Декабрь 2024 / Кислев 5785

Уважение к родителям, учителям и старшим

НАЗВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

Термин Кибуд горим, морим узкеним буквально означает “уважение к родителям, учителям и старшим”. Вся идея Кибуд – уважение – основывается на нашем уважении к Гашему, Вс-ведущему, Вс-могущему (Везд-сущему и Вс-сильному) и, в то же время нашему Отцу и Царю, Авину Малкейну. Пятая из Десяти Заповедей требует: “Почитай своего отца и свою мать”. Первые пять заповедей устанавливают отношения между человеком и Б-гом, а остальные пять - между людьми. То есть заповедь о почитании родителей находится среди пяти первых Заповедей. Это может показаться странным.

Суть этой концепции объясняет Гемара (Вавилонский Талмуд, трактат Кидушин): “Трое участвуют в сотворении человека: Святой, благословен Он, его отец и его мать”. Когда люди почитают родителей, Гашем говорит: “Я ставлю им это в заслугу, как будто Я сам был среди них, и они почитали Меня”. То есть тот, кто развил в себе способность уважать и почитать ближнего, учителей, старших, и родителей, тот может почитать Б-га.

Наши раввины разделяют две мицвот (заповеди) в почитании родителей:

  1. Мицва кибуд – кабед эт авиха веэт имеха – “Чти своего отца и свою мать” (Шмот, 20:12). Смысл этой заповеди в том, чтобы заботиться о родителях, обеспечивать их едой и одеждой и помогать им все время. Нет предела тому, как, где и когда человек должен почитать своих родителей.
  2. Мицва мора – благоговение, или благоговейный страх - иш имо веавив тирау – “Каждый человек должен благоговеть перед отцом и матерью” (то есть бояться их ранить, оскорбить, потерять их любовь) (Ваикра, 19:3). Это означает, не сметь сидеть и стоять на их постоянном месте, не называть их по имени, не противоречить им, не принимать за них решения.

ДРУГИЕ ОСНОВАНИЯ ЭТОЙ МИЦВЫ

БЛАГОДАРНОСТЬ ВС-ВЫШНЕМУ

Одна из задач исполнения этой заповеди – развивать в себе “акарат атов” - способность замечать, признавать, помнить сделанное нам добро, быть благодарным за него и делать его в ответ. Отец и мать родили нас и заботятся, чтобы мы выросли. Они защищают нас и кормят. Поэтому мы обязаны показывать им, что ценим это; и тем более мы должны выражать уважение и любовь к Б-гу, Который привел нас в этот мир и постоянно поддерживает. Это чувство благодарности вообще, и в особенности к родителям, прежде всего, следует воспитывать в детях. Но, как учит нас Тора, они должны быть благодарны и Б-гу за его доброту, ведь Он вместе с родителями привел их в этот мир, чтобы дать им возможность преодолеть все жизненные испытания и благодаря этому стать чувствительнее и лучше, несмотря на все свои изначальные недостатки.

ЗАВИСИМОСТЬ В ОТЛИЧИЕ ОТ НЕЗАВИСИМОСТИ

Еще одна причина, чтобы уважать родителей, основана на том, что мы постоянно от них зависим. Осознавая это, мы учимся чувствовать свою зависимость и от “Небесного Отца”. Сегодня это не тривиально. Мы живем в западном обществе, которое проповедует совершенно обратное, провозглашая независимость, превращая ее в идола, утверждая, что все свободны делать то, что им хочется и что доставляет им удовольствие. Но человек должен понять, что зависит от других. Интересно отметить, что животные после рождения становятся независимыми через очень короткое время, обычно в течение нескольких дней. А ребенок зависит от родителей несравненно дольше. По аналогии, этот факт указывает на то, что человек всегда зависит от Вс-вышнего.

ВОЗДАЯНИЕ И ЧУВСТВА

Принимая учение Торы об уважении и почитании родителей, мы сохраняем постоянную передачу авторитета ценностей Торы из поколения в поколение. Авторитет и порядок создают атмосферу дисциплины, которая способствует учению и продолжению традиции. Признавая авторитет родителей, учителей и старших, Тора дает нам четкую структуру, на которую мы можем опереться и в которой мы способны действовать.

Подобным образом, Тора проводит различие между коэном, леви и исраэлем (коэны - потомки Аарона-первосвященника, леви – потомки колена Леви, и исраэль – все остальные евреи). У каждого еврея, будь он коэн, леви или исраэль; мужчина или женщина; ребенок или родитель есть своя определенная роль в обществе. Тора указала в галахе (законе), какие обязанности и привилегии есть у каждого человека, к какой бы группе он ни относился. Эта фиксированность ролей гарантирует передачу ценностей Торы из поколения в поколение.

АВТОРИТЕТ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ХАОСУ

Один из фундаментальных принципов в уважении родителей относится к чувствам и установкам. Человек не просто должен помогать родителям, он должен хотеть помочь, сделать добро, скрасить одиночество и улучшить ситуацию. Гемара приводит пример: даже если человек обеспечивает родителей всем необходимым на высшем уровне, но делает это холодно и бесчувственно, это будет не заслуга, а плохой поступок. Возможно, он таким образом вообще не выполняет мицву. К такой категории относится и обычай отправлять родителей в Дом Престарелых, чтобы потом не иметь к ним особого отношения. С другой стороны, Гемара говорит, что даже если дети не могут обеспечить родителей всем необходимым, но переживают из-за этого, так что родители будут чувствовать, что для них стараются и о них заботятся, тогда заповедь хорошо исполнена. Пример этому – забота о достоинстве родителей и их независимости при самых трудных обстоятельствах, когда за ними ухаживают у них или у себя дома и при этом постоянно морально их поддерживают и с любовью им помогают.

В наше время, когда дети (хозрей или баалей тшува) возвращаются к Б-гу, соблюдению Торы и традиций, некоторые из них без особой надобности вступают дома в конфликты с родителями, которые не разделяют и осуждают их взгляды, нарушая тем самым мицву уважать родителей. Как правильно вести себя в таких случаях, нужно спрашивать у компетентного раввина.

Итак, мы видим, что эта заповедь связана с желанием человека давать и заботиться, а также с развитием в себе этих качеств. Следует отметить, что Тора говорит о трех наградах за исполнение этой мицвы: а) Долгая жизнь; б) Тхият аметим (Воскрешение мертвых) – то есть посмертное воздаяние и в) Хорошие дети. Итак, заботясь о том, чтобы родители хорошо жили, человек получает за это аналогичное воздаяние.

ЗНАЛИ ЛИ ВЫ ЧТО

Законы уважения и почитания в равной мере относятся к отцу и матери. Но если оба они одновременно просят ребенка что-то сделать, то в первую очередь нужно оказать почет просьбе отца. Дело в том, что дети естественно больше любят мать: обычно она находится с ними в большем контакте и больше им дает. Чтобы сбалансировать эту любовь, Тора требует вначале исполнять желания отца. Но если родители в разводе, ребенок может сам выбирать, чью просьбу выполнять первой.

Даже если дедушка или бабушка страдают старческими нарушениями, немного выжили из ума, все равно нельзя обращаться с ними грубо и неуважительно. Наоборот, нужно быть очень внимательным, чтобы оказывать им уважение и, сохраняя их достоинство, ничем их не обидеть.

Ребенок должен уважать и почитать родителей, даже если они не соблюдают традиций. Обращаясь с ними вежливо и внимательно, ребенок может постепенно побудить их соблюдать заповеди. Но родителям, которые настаивают, чтобы дети нарушали какую-то заповедь, например, не соблюдали шабат, нужно вежливо и твердо отказать, потому что преимущество за Б-гом, Который сотворил не только нас, но и родителей.

Запрещено клясть и проклинать родителей, даже после их смерти - это страшное прегрешение. Если человек, не дай Б-г, ударил кого-то из родителей (до крови), Тора считает, что он заслуживает смертной казни.

Тот, кто поистине хочет почитать родителей, должен изучать Тору, соблюдать заповеди и делать добро - это высшая форма почитания родителей, потому что, поступая так, человек побуждает других говорить: “Счастливы отец и мать, которые вырастили такого сына”.

Мы должны почитать родителей даже после их смерти. Одна из многих добродетелей Вс-могущего состоит в том, что он прощает грехи наших отцов в заслугу наших добрых дел, которые зачтутся им в заслугу и уважение в Будущем Мире. Говоря Кадиш (поминальную молитву) об умерших родителях, человек совершает очень хороший поступок, публично освящая имя Б-га: это заслуга и уважение душам родителей.

Родителей нельзя называть по имени, даже если они отсутствуют. А если неподалеку находятся отец и еще человек с таким же именем, которого вы хотите окликнуть, то лучше позвать его полным именем. Это делается, чтобы показать уважение к родителям.

Замужние женщины тоже должны соблюдать заповедь почитания родителей: давать родителям пищу и еду, помогать им исполнять их личные нужды. Но обязанности жены не всегда дают женщинам исполнять эту заповедь. И если между выполнением долга жены и долга дочери возникает конфликт, тогда мицва почитания родителей отходит на второй план. Но разумный муж всегда будет поощрять жену почитать родителей, насколько это возможно.

Человек обязан уважать и почитать своего учителя Торы, даже больше, чем отца. Потому что отец привел его в этот мир, а учитель помогает ему обрести мир мудрости и истины – Олам аба (Будущий Мир).

Согласно многим авторитетам, мицва жить в Израиле, как любая заповедь, которую нельзя исполнить с помощью других людей, превышает обязанность почитания родителей. Поэтому человек имеет право уехать в Эрец Исраэль против воли родителей. Аналогичным образом, дети не должны слушать возражения родителей о предполагаемом супруге, если только тот не плохой человек, нарушающий заповеди.

Хотя мицва почитать родителей – позитивная заповедь, перед ее исполнением никакое благословение не произносят. Одно из объяснений заключается в том, что родители могут и отказаться от данного проявления уважения, и тогда окажется, что эта браха сказана напрасно. Например, ребенок должен вставать, когда в комнату входят его родители, но если родители велели или разрешили ему не вставать, ребенок не обязан вставать. В наше время, может быть, к сожалению, родители часто не обращают внимания на эту форму уважения.

Ребенок должен уважительно отказывать родителям в их просьбе дать им съесть или выпить то, что им запрещается по медицинским соображениям и угрожает их здоровью, даже если в этом есть сомнение. Например, страдающий диабетом (сахарной болезнью) просит шоколад или сладости. Нужно вежливо отклонить просьбу родителей и поискать для них эквивалент сладостей для диабетиков (содержащий заменитель сахара). Или если алкоголик требует алкоголя, дети должны ему вежливо отказать.

Существует галахический вопрос, должен ли ребенок сообщать родителям об их серьезной или смертельной болезни. В общем, споры по этому вопросу сводятся к тому, что не следует открывать серьезность болезни родителям, если это может ухудшить их эмоциональное и физическое состояние. Но если есть основания считать, что они все равно об этом узнают, тогда, чтобы они, пока еще могут, привели свои дела в порядок, следует сообщить им об этом. В случаях, когда человек окажется в такой несчастной ситуации, лучше обратиться с вопросом к серьезному галахическому авторитету.

Есть позитивная заповедь - вставать перед ученым, известным своими познаниями в Торе, даже если он не старик и не ваш непосредственный учитель. Запрещено затруднять учителя Торы какой-то физической работой.

Есть также мицва - вставать перед человеком семидесяти лет или старше, и даже не образованным, если его поведение нельзя назвать преступным. Если человек дожил до такого возраста, нужно оказать уважение его жизненному опыту и старости.

Отца и мать жены или мужа нужно почитать как родителей, даже когда собственные родители еще живы. Кроме общей заповеди уважать старших и ближних, по отношению к ним существует еще особая обязанность: почитать родителей супруга. Многие авторитеты считают, что существует также обязанность уважать старшего брата или сестру. Основанием этого является тот факт, что старшие обычно заботятся о младших.

МОЛИТВА ДЕТЕЙ О РОДИТЕЛЯХ - ТФИЛАТ АБАНИМ АЛЬ АВОТАВ

Да будет Твоя воля, Гашем, наш Б-г
и Б-г наших отцов, чтобы родители
и мы были здоровы и сильны и смогли
служить Тебе поистине, с радостью.
И вложи в наше сердце стремленье
слушать родителей и исполнять их веленья,
помоги нам всегда уважать их,
как всегда с нами Твоя добрая воля.
И да будем мы поистине служить Тебе,
и пусть родители растят нас
для Торы, и хупы (свадьбы), и добрых дел.
И пусть им во всем сопутствует успех,
чтобы они были здоровы и чтобы все у них
было хорошо, и чтобы к ним хорошо относились,
и исполни к лучшему все наши просьбы.

Отец Небесный, помоги нам,
чтобы все это исполнилось для всего народа
Израиля, и да удостоимся мы умножить уважение
к Твоему великому имени и почет к Твоей Торе.

И да будут речи моих уст и думы моего сердца
угодны Тебе, Гашем, Скала моя, мой Спаситель.

БЫЛИ, РАССКАЗЫ И ПРИТЧИ

  1. НЕЕВРЕЙ ДАМА БЕН НЕТИНА (УВАЖЕНИЕ ПРИ ОСОБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ)

Чтобы понять, в какой мере мы должны выполнять заповедь Кибуд ав ваэм об уважении и почитании родителей, нужно вспомнить историю о Даме (сыне Нетины), которая приводится в Гемаре (трактат Пеа), как пример предельного уважения к родителям. У Дамы был огромный и красивый драгоценный камень. А в это время в Храме для одеяния Первосвященника срочно понадобился такой камень, и к Даме пришли, чтобы его купить. Но Дама ответил, что не может его продать. Дело было в том, что его отец заснул, и чтобы взять камень, нужно было его разбудить. Ему стали предлагать все большую и большую цену, но он неизменно отказывался, пока не дошли до суммы, которая в десять раз превышала первоначальную. Тут отец проснулся, и Дама сказал, что готов продать камень. Покупатели вынули сумму, которую предложили в последний раз, но Дама сказал, что продаст камень за первоначальную цену, потому что уважение к отцу он не продает. Так Дама потерял очень большие деньги. Но Б-г вознаградил его. В его стаде родилась рыжая (Красная) корова, без единого волоска другого цвета, необходимая для изготовления особого средства ритуального очищения от осквернения мертвыми. Такая корова была огромной редкостью, поэтому Дама мог запросить за нее любую сумму, но он попросил лишь то, что потерял тогда, продав камень за первоначальную цену.

В том же трактате рассказывается и еще случай, связанный с Дамой. Он сидел в суде среди знатных римлян в шитом золотом роскошном шелковом хитоне. Тут появилась его психически неуравновешенная мать, набросилась на него, порвала ему одеяние, схватила за волосы и плюнула в лицо. Но он молчал и никак ей не возражал. Более того, когда ее туфля, которой она его била, выпала у нее из рук, сын поднял ее и дал матери. Отсюда мы учим, что ребенок не должен унижать и обижать родителей, что бы они ему ни делали.

  1. УБИЙСТВО РАВА ИЗ РАДИЗИНА И ЕГО ГАБАЯ

Нужно уважать и почитать не только родителей, но и своего рава. Мы читаем в Пиркей Авот (4:12): “Раби Элиэзер бен Шамуа сказал: страх перед учителем должен быть как страх пред Б-гом”. Так и было в одном из случаев во время войны.

Большой цадик, праведный Рав из Радизина был в Европе, когда нацисты начали свое убийственное шествие по этому континенту. Когда стали приближаться эти кровавые мясники, Рав хотел скрыться среди народа в своем городе. Но план его не удался, Раву пришлось бежать. Однако гестапо, когда город был занят немцами, потребовало, чтобы он пришел к ним. В противном случае, они пригрозили убить все население города. Когда об этом услышал местный габай (председатель еврейской общины), он надел белый китель (длинное одеяние) и талит рава, о чем Рав не знал, и представился немцам, как раввин. Гестаповцы, считая, что это и есть Рав, тут же схватили его и казнили.

Но скоро нацистам донесли, что их обманули, и Рав скрывается. Разгневанные немцы потребовали, чтобы ребе пришел к ним в течение двух часов, или они будут брать людей из города одного за другим и расстреливать, пока он не придет. Тогда Рав вышел из своего убежища и заявил: “Я Радзинер Рав. Я готов умереть вместо моих ближних евреев, служа Б-гу”. Жестокие немцы схватили его и убили на глазах у народа. С последними выстрелами Рав выкрикнул евреям: “Не сдавайтесь этим убийцам. Сопротивляйтесь и храните верность Гашему. Шма, Исраэль, Гашем Элокейну Гашем Эхад...”

  1. ЦАДИК И ПРОСТОЙ МЯСНИК

В книге Седер адорот рассказывается история о раби Йегошуа бен Элем, которому приснилось, что его соседом в Ган Эдене (в раю) будет простой мясник, по имени Нанес. Раби Йегошуа, который был великим праведником и мудрецом Торы, был страшно разочарован тем, что не удостоился ничего лучшего, и решил найти этого Нанеса и выяснить, в чем дело. Он ездил и искал здесь и там, пока его не нашел. Нанес очень удивился тому, что великий знаток Торы хочет видеть его. И когда они встретились, раби Йегошуа попросил его рассказать о себе и объяснить, какие такие у него необыкновенные заслуги. Нанес ответил, что он простой мясник, и у него есть старые родители, которые уже не могут вставать. “И каждый день я их одеваю и кормлю”, - сказал он. Раби Йегошуа встал, поцеловал его в голову и сказал: “Сын мой, благословен ты, и благословен твой удел. Как прекрасно и чудесно, что я удостоился быть твоим соседом в Ган Эдене”.

ЗАМЕТКИ ОБ УВАЖЕНИИ В НАШЕ ВРЕМЯ

Мишна в конце трактата Сота описывает, какими будут мессианские времена. Среди других проблем она говорит о потере уважения. Упрямство и наглость достигнут небывалого размера, и, к несчастью, мы сегодня свидетели этого процесса. Мы видим это у себя дома, в школе, в синагоге и во всем обществе. Как мы должны к этому относиться, с точки зрения Торы, чтобы установить уважение в нашей жизни и в обществе? Ответ заключается в понимании, что существуют разные уровни уважения и в желании их достичь.

  1. Во-первых, мы должны больше уважать самих себя. То есть проявлять больше уважения к своему телу, сознанию и душе. Поскольку мы люди, сотворенные “руками Вс-вышнего”, в каждом из нас есть целем элоким – образ Б-га. И чем духовнее мы становимся, тем больше уважаем других и самих себя.
  2. Мы должны уважать других людей, видя и в них Образ Б-га. Это можно выразить теплым отношением, добротой и помощью. Следя за своим языком и говоря с людьми вежливо, человек проявляет уважение к себе и людям.
  3. Уважение к нашим учителям, источнику наших знаний и нашего роста. Нужно понять, что человек может поистине учиться, только если он уважает своего учителя и его знания.
  4. Уважать и почитать родителей – это основа семейного союза и порядка в обществе. Наши дети, следующее поколение, берут пример с того, что видели дома.
  5. Старшие знают жизнь. Мы у них многому можем научиться на их опыте. Еврейская традиция многое говорит об уважении к старшим.
  6. И, наконец, может быть самое главное, что объемлет все остальное: это уважение к Б-гу, которое проявляется в нашей связи с Его Торой и ее ценностями, в нашем изучении Торы и исполнении ее заповедей.