспомнил о Мордехае, который помог спасти его.
Мы узнали, что “Советовались и замышляли, но не получилось... ”
Мордехай на коне вместо Амана.
Мы узнали, что – Праведник спасен от несчастья, злодей склоняется перед ним.
Примечание: Очень важно подчеркнуть драматический характер событий, создавая напряжение перед переходом к следующей остановке. Не следует торопиться или наоборот растягивать рассказ, потому что рассказ учителя составляет основную часть занятия.
ЛИСТ ЗАДАНИЙ “ЧТЕНИЕ МЕГИЛЫ”
На пир в саду царского дворца
Пригласил Ахашверош и евреев.
Идти или не идти?! – сомневаются они,
Мы узнали, что ...
Чудо свершилось благодаря Эстер,
Которая промолчала, не сказав о своем народе
Мы узнали, что ...
Эстер обратилась к Ахашверошу: Мордехай передал мне,
Что Бигтан и Тереш замышляют убить царя
Мы узнали, что ...
Указ утвержден, Мордехай разорвал одежды свои
И закричал криком великим и горестным
Мы узнали, что ...
Каждое дерево хотело, чтобы на нем повесили злодея
И при его участии пришло избавление народу Израиля
Были деревья, которые сказали: со мной сравнили Израиль
... - “В сад ореховый я спустилась...”
... - “Как дольки лимона виски твои...”
... - “Свежа олива и плоды ее прекрасны...”
Были деревья, сказавшие: через меня выполняют заповеди Торы:
... - заповедь четырех видов в Суккот
... - кровля суки
... - заповедь кидуша (освящения)
Когда принесли книгу летописей
Вспомнил царь о Мордехае, который помог ему спастись
Мы узнали, что ...
Мордехай едет на коне вместо Амана
Мы узнали, что ...
Из Мегилат Эстер мы узнали...
Эстер это Хадаса
Приклей листок мирта.
“...И ПОНРАВИЛОСЬ СЛОВО ЭТО АМАНУ, И ПРИГОТОВИЛ ОН ДЕРЕВО.”
Что это было за дерево? Говорят мудрецы: когда Аман собрался его приготовить, спросил Всевышний у всех деревьев, сотворенных в семь дней творения: кто из вас готов, чтобы на нем повесили этого ... ?
Были деревья, которые хотели, чтобы Амана повесили на них, потому что с ними сравнили ... :
... - “Лозу виноградную из Египта вывел...”
... - “Как дольки граната виски твои...”
... - “Спустилась я в сад ореховый...”
... - “Свежа олива, прекрасны плоды ее...”
... - “А он стоит между миртами...”
... - “И запах от носа твоего как от яблок...”
... - “Стан твой как пальма финиковая...”
Были деревья, которые хотели, чтобы на них повесили ... потому что их используют евреи для выполнения заповедей:
... - для выполнения заповеди ... видов
... - из него сделали скинию завета и построили ...
... - с ним сравнили праведника – “Праведник цветет как финик”
Сказал тогда ... : “Нет у меня никаких оснований претендовать на то, чтобы его повесили на мне, кроме одного: я называюсь ... и он называется .... Уместно, чтобы висел коц на коце. Нашли его и из него сделали.
9. Пурим – сюжет Мегилы (Книги Эстер)
Учебные пособия:
- клоунские колпаки (с наклейками на внутренней стороне)
- набор материалов (картинки, изображающие события, описанные в Мегиле)
- небольшие куски ватмана разных цветов – красный, желтый,
- зеленый
- листы – со словами и пасуком (афоризмом), как объяснено
- ниже.
- лист заданий, карандаши.
План занятия:
- Краткое объяснение (ведущий объясняет детям, что они должны делать во время рассказа).
- Рассказ о событиях Мегилы, сопровождаемый демонстрацией картинок.
- Разбивка детей на три группы по ходу рассказа.
- Поиски группами своего “общего листа” с помощью фонарей.
- Выполнение заданий (лист заданий).
Ход занятия: Учитель встречает детей и предлагает каждому взять с пола клоунский колпак и сесть. К каждому колпаку приклеена наклейка красного, желтого или зеленого цвета с написанным на ней словом. На красных наклейках написаны слова – Аман, жребий, Адар, дерево, возликовал, Пурим, царская одежда, конь;
на зеленых наклейках – Шушан, чудо, указ, Мордехай, дети, превращение, молитва, вретище (одеяние скорби) и пепел, раскаяние;
на желтых наклейках – Эстер, скипетр, Бигтан и Тереш, евнухи, летопись, Вашти, пир, Ахашверош.
Учитель рассказывает о событиях Мегилы, сопровождая рассказ показом материалов, когда кто-то из детей слышит слово, написанное на его колпаке, он переходит в один из углов комнаты, в соответствии с цветом своей наклейки.
В каждом из трех углов собирается группа детей – всего три группы – красная, зеленая и желтая. К концу рассказа о событиях Пурима в каждой группе оказывается по несколько детей. В словах одной группы есть нечто общее, это общее выражено в пасуке данной группы. Например: у детей с красными наклейками написаны слова, относящиеся к почестям, оказанным Мордехаю Аманом – царская одежда, конь и т.п. То общее, что объединяет слова, выражено в пасуке – “Советовали и решали, а получилось наоборот”. Это и есть вывод, к которому должны прийти учащиеся. Пасук зеленых наклеек –“Раскаяние, молитва и добрые дела отменяют жестокий приговор”. Пасук желтых наклеек –“Слушаться мудрецов”.
Каждая группа ищет лист своего цвета. На листе написаны все слова детей этой группы, а в центре – пасук, объединяющий их.
После того, как каждая группа нашла свой лист и прочитала пасук, дети получают лист заданий и кратко перечисляют события Мегилы, имеющие отношение к пасуку.
10. Пурим – практическое занятие – изготовление “озней аман” – “ушей Амана”.
Для занятия потребуется: мука, сахар, ванильный сахар, порошок для выпечки, маргарин, яйцо, ванильная эссенция, варенье; сито, одноразовая посуда, миски, бумага для выпечки, рецепт.
План занятия:
- приготовление теста, отделение халы
- вылепливание озней аман
- выпечка.
Ход занятия:
1. На каждом столе должны быть подготовлены в одноразовой посуде необходимые продукты в нужных количествах.
2. Дети замешивают тесто в мисках. Важно перед началом напомнить детям о необходимости просеять муку через сито, чтобы насекомые, которые могут быть в муке, не попали в пищу, а также о том, что надо проверить яйцо на наличие в нем крови.
3. Ведущая объясняет, как выполняется заповедь отделения халы (если общее количество муки достаточно велико, произносится благословение на отделение халы).
4. Ведущая объясняет, как заворачивают тесто, чтобы получилась нужная форма (см. рис., сопровождающий рецепт). Дети получают шарики теста, расплющивают их, кладут варенье и загибают тесто.
5. Полученные пирожки укладывают на бумагу для выпечки и выпекают.
РЕЦЕПТ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОЗНЕЙ АМАН
Тесто:
- 2,5 стакана муки
- 0,5 чайной ложки порошка для выпечки
- 0,5 стакана сахара
- 100 г маргарина
- 2 яйца
- 1 чайная ложка ванильной эссенции
Способ приготовления:
1. Смешать все ингредиенты в большой миске и замесить тесто.
2. Раскатать тесто до толщины 0,5 см.
3. Перевернутым стаканом вырезать кружочки теста.
4. В центр кружочка положить 0,5 чайной ложки варенья и залепить тесто, загнув кружок с трех сторон.
5. Печь на среднем огне до золотистого цвета.
NB! При приготовлении большого количества теста – более чем из 2,25 кг муки – следует выполнить заповедь отделения халы от теста: отделить кусочек теста и сказать благословение: “Благословен Ты ... освятивший нас своими заповедями и повелевший совершать отделение халы”. Отделенную “халу” завернуть, чтобы отделить от остальных продуктов.
ВЕСЕЛОГО ПУРИМА И ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
11. Изготовление обложки для тетради по Пуриму.
Для занятия потребуются:
- пластиковые скоросшиватели с прозрачным верхом
- круглые скрепки, пластилин, перышки, клей,
- ножницы, фломастеры, карандаши,
- лист с изображением 4-х заповедей Пурима
- изображение лица, материалы для аппликации -
- разноцветный тонкий пластик и т.п.
План занятия:
- изготовление “маски” из тонкого пластика;
- раскрашивание картинок 4-х заповедей Пурима;
- закрепление маски на обложке скоросшивателя.
Ход занятия: краткое объяснение порядка работы с показом образца (маленьким детям предпочтительно продемонстрировать результат).
Процесс изготовления:
1. Вырезаем изображение лица (по кругу) и отверстие рта.
2. Кладем изображение лица на лист тонкого пластика и обводим карандашом, вырезаем и прорезываем отверстие рта (получилась цветная маска с прорезью рта).
3. Украшаем “маску” с помощью имеющихся материалов – пластилина, перышек, наклеек, цветных спичек и т.п.
4. Раскрашиваем и украшаем лист 4-х заповедей Пурима (титульный лист).
5. Каждый получает скоросшиватель с прозрачной верхней обложкой и вставляет в него лист. Маску закрепляем на скоросшивателе (прозрачной обложке) с помощью круглых скрепок точно по середине титульного листа (так, чтобы в прорези рта были видны 4 заповеди Пурима).
6. На титульном листе пишется имя, фамилия и класс ученика. (Если время ограничено, украшение титульного листа дается в качестве домашнего задания.)
12. Пурим – практическое занятие – травление надписи на винной бутылке.
Для занятия потребуются:
- стеклянные бутылки и пробки
- специальный состав для травления стекла
- краска (для стекла)
- пластик или плотный картон для трафарета
- кисточки
- ножницы, специальный нож, карандаши
План занятия:
- приготовление надписей для травления на бутылке
- изготовление трафарета
- приклеивание трафарета к бутылке
- травление
- промывание
- раскрашивание бутылки красками.
Ход занятия: 1. Объяснение задания: мы выполним надпись на бутылке техникой травления, а затем украсим бутылку. Вы сможете налить в нее вина и подарить маме и папе, бабушке и дедушке, соседям или друзьям.
Каждый ученик выберет надпись, которую сделает на бутылке, а затем раскрасит бутылку специальными красками, желающие смогут сделать надпись по своему вкусу.
Стоит подробно рассказать о процессе работы и продемонстрировать результат перед началом.
2. Процесс изготовления:
- каждый выбирает надпись из разложенных на столе: “Лехаим!”, “Веселого Пурима!”, “Сотворивший плод виноградный” и т.п.
- скрепками прикрепляем лист с надписью к пластику (картону)
- изготовляем трафарет, вырезаем буквы специальным ножом или ножницами (Следует объяснить детям принцип трафарета – материал для травления соприкасается со стеклом только там, где мы делаем отверстие в форме буквы)
- приклеиваем трафарет к бутылке (в нужном месте)
- наносим материал для травления на отверстия, прорезанные в пластике (трафарете)
- ждем 5-10 минут
- тщательно промываем и вытираем надпись
- снимаем пластик-трафарет
- кисточкой и специальными красками для стекла раскрашиваем бутылку, можно написать поздравление, свое имя и т.п.
- если время позволяет, можно украсить пробку, приклеив к ней “горячим клеем” пенопластовый шарик, наклеить на него “глаза” (специальные наклейки), шапочку, изобразить лицо и т.п.
Другой вариант:
- украсить бутылку красками (без травления)
- из кусочка фольги (8 х 8 см) изготовить “подвеску” на бутылку:
ученик пишет на кусочке фольги то, что хочет (“С праздником!”, “Веселого Пурима!” “Маме и папе” и т.п.), обводит буквы, делает два отверстия по углам таблички (дыроколом), сплетает цепочку (шнурок) длиной 10-13 см. и вешает табличку на бутылку.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ “ПУРИМ”
1. ЧТЕНИЕ МЕГИЛЫ
Упражнение 1.
Сколько раз и когда?
1. Надо прослушать чтение Мегилы ... раз
Один раз ..., и один раз ... .
2. Мегилу слушают все:
... , ... и ... .
3. Перед чтением слушают, как читающий произносит ... благословений, а после чтений ... .
4. Стараются услышать каждое ..., произнесенное читающим, не пропустив ни одной буквы.
Упражнение 2.
1. Мегилат Эстер читают ... и ... по свитку пергамента.
2. Тот, кто читает Мегилу, называется “...”, он произносит ... благословения. Те, кто его слушают, отвечают ... .
3. Мегилат Эстер слушают все - мужчины, женщины и дети, - стараясь услышать каждое ... .
2. ПОСЫЛКА ГОСТИНЦЕВ
Упражнение 1.
“Сделать их днями пиршества и веселья и ... ... друг другу и подарков бедным” (Мегилат Эстер 9:22).
Когда посылают гостинцы? ...
Что посылают “манот” ... “л-реегу”... то есть ...
Заповедь посылки гостинцев можно выполнить, только послав что-то, готовое к употреблению.
Почему посылают гостинцы? Чтобы усилить ... между евреями, в противоположность тому, что сказал Аман: “...есть один народ, рассеянный ... и обособленный...”
Упражнение 2.
Когда посылают гостинцы? ...
Сколько посылают “посылок”? ...
Сколько гостинцев в посылке? ...
Что посылают? ...
Гостинцы посылают, чтобы усилить единство народа и любовь друг к другу всех евреев – в противоположность тому, что сказал Аман: “...есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный...”
Упражнение 3.
Одна из важных заповедей Пурима – заповедь “посылки гостинцев”. Надо послать ... гостинца, готовых для ... по крайней мере ... людям. Заповедь посылки гостинцев можно выполнить с помощью ... .
3. ПОДАРКИ БЕДНЫМ
Упражнение 1.
“Сделать их днями пиршества и веселья и посылания яств в дар друг другу и ... ...” (Мегилат Эстер 9:22).
Должно быть ... подарка ... бедным: каждому бедному один подарок.
А каждый, дающий много пожертвований в Пурим, достоин похвалы!!!
Упражнение 2.
Еще одна заповедь Пурима – “подарки бедным”. Надо послать ... подарков ... людям. Речь идет не обязательно о подарках, можно передать деньги или что-то другое, в чем они нуждаются.
РАМБАМ писал: “Лучше послать больше подарков бедным, чем устроить более роскошный пир или послать больше гостинцев друзьям, потому что нет большей и лучшей радости, чем развеселить сердце бедного или сироты, или вдовы, или прозелита, так как радующий сердце несчастного похож на Шхину...”
4. ПИР И ВЕСЕЛЬЕ
Упражнение 1.
Сделать их днями ... и ..., и посылания яств в дар друг другу и подарков бедным.” (Мегилат Эстер 9:22)
В память о чем?
- ...
- ...
- ...
- ...
На праздничном столе Пурима должно быть много ... .
За праздничным столом веселятся и пьют много вина в память о ..., которое случилось на пиру (посредством вина).
Упражнение 2.
В день Пурима устраивают праздничную трапезу и пьют... .
Сказали мудрецы: “В Пурим человек обязан напиться так, чтобы ... ... между ... Аман и ... Мордехай.
Почему в Пурим пьют вино?
Есть особая молитва благодарности и восхваления, произносимая в честь Пурима, которую произносят также в конце застолья, это – “Аль а-нисим” (“За чудеса”).