Февраль 2020 / Шват 5780

Описание Второго Храма согласно мнению РАМБАМа

Введение

ХРАМ (בֵּית הַמִּקְדָּשׁ, бет ха-микдаш, מִקְדָּשׁ, микдаш), здание, служившее для отправления культа Бога Израиля.

В Библии Храм обычно Дом Господа (вследствие запрета на произношение имени Бога читается Бет Адонай, «Дом Господа» или Бет Элоким, «Дом Бога».

Название бет ха-микдаш, микдаш (встречается в Библии лишь один раз — II Хр. 36:7) получило распространение со времен Мишны. Храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища (бама). Как правило, в храмовом здании находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета, херувимы, а в редких случаях — даже статуя), и утварь, служившая для отправления культа (менора, эфод и т. п.). В храмовом дворе обычно стоял жертвенник, на котором, в отличие от не храмовых жертвенников, приносилось в жертву то, что по своей сути посвящено Богу (как, например, бхорот — жертва первого приплода домашнего скота, см. Трумот у-ма‘асрот, тода — благодарственная жертва и другие, см. Жертвоприношение), а также жертвы, приносимые во время паломнических праздников. Характерной чертой Храма было также то, что его служителями были священники (коханим, см. Кохен), в то время как вести богослужение в так называемых святилищах мог любой израильтянин.

Описание Второго Храма в этой книге приводится согласно комментарию Рамбама на Мишну (Трактат Миддот) и Мишней Тора.

Леванони и Алезра «ХРАМ: описание Второго Храма, согласно мнению Рамбама», Нью - Йорк, 5762

На рис.1 показана модель Второго Храма. Ради ясности, стена, которая окружала полный комплекс [включая секцию, известную как Котель, или "Стену плача"] не показана.

 

Рис.1

Первое присутствие Бога (Шхина) в пределах мира было Святилище (Мишкан), рис.2, который сопровождал Евреев в пустыне, когда они шли от Горы из Синая в Эрец Израиль.

Рис. 2

После входа Евреев в Эрец Израиль, Святилище стояло в Гилгале в течение 14 лет. Впоследствии, ковчег был перемещен в постоянное сооружение, Святилище Шило, которое было возведено с теми же размерами, что и Святилище в пустыне. В отличие от существовавшего до этого Святилища, которое имело деревянные стены, в Шило было возведено каменное здание (рис.2а). Однако, оно не имело крыши, и занавесы, которые были использованы для этой цели в Святилище, использовались для этого и в Шило также.

Рис.2а

Следующая фаза в этом процессе - была постройка Первого Храма в Иерусалиме Царем Соломоном (Рис.3).

Среди отличий между Храмом и предыдущими Святилищами было увеличение размера Алтаря и размера здания Храма. В течение Вавилонского изгнания, Бог показал пророку Эзекиэлю (более известного как Ихезкиель) виденье последнего Мессианского Храма. Когда Евреи вернулись из Вавилона, чтобы построить Второй Храм, они хотели строить Храм в соответствии с пророк Эзекиелем, но не знали всех подробных сведений. Поэтому, они построили здание согласно плану Первого Храма, соединив, где это было возможно, нововведения от Эзекиеля.

Проект (план) всех этих структур, исходил от пророческого виденья. Структуру Святилища Бог показал Моше и, аналогично, проект Первого Храма осуществился через пророческое виденье Царю Давиду. И как уже упоминалось, виденье Третьего и последнего Храма было у Эзекиеля, в этой книге мы будем рассматривать Второй Храм. Много деталей Святилища были изменены в форме и размерах, как в Первом, так и во Втором Храмах.

Как Святилище, так и два Храма использовали ту же священную утварь. А именно:

1. Ковчег (Арон) - деревянный (из кедра) сундук, покрытый золотом как снаружи, так и внутри. Ковчег имел покрытые золотом перекладины (палки) с обеих сторон, с помощью которых он переносился. Ковчег в довершение покрывался «Капорет» {крышка), с двумя херувимами (Крувим).

2. Стол для приношения хлебов (Лехем а паним) - из кедра - деревянный стол, покрытый золотом, на котором помещались 12 батонов для приношения. Этот стол также имел покрытые золотом перекладины (палки) с обеих сторон.

 

3.Золотой Алтарь - алтарь воскурений (Мизбеах хакторет).

Он также имел покрытые золотом перекладины (палки) с обеих сторон.

4. Менора - подсвечник из чистого золота с семью светильниками.

  1. Священнические Одежды - 4 одежды, носимой обычным священником (а) и 8 одежд, носимыми Первосвященником (б).

а.

б.

 

Общий вид утвари Храма:

  1. - занавес
  2. Стол для приношения хлебов
  3. Золотой Алтарь 
  4. Менора
  5. Ковчег (Арон)

Наше описание комплекса Храма Делится на четыре части (рис. 5):

  1. Женский Двор [Эзрат Нашим], в том числе балкон для женщин.
  2. Двор Храма [Азара], где приносились жертвы.
  3. Здание Храма, [Улам]- большое строение, столь же высокое, как 17-этажное здание.
  4. Внутреннее Святилище и Святая Святых, также как и сосуды, хранящиеся там. 

 

  1. - Женский Двор
  2. -Двор Храма
  3. - Здание Храма

Женский Двор (Эзрат Нашим)

На сопроводительной картинке (рис. 6) мы видим балконы, которые были только для женщин, и которые были построены на привлекательных мраморных столбах.

В середине Женского Двора было размещено здание, в котором расплагался Санедрин Ктана, высший суд Еврейского права. Мы поместили фигуру священника рядом с судом таким образом, что каждый может сравнить размер столбов и здания. Этот суд состоял из 23 судей (В противоположность к Верховному Суду, который состоял из 71 судьи).

Рисунок 6: 1 - балкон, 2- Санедрин ктана

12 ступенек, высота каждой равна половине локтевой кости (локтевая кость это приблизительно 50 см или 20 дюймов) вели в Женский Двор. Поэтому Женский Двор (рис.7) стоял на 6 локтей выше нижележащей области.

Почему это ограждение названо «Женским Двором»? Это связано с постройкой балконов, на которых стояли женщины и были так сконструированы, чтобы не было бы никакого смешивания между мужчинами и женщинами.

Женский Двор был квадратным, 135 на 135 локтей. В каждом из его четырех углов была помещена палата, 40 локтей. Эти палаты не были покрыты крышей, также как они не будут покрыться в Третьем Храме.

Какую цель несли эти палаты?

Юго-восточная палата называлась «Палатой Назиров» [Лишкат Ханазирим]. Требовалось, чтобы назир позволил своим волосам расти, то есть не бриться и, в заключении его клятвы, он приносил несколько жертв. В этой палате, назиры готовили свои бы их мирные жертвоприношения и подвергались обязательному ритуала бритья.

Северо-восточная палата (рис.7а) использовалась, чтобы хранить древесину, сожженую на алтаре. Там священники с любыми физическими изъянами, что препятствовало им приносить жертвоприношение, проверили древесину, чтобы убедиться, что в ней не было червей, ибо древесина с червями не могла использоваться на алтаре.

Рис. 7а Северо-восточная палата

Северо-западная палата была названа «Палатой Прокаженных» [Лишкат Хамецораим] (рис.7б). Здесь прокаженные проходили часть их процесса очищения.

Рис. 7б - Северо-западная палата

Юго-западная палата известна, как Масляная Палата [Лишкат Хашманим]. Здесь хранились вино и масло, необходимые для жертвоприношений в Храме.

Северная сторона                                      Западная сторона

В западном конце Женского Двора перед Воротами Никанора находились 15 полукружных ступенек (Maaлoт) (рис. 8), ведущих к главному Двору Храма. Число этих 15 ступенек, параллельно 15 псалмам, начинающихся со слов «Шир ха Маалот». В течение празднования Симхат Бейт Хашева, Левит стоял на этих ступеньках, пел и играл на различных музыкальных инструментах.

Наши Мудрецы говорили: "Человек, который не видел празднования Симхат Бейт Хашева, никогда не видел счастья в его жизни".

По обеим сторонам этих ступенек были палаты, внутренняя часть которых располагалась ниже Двора Храма. Эти палаты, известные как «Палаты Арф» (Лишкат Хакинорот) использовали Левиты, чтобы хранить свои музыкальные инструменты.

Рисунок 8:1. Палаты Арф

2. Ворота Никанора

Ворота Никанора

На рис.9 показан вид северной части двора Храма.

Двор Храма был на более высоком уровне святости, чем Женский Двор, поэтому жертвы и приносились там. Таким образом, это напоминало Двор Святилища, описанного в Торе, "который была выделена экранами вокруг Святилища [Мишкан]. Двор Храма мостился драгоценным мрамором. Священники ходили босиком, ибо было необходимо, чтобы их ноги были в контакте с этой священной землей.

Было 7 ворот, ведущих к Двору Храма. Каждая из ворот имела 10 локтей ширины и 20 локтей высоты, т.е., приблизительно высота 3-хэтажного здания.

- В северной стороне было 3 ворот: Ворота Искры [Шаар Ханицоц], Ворота Жертвоприношений [Шаар Хакорбан], и Ворота Дома Очага [Шаар Хамокед).

  • В восточной части были упомянутые, Ворота Никанор.
  • В южной стороне (рис.10): Ворота Дров [Шаар Хаделек], Воротах приношения первородящихся [Шаар Хабехорот], и Ворота Воды [Шаар Хамаим].

  1. Ворота Искры
  2. Ворота Жертвоприношений
  3. Ворота Дома Очага
  4. Ворота Никанора

Рис.10

  1. Ворота Дров
  2. Ворота приношения первородящихся
  3. Ворота Воды

На рис. 11 показан вид Двор Храма сверху. Двор Храма огорожен стенами. Сюда включены: Двор Израелитов, Священнический Двор, платформы [Духан] и 9 Палат, 24 кольца для резни и Аркады (Галерея), Внешний Алтарь, Чаша для омовения, место для забоя скота, столы, на которых жертвы нарезались на куски, Здание Храма, т.е., Внутреннее Святилище, и Святая Святых и все посуды, которые были внутри них. Длина Двора Храма составляла 187 локтей, а ширина 135 локтей. Весь процесс жертвоприношения проходил в этом дворе. Здесь животное резалось, с него сдиралась кожа, нарезались куски, и здесь, их кровь и эти куски (части животного) помещались на Алтарь. Точно также здесь (на Алтаре) приносились еда, масло и вино.

  1. Аркада                                          Рис.11
  2. Внешний Алтарь
  3. Место для забоя скота
  4. Чаша для омовения
  5. 2 стола

 

На рис. 12 показана Чаша и основу [Кейоре векано], на которой это помещалось. Прежде, чем принять участие в обслуживании Храма, священник должен был вымыть свои руки и ноги из Чаши омовения. Этот Резервуар имел 12 кранов таким образом, что 12 священников могло вымыться в любое время. Рядом с этой чашей были 2 стола, один из серебра и один из мрамора. Серебряные и золотые сосуды, которые были необходимы для обслуживания Храма, помещались на серебряном столе, а части жертвенного мяса, которые должны были приноситься на Алтаре

На рис.13 изображен Алтарь.

 

Красная нить, ограничивающую скат от самого места Алтаря, называется «Красная Линия» [Хут Хасикра]. Ее функция - различать между различными брызгами крови, часть которых попадали за красную линию, а часть крови - ниже ее. Сверху, торчали 4 вертикальных пункта для каждого приношения Алтаря, известных как "Карнот Хамизбеах". На Алтаре были также размещены три деревянные кучи [Маарахот]. На первой охапке дров сжигались определенные части мяса и животные жиры, взятые из жертвенных животных. От второй охапки дров зажигался ладан для воскурений, и третья охапка дров была, где огонь жег все остальное. От этого огня зажигались все другие охапки дров. Посреди Алтаря был пепел (зола), известный как «Тапуах». К югу от Алтаря была главная наклонная плоскость (скат), которая постепенно подходила к вершине Алтаря. К обеим сторонам этого ската были присоединены 2 более маленьких скатов; один слева и один справа. Служащий священник поднимался по правому малому скату до "Совев" [Парапета], где он брызгал 4 части крови - по одному на каждый угол Алтаря. После этой процедуры, он спускался вниз по левому малому скату для того, чтобы вылить оставшуюся кровь ниже - в западной основе.

К северу от Алтаря помещались 24 кольца. Веревка была привязана к свободной петле вокруг ног животных, и конец веревки был вставлен через кольцо (рис.18). Когда эту веревку тянул Коен, петля сжималась. Это действие облегчало приближение животного к своим коленям и было легче резать его.

Также к северу была Палата Забоя скота (рис.19), сделанная из 8 коротких деревянных блоков, квадратных по форме и каждый поддерживался маленькой колонкой. На каждом блоке торчали крюки, на которых были повешены туши животных с содранной кожей. Между блоками и кольцами располагались 8 мраморных столов, на которых туши животных разрубались на части, некоторые из которых должны были быть съедены, некоторые из них должны были быть сожжены на Алтаре.

Двор Израелитов (Эзрат Исраель) - см. рис. 14. Восточная сторона Двора Храма была Двором Израелитов. Четыре ступени Платформы Священников, известной как «Духан», разделяли Двором Иудеев и Двор Священников. Три верхних ступени Духана имели высоту от половины локтя (верхняя ступенька) до 1 локтя (нижняя ступенька). Суммарно 2,5 локтя. Другими словами, Платформа Священников была на 2,5 локтей выше, чем Мужской Двор. Левит стояли на «Духане» и пели с использованием арф, тарелок и флейт в течение Церемонии

Винного Возлияния. Только израильтянам, кто был ритуально чист позволялось войти в Двор Израелитов.

  1. Двор Израелитов                              Рис.14
  2. «Духан»
  3. «Алисадра»
  4. 3 Палаты к югу
  5. 3 Палаты к северу

Вокруг внутренней части Двора Храма было то, что, можно было бы назвать крышей «Алисадра». «Алисадра» служила защитой от дождя для Священников, также как и прохода, через который Священники ходили на рассвете, выполняя их первую обязанность дня - рутинную инспекцию Двора Храма, проверяя, все ли было в порядке. После этой процедуры они затем готовились для принесения Ежедневного Утреннего Жертвоприношения (Хатамид шель Бокер). Во Дворе Храма было 9 палат: 3 к югу от Двор Израелитов, три к северу от него, два к востоку на стороне Ворот Никанор, и один во Дворе Священников к югу возле Водных Ворот. Сейчас давайте рассмотрим каждую из этих палат согласно их именам и функциям.

К югу были 3 палаты (рис.15): Соленые палаты (Лишкат Хамелах), где хранилась соль, Палата Укрытий (Лишкат Хапарва), где хранились соленья, Палата Полоскания (Лишкат Ха мадихим), где ополаскивались кишечники жертвенных животных. Выше Палаты Укрытий была Миква, которая была расположена в освященном месте. Первосвященники погружались туда на Йом Киппур. Чтобы попасть вниз - в Палату Укрытий и Палату Полоскания пользовались круглой лестницей.

Рис. 15
 
  1. Соленые палаты
  2. Палата Укрытий
  3. Палата Полоскания

К северу была «Палата из Вытесанного Камня» (Лишкат Хахазальт] (рис.16), где сидели судьи Верховного Суда (числом 71), под названием Синедрион. Половина палаты была в освященной секции, а другая половина в неосвященной (светской) секции. Верховный Суд сидел полукругом в пределах светской секции, с тех пор, как было запрещено им сидеть в освященной секции. Духан, расположенный между Двором Израелитов и Двор Священников, продолжался в Палате Камня из Вытесанного Камня и делил эту палату на собственно освященную и не освященную секции.

Палата Совета, называемая, "Паредрин", была резиденцией Первосвященник на 7 дней, предшествующих Йом Киппуру, состояла из священной и несвященной частей. Палата Кувшина (Лишкат Хагола], из которой вода поставлялась всему Двору Храма. Крыша трех вышеприведенных палат была расположена на той же высоте.

  1. «Палата из Вытесанного Камня»
  2. Палата Совета, называемая, "Паредрин"
  3. Палата Кувшина

Были еще две палаты во внутренней части Двора Израелитов возле Ворот Никанор рис.17): слева от Ворот, Палата Пинхаса, изготовителя Одежды (Пинхас Хамальбиш), где изготовлялись и хранились одежды священников, и которая также служила комнатой одевания; Палата Кастрюли [Лишкат Хахавитим], справа от Ворот Никанор, где хранились кастрюли, используемые Первосвященником каждый день. В целом было восемь палат во Дворе Израелитов.

 

На рис.18 изображены: Палата Искры (Бейт ха нитроц), в которой стояли на страже Священники; Дом Очага с куполом - сформированной крышей, в нем было 4 палаты, а рядом с ним располагался Верховный Суд, который мы упомянули выше.

Рис. 18
 

 

Давайте посмотрим подробно на Дом Очага (Бейт хамокед). - см.
рис.19. Он расположен за пределами Двора Храма к северу, и
имеет куполовидную крышу. Он имел 2 входа: 1 - открывался
кнаружи, как видно на картинке, и другой - открывался изнутри,
ведя во Двор Храма. Внутри этот дом имел 4 палаты - по одной
в каждом из его 4 углов.

На крыше здания Храма была защитная ограда (см.рис.20) высотой в 3 локтя, а выше этой ограды располагались железные шипы, по форме напоминающие мечи, чтобы препятствовать птицам садиться на краю крыши и запачкивать фасад стен. Это связано также и с тем, что мудрецы опасались того, что птицы, сидящие на крае крыши, возможно, держали бы маленьких мертвых существ в своих клювах и могли уронить их во Двор Храма.

Все окна здания Храма были широкими снаружи и более узкими снутри, позволяя свету сиять из Храма наружу. Это отражает отсутствие потребности Божественного Присутствия во внешнем свете, так и то, что свет святости излучался из Храма на весть мир.

 

На рис.21 изображена Менора, согласно концепции Рамбама. Ветви были диагональными линиями и не кривыми. Раши и многие другие также следуют за этой концепцией.

В «Мидраш Танхума» (комментарий на Танах р. Танхума) говорится, что человек, который изучает законы постройки Храма, рассматривается, как будто сам фактически участвовал в его строительстве.

Возможно, мы заслужим постройку Третьего Храма в ближайшем будущем. Амен.