Рассказы о раввинах
Рассказы о раввинах
Раввин и балагола
Одному раввину надо было однажды поехать в другой город. Нанял он болаголу, надел длинную шелковую капоту и штраймл, сел в подводу и поехал.
Сидит балагола на облучке и рассуждает:
— Какая разница между раввином и балаголой? Ровно никакой. Разве только та, что балагола сидит на облучке, а раввин в подводе. Перед Богом все едины, а вот перед людьми... Для людей разница только в том, кто во что одет. Вот вы, ребе, на вас шелковая капота и штраймл, — вы для них раввин, а я в поддевке и сапогах — и я для них балагола.
— Ну, а знания, — спрашивает раввин, — книжная наука, знание Талмуда — разве всего этого не нужно, чтобы быть раввином?
— Все это чепуха, — отвечает балагола, — самое важное — это уметь держать себя, как подобает раввину. А для этого прежде всего необходима внешность, одежда. Раввина делает раввином не Тора, а капота.
— Следовательно, — спрашивает раввин, — и вы при желании могли бы быть раввином?
— А как же! — отвечает балагола. — Были бы у меня только ваши капота и штраймл и попади я в такое место, где меня не знают как балаголу, я был бы заправским раввином.
— Ну, а не боитесь, что вас разоблачат как невежду?
— Нет, не боюсь. Уж я бы как-нибудь выкрутился. Знаете что, ребе? Давайте обменяемся одеждой, мы как раз сейчас въезжаем в город, оденьтесь в мою поддевку и садитесь на облучок, а я надену ваши капоту и штраймл и сяду на ваше место. Увидите, что я сойду за раввина.
Согласился раввин. Поменялись они одеждой. Спустя полчаса въехали в город, а там уже главы общины вышли их встречать. Все кинулись к балаголе, одетому в капоту и штраймл, помогли ему сойти с подводы, а тот держится так важно и чинно, что сразу понравился встречавшим. Стали они с ним разговаривать на книжные темы — балагола цедит слова и говорит намеками, сразу видно, великий талмудист. Нашлись такие пилпуллисты, которые стали задавать мнимому раввину мудреные Ч вопросы, требующие немалых знаний. В ответ “раввин" улыбнулся и говорит:
— Я удивляюсь, что вы задаете мне такие простые вопросы. В них ведь нет ничего сложного. Даже мой балагола с легкостью их разрешит.
И с этими словами он обратился к настоящему раввину и велел, чтобы тот дал разъяснения. Увидели главы общины, что “балагола” раввина обладает такими великими знаниями, и не посмели больше обращаться с пустяками к самому “раввину”, который сразу прослыл “великим” и “святым”.
Так балагола переспорил раввина.
Как раввин обманул Бога
У раввина заболела единственная дочь. Он ушел в синагогу и стал молить Бога:
— Пошли исцеление моей дочери, и я клянусь, что всю свою богатую одежду раздам бедным.
Болезнь оказалась неопасной, дочь раввина выздоровела. Тут он спохватился, что слишком много пообещал, стал думать, как бы обмануть Бога, думал, думал, а потом и говорит жене:
— Разве бедным соседям нужны наши дорогие платья и шубы? Им нужен хлеб, нужны деньги на хлеб. Давай оценим одежду и отдадим вместо нее деньги.
— Ты прав, — согласилась жена.
Позвали они старьевщика, выложили перед ним одежду, и раввин стал называть самую низкую цену, спрашивая старьевщика, правильна ли цена.
Удивился старьевщик тому, что раввин так дешево оценивает дорогие вещи, но не стал спорить с оценкой, надеясь, что ему все достанется по этой цене. Получилось, что вся одежда по оценке стоит только девять рублей.
— А теперь, жена, — сказал раввин, — раздай девять рублей бедным женщинам на хлеб. Ведь вот и старьевщик подтвердил, что большего наша одежда не стоит.
Увидел старьевщик, что его обманули, и ушел ни с чем, а раввин сохранил всю свою одежду.
Как раввин с Богом поладил
В одном из местечек Полесья жил раввин. Во всех своих проповедях он призывал евреев помогать бедным.
— Даете бедному, — говаривал он, — значит, даете Богу.
И прослыл тот раввин чудотворцем. Однажды послали за ним из соседнего города: у богатого купца занемогла дочка. Дело было зимой. Запряг кучер лошадь, сел раввин в сани и поехал.
Проезжают через одно село, видит раввин: на околице какие-то люди стоят, руками машут.
— Что случилось? — спрашивает раввин.
— Ребе, — стали умолять его те люди, — мы горькие бедняки, вся наша надежда — единственный сын, а он вдруг слег. Зайди к нам, взгляни на него, помолись Богу, может, твоя молитва принесет ему исцеление.
— Не могу, — отвечает раввин, — меня ждет больная дочь купца, а купец пожертвовал много денег на постройку новой синагоги, он и на бедных много жертвует. Посещу его дочь, а на обратном пути заеду к вам.
И велел ехать дальше. Едут они лесом, стемнело, послышался волчий вой.
— Беда, ребе, — говорит кучер, — лошадь замаялась, дороги почти не видать, до города далеко, как бы волки не настигли.
— Ой! — испугался раввин. — Уж не наказание ли это за то, что я беднякам в помощи отказал?
Подумал так раввин и взмолился Богу:
— Послушай, Боже, ты же видел, какую красивую синагогу помог построить купец. Так разве не обязан я ему первому оказать помощь?
Но Бог не отвечает, а волки все ближе, ночь все темней, и лошадь уже спотыкается от усталости. Оглянулся раввин — позади зеленые глаза горят.
— Боже! Только спаси Ты меня от лютой смерти, а я, как вернусь домой, сразу продам лошадь и все деньги раздам бедным. Да и о том Ты подумай, Боже: кто Тебе будет так усердно молиться, если меня сожрут волки?
Тут лошадь разом рванулась и примчала раввина в город. А волки остались далеко позади.
Вернувшись домой, позвал раввин кучера и говорит:
— Веди лошадь на базар и продай ее за рубль.
Удивился кучер, но, раз святой человек велит, надо повиноваться. Вывел он лошадь из конюшни и уже было собрался вести ее на базар.
— Постой, — говорит ему раввин, — прихвати заодно и этого петуха. Будут цену спрашивать, ты отвечай: лошадь стоит один рубль, только продается она вместе с петухом, а петуху цена — сто рублей, потому что это редкая птица. Понял?
— Понял, — отвечает кучер и повел лошадь на базар.
Овса раввин не жалел, лошадка была гладкой, так что покупателей собралось много. А кучер все одно твердит:
— Лошади цена один рубль, только продается она вместе с петухом, а петух стоит сто рублей, потому что редкой породы птица.
Удивляется народ, не знает, как без петуха лошадь сторговать? Но один мужичок смекнул, что лошадь добрая и не жаль за нее вместе с петухом сто один рубль отдать. Выложил деньги, взял коня за уздечку, петуха сунул за пазуху и пошел к себе в деревню.
А раввин, как и обещал Богу, тот рубль, что за лошадь выручил, раздал беднякам. Сто рублей же, которые за редкостного петуха получил, оставил себе. Тут и сказке конец!
Раввин и богатый арендатор
Жил один арендатор-скоробогач, и была у него жена — честолюбивая и завистливая. Вот однажды она ему и говорит:
— До каких пор ты будешь терпеть оскорбления в синагоге? Когда тебя вызывают к чтению Торы, тебя не именуют, как всех почтенных людей “мойрейну”, “учитель наш”, а просто называют по имени, как любого водоноса или ремесленника.
— Чего же ты хочешь? — спрашивает арендатор.
— Чтобы ты потребовал от раввина титул “мойрейну”!
Пошел арендатор к раввину.
Погладил раввин бороду и объяснил арендатору вот что:
— Знайте, что в Раю для всех, кто наделен титулом “мойрейну”, ставят отдельный стол. За ним сидят наши праотцы: Авроом, Ицхак, Яаков, Мойше-рабейну, Аарон, цари Довид и Шлойме, великий Бешт и его ученики и прочие. Если я вас стану именовать “мойрейну”, то вы попадете за этот стол, но, как невежду, вас усадят у дальнего края стола и вам ничего не перепадет ни от Дикого Быка, ни от Левиафана, ни от заветного вина, которое хранится с первых дней сотворения мира. Будет лучше, если все оставить по-старому, без “мойрейну”.
Испугался арендатор. Вернулся домой: так, мол, и так, не хочу “мойрейну”.
А жена ему и говорит:
— Дурень ты. Раввин сказал тебе так, потому что ты пришел к нему с пустыми руками. Пойди, отнеси ему жирную курицу, и он найдет выход из положения.
Арендатор так и сделал. Взял самую жирную курицу и отнес раввину.
Равин был очень доволен подарком и говорит арендатору:
— Будь по-вашему. В следующую субботу, когда вас вызовут к Торе, то назовут “мойрейну”, и отныне всегда будут так называть.
Арендатор заколебался:
— А как же Дикий Бык и Левиафан — достанутся ли они мне на том свете?
И раввин его успокоил:
— Не бойтесь. В обмен на таких куриц я еще многим таким, как вы, невеждам присвою титул “мойрейну”. В Раю им всем будет выделен особый стол, а вы будете сидеть во главе того стола.
Оба остались довольны — и раввин, и арендатор.
Корова раввина
Однажды в субботу люди прибежали к раввину: корова упала в яму. Можно ли ее в субботу вытащить или нет?
— Ни в коем случае, — ответил ребе, — это явное нарушение святой субботы. Корове придется пробыть в яме до следующего дня.
— Ребе! Жалко вашу корову, но если вы велите ждать до следующего дня — придется ждать.
— Что? — вскричал ребе. — Моя корова? Что ж вы сразу не сказали? Идите скорее и вытащите корову — святая Тора говорит, что можно, можно!
Чудо и деньги
Читая Талмуд, ешиботники дошли до истории, рассказывающей о смерти матери грудного ребенка. Из жалости к ребенку, который был обречен на голодную смерть, Бог совершил чудо: у отца ребенка выросли груди, наполнились молоком, и отец выкормил ребенка.
Один ешиботник задал каверзный вопрос:
— Ребе! Вместо такого сложного чуда не проще ли было Богу дать отцу денег? Ведь на деньги можно купить молока!
Глава ешивы рассердился:
— Безбожник! Если Бог может сотворить чудо, зачем же ему зря транжирить деньги?
Глупый зять
Арендатор, недавно выдавший замуж дочку, однажды пришел к раввину. Тот его спрашивает:
— Ну как, вы довольны зятем?
— Не совсем, — отвечает арендатор.
— А что?
— Понимаете, ребе, у него весь день уходит либо на молитвы, либо на чтение святых книг, а о заработке, о деле он и думать не хочет.
— Но это же хорошо, — говорит раввин. — Я ведь тоже день-деньской этим занимаюсь.
— Да, ребе, но ведь вы это делаете ради заработка, а мой дурак — искренне.
Он не сумасшедший
Однажды в Йом Кипур женщина прибежала к раввину с криком:
— Несчастье, ребе, мой муж сошел с ума!
— В чем дело, дочь моя?
— Я забежала на минуту домой из синагоги и вижу: Боже мой! — в святой Йом Кипур мой муж целует служанку и жует курицу!
Раввин ее успокоил:
— Он целует служанку и жует курицу? Ну, тогда он совсем не сумасшедший. Вот если б он целовал курицу и жевал служанку — тогда бы он и впрямь был сумасшедшим!
О раввине и трех убогих
Жил-был раввин-зануда. Однажды, это было в канун Тишебов, пришли к нему трое: один — больной, второй — дряхлый старик и третий — слепой. Все они хотели узнать, следует ли им поститься или по своей убогости освобождены они от поста. Сидят они в прихожей у раввина и ждут каждый своей очереди.
Заходит к раввину первым больной.
— Ребе! — говорит. — Я пришел узнать, надо ли мне завтра поститься, ибо я болен.
Отвечает ему раввин:
— Больной освобожден от поста, но не освобожден от правил приличия. Если больной говорит о болезни, он должен прибавить: “Не про вас будь сказано”.
Услыхал старец слова раввина и, войдя к нему, сказал:
— Ребе! Я пришел узнать, надо ли мне завтра поститься, так как я, не про вас будь сказано, дожил до глубокой старости.
Отвечает ему раввин:
— Глубокий старик освобожден от поста, но не освобожден от правил приличия. Говоря о своей старости, он должен прибавить: “Про тебя и про детей твоих будь сказано”.
Услыхал замечание раввина слепой и, войдя к раввину, сказал ему так:
— Ребе! Я пришел к вам узнать, можно ли мне завтра не поститься, так как я, про тебя и про детей твоих будь сказано, слепой на оба глаза.
Чем больше, тем меньше
Вдова водовоза работала поденно по домам. Хлеб и прочую еду, которую ей давали, она приносила домой, а деньги отдавала на хранение раввинше — копила на саван.
В первый раз она принесла раввинше четыре гроша, во второй раз дала ей еще три гроша и спросила:
— Ребецн, сколько у вас моих грошей?
— Шесть грошей, Ента-сердце.
Принесла еще два гроша и спросила:
— А сейчас, ребецн?
— Сейчас — пять грошей.
Подумала бедная вдова и спросила:
— Ребецн! Сколько грошей мне надо вам еще принести, чтобы вы перестали быть мне должны?