«Распознай врага»
«Распознай врага»
Раби Нахман говорит в своих «Беседах» (Сихот а-Ран): «В наше время не следует более называть дурное побуждение как прежде, но следует дать ему новое имя. Теперь оно называется фантазией». Тем самым Учитель дает нам великий намек об испытаниях, которым подвергнутся души Израиля перед приходом Машиаха (Мессии). Разъяснение состоит в том, что обычное дурное побуждение, знакомое всем нам — облекающееся во всевозможные вожделения, агрессивность, дурные качества и т.п. — большинство людей уже научились распознавать. Ведь все мы понимаем, что грабеж или убийство — это зло. Однако раби Нахман открывает нам, что качества, известные нам, как негативные, не являются, тем не менее, сутью проблемы. Большинство людей распознают их, отдаляются от них, и стараются избавиться от этих качеств. Однако сегодня есть новое испытание. Испытание, с которым душа не сталкивалась никогда ранее. Сейчас в мир пришло новое изгнание — изгнание души. Мы потеряли самих себя.
Дурное побуждение сегодня отличается от того, что было в прежние времена. Виды оружия и ухищрения, которые оно использует в войне с нами изменились, поскольку сегодня мы чрезвычайно близки ко времени Геулы (Освобождения), и мы выявляем и исправляем корень всякого зла. И поэтому дурное побуждение нашло новое оружие для сражения с нами — силу воображения.
Корень дурного побуждения сегодня — это «фантазия», которая является силой воображения, проявляющейся через мысли и чувства; оно преувеличивает недостатки и проблемы человека и рисует ему его персональную реальность ложным и искаженным образом. Воображение рисует человеку реальность, которой не существует. Оно берет существующее положение вещей и усугубляет его, чрезвычайно драматизируя. И таким образом оно сеет внутри человека страхи и панику, так что человек начинает верить этим мыслям, и это создает в нем отторжение и отдаление от Творца. И поэтому называется эта сила фантазией, поскольку она скрывает истину. Ибо тот, кто воистину воздействует на наше существование — это Творец, поскольку Он наблюдает за всем миром и в Своей доброте поддерживает существование мира постоянно. И Он вновь и вновь творит для нас каждый день великие чудеса. И «велико Его избавление», поскольку у Него есть для нас такие способы спасения, о которых мы даже не мечтаем.
Однако дурное побуждение, называемое «фантазией», воздействует через иллюзии, которые воспринимаются нами как реальность. И таким образом оно скрывает и прячет от нас персональное Провидение Творца. «Воображение» рисует нам картину мира, управляемого силами, которые «как бы» независимы от Творца: руководители государств, финансовые тузы, компьютеры, технический прогресс и другие факторы. Сила воображения использует их всех в качестве оружия против нас. Сегодня ошеломленный человек стоит (сидит, лежит) перед компьютером, который показывает ему через свои «окна» миры и «реальности», чрезвычайно путающие его сознание. Из-за этого человек попадает в ловушку представления, будто наука и сила человека властвуют надо всем.
В мире, который мчится с захватывающей дух скоростью к неведомым ему самому целям и предназначениям, маленький человек порой остается беспомощным, одиноким и испуганным. И он спрашивает себя (Теилим, 121): «Откуда придет помощь мне?» Сила воображения предназначена заставить забыть нас о существовании Царства Творца, скрыть от нас истину, что Он благословенный сотворил и продолжает творить совершенно все. Воображение действует решительно и энергично, создавая перед нами экраны, блокируя человека и скрывая Свет Творца от его Б-жественной души.
Когда ему удается скрыть от нас Провидение Творца и нашу связь с Ним Благословенным, нас одолевают страхи, мы впадаем в панику, уныние и отчаяние. И что же является истинной причиной наших падений? Мы забываем о том, что подлинный источник наших жизненных сил и нашей радости — лишь связь с благословенным Творцом.
Когда новобранец призывается в армию, одна из первых вещей, которой обучают его в качестве солдата — это инструктаж на тему: «Знай, как распознать врага». Так же и нам, солдатам армии Всевышнего, необходимо знать и распознавать: кто он — наш враг, и какими методами он действует. И это так же своего рода инструктаж: «Знай, как распознать врага».
Наш святой учитель, раби Нахман, открывает нам, что дурное побуждение не столько желает, чтобы человек согрешил, сколько стремится оно повергнуть человека в грусть, которая приходит в результате греха. Душа человека в своей сущности необыкновенно чиста и свята, и поэтому если человек падает, воображение тотчас начинает интенсивно работать, с легкостью убеждая его, насколько его положение ужасно.
Все начинается с того, что воображение ставит перед человеком завышенные требования к себе, убеждая, что ему пристало вести себя тем или иным образом. После того, как оно внушило человеку эту фантазию, оно провоцирует человека к греху, заставляя его споткнуться именно в этой вещи. Таким образом, оно показывает нам, что мы ничего не стоим. В результате огромного внутреннего напряжения человек приходит в смятение. И ложь продолжает одолевать его, скрывая от него многочисленные часы его добрых дел и стараний, когда он преуспевал в том направлении, которое он для себя избрал. Воображение всячески затушевывает и обесценивает в глазах человека те добрые дела, в которых он преуспел прежде. Оно скрывает от него те достижения и заслуги, которые у него уже имеются, скрывает от него свет того добра, которое уже стало его неотъемлемой частью. Доходит до того, что сегодня есть люди, которые из-за великой путаницы сомневаются даже в том, есть ли у них вообще душа. Есть евреи, которые не чувствуют своей связи с еврейством. Есть люди, которые уверили себя в том, что определение «хороший человек» к ним наверняка не относится.
И это то, чего, в сущности, добивается дурное побуждение — отторжения души человека от Творца. И тогда оно получает власть над человеком. Как говорится: «Разделяй и властвуй». Каким образом оно властвует? Посредством страха и беспокойства. Оно рисует перед человеком виртуальные страхи и виртуальные опасения, которых на самом деле вовсе не существует. Оно буквально делает из мухи слона. Каждый человек, без исключения, от самого незначительного до самого великого является частицей Высшей Божественности. И его постоянное стремление и желание - соединиться с Благословенным Творцом в бесконечной любви, которая существует между нами. Даже если еврей преуспел в приобретении богатства, даже если он объехал весь мир, побывал во всех его уголках, даже если нет ничего из земных наслаждений, что было бы ему недоступно, - он никогда не обретет подлинного покоя и умиротворения и не достигнет настоящей радости, потому что все, что он приобрел, это не то, чего ему недостает на самом деле. Творец благословенный и настоящая связь с Ним — это то, чего не хватает всем нам.
Между тем «не дремлет и не спит Страж Израиля» - Творец посылает нам великих праведников, светочей поколений, которые и в сгустившейся тьме протягивают нам руку помощи, направляя нас и проливая свет нашим душам в этом последнем изгнании. Они помогают нам найти истинную дорогу, чтобы вернуть нашей душе спокойствие и достоинство — веру и связь души человека с его Создателем. Они, эти праведники, открывают нам удивительные советы из Высшего источника чудес. И благодаря нашей связи с праведниками и их советам, мы находим источник живой воды для наших утомленных душ в этом последнем изгнании.
Говорит раби Нахман из Бреслева (Ликутей Моаран, II, 5): «И благодаря советам, которые раскрылись в мире — посредством этого — умножается вера... И благодаря этому приходит исправление и исцеление невероятно тяжелым травмам... И это подобно сотворению мира — вначале тьма, а затем приходит свет. И чем более раскрывается свет, то есть эти советы, и оттесняется тьма, в которой человек не находит совета, - тем с большей мощью умножается вера... И это - суть исцеления.
Когда мы удостаиваемся изучить и понять пути и советы праведников, наставляющих нас, благодаря этому мы постепенно удостаиваемся достичь желанного и безопасного берега настоящей веры, той веры, которая пребывает в нашем сердце. И только тогда удостаивается человек душевного покоя и осознания, того, что все - к добру, и что нет в мире никакого отчаяния вовсе, и что все обернется спасением и избавлением. И когда вера светит изнутри нас, тогда наша душа ощущает уверенность и чувство защищенности. Мы осознаем, что Сам Творец мира, Страж Израиля, который «не дремлет и не спит» защищает нас - пока не воссияет свет праведного нашего Машиаха и наполнится этим светом весь мир и вместе с ним все творение в радости и веселье.
Амен, да будет на то Его воля.