Законы Песаха

Законы, связанные с квасным.

Запрет на хамец.

Надо знать, что хамец, который даже собака откажется есть из-за того, что он испорчен или смешан с чем-то, что портит его вкус, не считается хамцом, и на него не распространяются никакие запреты[1].

Запрет хамца (квасного) в Песах отличается по строгости от обычных запретов на некашерную пищу по нескольким причинам:

  1. Наказание тому, кто ест хамец – карет (Шмот 12:19) (отсечение души, здесь не место для подробного объяснения), одно из самых тяжелых наказаний в Торе.
  2. Запрещено получать от него какую бы то ни было пользу.
  3. Запрещено, чтобы хамец находился в еврейском владении в течение всего Песаха. Во всей Торе нет больше ни одного аналогичного запрета, не считая запрет на владение предметами, связанными с идолопоклонством. Тот, кто оставляет у себя во владении квасное, нарушает 2 запрета: «Да не найдется у тебя хамец» (там же, 12:20), «Да не будет виден тебе хамец» (там же, 13:7), а также повелительную заповедь «уничтожьте хамец из ваших владений» (там же, 12:15).

Даже нееврейский хамец, за который еврей несет ответственность, подпадает под эти запреты (или, по крайней мере, запрещен мудрецами[2]).

За 30 дней до Песаха.

Уже за 30 дней до Песаха человек должен следить за тем, чтобы не оставлять хамец в тех местах, откуда потом трудно будет его убрать. Поэтому, в частности, не следует создавать поверх него нагромождение вещей, даже если мы не намереваемся разбирать их в Песах. Поясним подробнее.

Вначале нужно заметить, что сказанное в следующих 2-х абзацах не относится к человеку, который сдает помещение нееврею на Песах и  продает хамец.

Если человек устраивает склад или заполняет вещами подвал и не намеревается разбирать его до окончания Песаха – если он делает это до Пурима, то проверять это место не нужно, если все покрыто слоем вещей выше 30 см.  Даже если известно, что там есть хамец, он считается уничтоженным, однако мы должны быть уверены, что он не откроется во время Песаха. Если же слой меньше 30 см.[3], или человек собирается заполнять склад после Пурима, то вначале нужно убедиться, что там нет хамца, просмотрев для этого все места, где он может находиться, так же, как и в ночь проверки, только без благословения.

То же относится и к выезжающему из дома, если он не собирается возвращаться до окончания Песаха. Если он выезжает до Пурима, то дом можно не проверять. По поводу тех мест, где точно есть кезаит хамца (27/33,3 см3) (там, где едят хлеб, наверняка есть), есть спор, поэтому желательно сделать проверку со свечой, но если сложно, то можно положиться на облегчающее мнение. Если человек выезжает из дома после Пурима, и там не остается кого-то, кто может проверить, то он должен проверить ночью перед отъездом со свечой, но без благословения. А затем аннулировать хамец подобно тому, как мы делаем в ночь проверки. Аннулировать в ночь проверки хорошо также и в случае, если он оставил дома жену.

Почему постановили делать проверку?

По Торе достаточно либо аннулировать хамец (т.е. провозгласить, что в наших глазах он не имеет абсолютно никакой важности и соответственно становится бесхозным), либо уничтожить. Однако мудрецы постановили, что необходимо делать и то и другое, так как опасались, что отказ от хамца зависит от решения хозяина, и если речь пойдет о большой стоимости, хозяин не сможет перебороть себя и принять твердое, однозначное решение об аннулировании, а без такого решения никакого аннулирования не произойдет, даже если будут произнесены соответствующие слова. Кроме того, в связи с тем, что люди привыкли есть мучные изделия в течение всего года, есть опасность, что человек автоматически съест что-нибудь квасное, если оно попадется ему под руку. Поэтому мудрецы обязали всех, несмотря на аннулирование, проверить свои владения и уничтожить там весь хамец. Одной проверкой тоже не обойтись – из опасения, что какой-нибудь хамец окажется незамеченным и останется в нашем владении, поэтому нужно также аннулировать.

Получается, что, исходя из буквы Закона, грязные хамецные крошки небольшого размера искать не нужно, ведь нет опасности, что он их не аннулирует или съест по ошибке[4]. Однако принято убирать любые крошки, за исключением тех случаев, когда это трудно. Также не убирают их там, где вероятность встретить крошки невелика (например, в книгах).

Где нужно проверять, а где – нет?

Мы обязаны проверять только те места, где есть вероятность, что в течение года туда могли занести хамец. Те же места, о которых нет причин предполагать, что в них может быть хамец, проверять не нужно, даже если в принципе возможность его попадания туда не исключена.

Поэтому в семье, где нет маленьких, подвижных детей, верхние и самые нижние полки шкафов обычно вне опасения. В тех интеллигентных семьях, где принято есть только на кухне, а за вход в комнаты с бутербродом – ”расстрел на месте”, проверять необходимо только на кухне, и может быть, в салоне, если у них принято есть там иногда, например, во время просмотра фильмов (прости им Всевышний). Если же в семье есть дети от 2 до 6, то хамец может оказаться практически в любом месте, т.к. малыши любят делать тайники, закидывать вещи на шкафы и т.д., поэтому проверять нужно везде, кроме, может быть, подвала и подобных ему мест, которые всегда надежно закрыты от детей.

Если перед тем, как сложить постиранную одежду на полку в шкафу, жена убедилась, что там нет хамца (ведь маленькие дети могут положить хамец и на полки), то можно считать, что хамца на этой полке нет. Так как если ребенок спрятал бы его там, вещи не лежали бы так аккуратно, а хозяйка вряд ли складывала чистое белье, держа хлеб во рту. Поэтому такие полки достаточно просмотреть сверху. Между одеждой просматривать не надо.

Существуют места, до которых трудно добраться, и нет причин опасаться, что хамец, находящийся  там, выпадет в Песах на более открытое место. Например, под нижней панелью морозилки есть много хамца, однако, чтобы до него добраться, нужно разобрать внутреннюю часть морозилки, а само по себе оттуда ничего не появится, или за шкафом. В таком случае нужно убрать и проверить все места, до которых можно добраться, а по поводу остального положиться на аннулирование; разбирать морозилку или двигать шкаф не надо.

Следует помнить, что хотя после аннулирования маленькие крошки, случайно попавшие в еду, не являются запрещенными по закону (если мы едим их, не ведая об этом), однако по традиции, имеющей основание в Кабале, нужно предпринять все усилия, что бы не съесть хамец никоим образом. Поэтому в тех местах, где он может попасть в еду (например, на кухне), уборка и проверка должны быть особенно тщательными. По этой же причине непроверенные книги не кладут на стол во время еды.

Продажа хамца.

Небольшое вступление.

Главный вопрос, который все задают, таков: а зачем нееврею весь этот хамец: грязь на посуде, ненайденные крошки, старые лекарства и т.д.? Ведь если всем ясно, что это только представление, и он на самом деле не собирается покупать этот хамец, то по Торе сделка не состоялась? Существует несколько глубоких и сложных объяснений, но в наше время ответ прост: сегодня раввины покупают у него хамец после Песаха дороже, чем продали до. Поэтому нееврей хочет купить любой хамец, так как потом он заработает на этом деньги.                      

Законоучители по-разному относились к продаже хамца. Ученики Виленского гаона практически не полагаются на эту продажу, а многие хасиды,  напротив – продают даже чистый хамец. Рав Чезнер в своей книге пишет, что среднее мнение, которому принято следовать, состоит в том, что  продажа имеет силу (особенно в Израиле, т.к. здесь она поддерживается и государственным законом), поэтому в случае больших потерь можно на нее положиться. Однако существует множество опасений, как технических, так и алахических, поэтому 100%-й хамец, не имеющий большой ценности, желательно не продавать. (Я, например, дарю то, что можно, хасидским соседям). Неевреям можно дарить только в случае, если есть какая-то реальная выгода (чтобы он был мне благодарен, чтобы были лучше отношения и я мог бы его попросить о чем-то и т.д.), просто так дарить им нельзя. Тем более, нельзя отдать несоблюдающим евреям (да будет воля Б-жья на то, чтобы раскрылись их глаза и сердца, чтобы они вернулись домой!). Однако в случае, если по поводу продукта есть алахическое сомнение, запрещен он в Песах или нет, можно положиться на продажу. В дальнейшем мы обсудим эту тему подробнее.

Продажа хамца перед Песахом выводит его из нашего владения, следлвательно после продажи всего хамца сдача нееврею в аренду определенных мест освобождает нас от обязанности проверять эти места, так как теперь они считаются нееврейскими и опасений, что там находится наш хамец, тоже нет. Поэтому те места, которые тяжело проверить (например, подвалы) принято сдавать неевреям и продавать находящийся там хамец. Нееврейский хамец, находящийся в нашей квартире, даже если мы не несем за него никакой ответственности, нужно оградить перегородкой высотой в 96 см (минимум 80), чтобы не съесть по привычке, либо положить в шкафы и сделать на них пометку, напоминающую о запрете хамца. В крайних случаях можно зайти в помещение, сданное нееврею, чтобы взять  необходимые вещи, однако тот, кто делает это слишком часто, наводит тень сомнения на всю сделку, поэтому раввины не позволяют делать это многократно (на 3-й раз нужно спросить у раввина - так  написано в некоторых алахических сборниках от имени Хазон Иша).

Подготовка квартиры.

В связи с тем, что у нас сегодня очень много вещей, невозможно проверить все за один вечер, поэтому принято готовить дом к проверке заранее. Однако надо четко разделять между предпраздничной генеральной уборкой и необходимым по алахе очищением дома от хамца.

Что делают со шкафами, полками и прочими местами, где хранят вещи, обувь и одежду?

Если спросить у раввина, чего мы хотим достичь предпасхальной уборкой, то он скорее всего ответит: «Задача предпасхальной уборки – превратить квартиру в место, статус которого эквивалентен местам, куда обычно не вносят хамец, и освободить от необходимости проверки». Но что означает эта фраза, ведь мудрецы обязали проверить со свечой ночью, любая другая проверка не годится? На самом деле  имеется в виду следующее: мы не собираемся проверять. Задача уборки состоит в том, чтобы мы могли быть уверенными, что там нет хамца. Например, нет смысла проверять со свечой только что вымытую кастрюлю, ведь мы знаем, что там не осталось ничего запрещенного.

Поэтому вначале просматривают все вещи, в которых может оказаться хамец, отряхивают их, проверяют карманы одежды. Можно перестирать одежду и белье.

Очень важно помнить, что сегодня многие детские сладости обернуты в целлофан почти герметично, поэтому советы, которые даются во многих брошюрках: постирать одежду и залить моющим средством определенные места, чтобы сделать хамец несъедобным даже  для собаки – не всегда достаточны.

Соответственно, перестиранную одежду нельзя сразу положить в шкаф, нужно хотя бы похлопать по карманам и убедиться, что в них нет подобных сладостей. Ту одежду, которая не была перестирана и проверена перед ночью проверки, надлежит проверить (если есть карманы) в эту ночь, ведь в карманах бывает хамец. Не следует также забывать и о манжетах брюк – там обычно скапливаются целые запасы.

Саму полку или ящик достаточно прощупать рукой, отряхнуть или промыть тряпкой, т.е. убедиться, что не осталось даже маленьких крошек, которые мы убираем согласно традиции. По закону гмары можно просто посмотреть, нет ли там крупных крошек, которые человек может по ошибке схватить и съесть. В случае необходимости можно обойтись такой проверкой.

По окончании уборки полки, шкафа или комнаты нужно гарантировать, что бы хамец туда больше не попадал: если есть дети — закрыть, например, на ключ, если детей нет, то желательно сделать пометку, что бы случайно не занести туда хамец. Помещение, в которое занесли хамец, и с тех пор нет уверенности, что его вынесли или съели, потеряло свой прежний статус «убранного», и следует проверять его заново до тех пор, пока занесенный хамец не будет найден.

Чтобы точно осталась возможность выполнить заповедь мудрецов, а также, чтобы не входить в сомнение с брахой на проверку,  следует оставить непроверенным, т.е. неубранным, какой-нибудь участок в доме, и в ночь проверки сказать благословение и начать с него.

Как мы уже говорили, те полки и шкафы, которыми не пользуются на Песах, можно сдать нееврею, вещи которые остаются там, продавать не надо. Если есть опасение, что там все же находится хамец, желательно проверить, если это сложно сделать – можно положиться на продажу. Поэтому непасхальную посуду следует промыть, чтобы не оставалось видимых остатков хамца, или просмотреть. Если она чистая, то следует положить ее в закрытые места, чтобы не приготовить в ней по ошибке во время Песаха. Можно положить ее в шкафы, проданные нееврею.

Кухонные шкафы и полки, холодильник и прочие места, которые связаны с едой, нужно тщательно промыть моющими средствами, если тяжело залезть в какие-то щели, например, в резиновые прокладки двери холодильника, следует залить туда сильное моющее средство, чтобы сделать оставшийся там хамец непригодным для собаки. То же относится и к полкам, где лежали мучные изделия. После этого принято покрыть все полки, связанные с едой, целлофаном, фольгой или бумагой.

Полы нужно, в крайнем случае, просмотреть, чтобы не осталось хамца в обертке и больших кусков, а если есть возможность, то понятно, что лучше подмести или помыть. Маленькие грязные крошки после аннулирования не считаются хамцом.

Однако в дни Песаха нужно следить, чтобы посуду, поднятую с пола, хорошо промыли, так как есть опасность, что на ней будут крошки, а мы уже говорили, что по традиции необходимо стараться их не есть. То же относится и к еде, а если невозможно ее помыть – есть ее в Песах нельзя. У меня, например, есть коробка, куда я складываю упавшую в Песах мацу, и мы едим ее после Песаха.

Игрушкам следует уделить особое внимание, ведь дети во время игры часто едят хамец. Такие конструкторы, как «Кликс», «Лего» и им подобные, а также прочие мелкие игрушки можно постирать в стиральной машине, может быть, используя пластиковый мешок с дырками. Часть игрушек, которые тяжело очистить, наверняка можно продать нееврею и спрятать на Песах. Остальные нужно протереть с моющим средством или просто проверить, в зависимости от их состояния.

Если есть маленькие дети, то нужно проверить и обувь. Ведь ребенок мог положить, скажем, в ботинок, вафлю в обертке.

Книги, как мы уже говорили, можно не проверять. Однако на книгах сверху и между ними, в доме, где есть дети, можно много чего найти. Бирконим, которые обычно лежат на столе во время трапез, например, в Шабат, желательно продать.

Не следует также забывать о радиаторах.

Ящики с инструментами, видимо, тоже нужно проверить, так как во-первых, человек может достать инструмент во время трапезы, а во-вторых, иногда мы оставляем ящик без должного присмотра и занимаемся починкой, а в этот момент любимое чадо может там «поработать».

Телефон промывают моющим средством, (это возможно сделать аккуратно, чтобы не испортить его), так как мы прикладываем его ко рту. Компьютер можно пропылесосить с низкой тягой, а потом почистить чуть влажной зубной щеткой. Однако нет обязанности делать это, так как там нет крошек, которые мы могли бы съесть по ошибке.

Хамец в Песах.

Те места, которые не были проверены до Песаха, нужно проверить в Песах с благословением, даже если хамец был продан или аннулирован, так как одна из причин постановления о проверке – это опасение, что человек его съест.

Если и тогда ничего из вышеперечисленного не было сделано, следует проверить эти места на наличие хамца даже после Песаха, ведь мудрецы запретили получать какую-либо пользу от еврейского хамца, из-за которого были нарушены вышеуказанные заповеди. Однако благословения говорить уже не надо.

Тот, кто нашел в Песах в своем владении хамец, который был продан или попал к нему извне (например, закинула птица, или его принес гость, но его подарок не был принят), не нарушает запретов Торы, поэтому нет обязанности уничтожать этот хамец, но получать в Песах пользу от него все равно запрещено Торой.

Кстати, очень важно помнить, что если мы примем подарок, то в ту же секунду начнем нарушать 2 вышеупомянутых запрета и повеление – удалить хамец.

 Однако мудрецы запретили оставлять такой хамец открытым из опасения, что человек может забыться и съесть его. Поэтому, если еврей нашел хамец в праздник или в Шабат,  он должен накрыть его какой-нибудь посудой, чтобы она напоминала о запрете его съесть.  Его также нельзя брать в руки, т.к. хамец в праздник и в Шабат является мукце. В другой день нужно оградить перегородкой высотой в 96 см (минимум 80) или перенести его в место, сданное нееврею, если такое  существует. Если есть возможность, желательно не дотрагиваться до хамца руками, а переместить его с помощью какого-либо предмета. Если же невозможно по-другому – можно взять его руками, при этом нужно объявить вслух, что мы не собираемся приобрести его себе во владение.

Однако, если человек неспокоен, он может уничтожить этот хамец, если он готов заплатить нееврею, хозяину хамца, за принесенный ущерб. (Воровать у нееврея — это серьезный запрет Торы).

Если же хамец не был продан, то даже после аннулирования, мудрецы запретили его хранить. Тем более, если не аннулировал, или хамец стал хамцом уже во время запрета (после полудня 14-го Нисана), или гость принес хамец в период запрета, и мы приняли подарок – в этих случаях Тора запрещает его хранить . Поэтому нужно сразу его уничтожить: лучше всего сжечь, если это невозможно,  то раскрошить и развеять по ветру или выбросить в унитаз, в речку или в море. В Шабат и праздник, как сказано выше, накрыть ведром или чем-то другим, чтобы не съесть его по ошибке, а сразу после выхода звезд уничтожить. Если имеется какое-нибудь моющее средство, желательно полить им хамец, что бы сделать его непригодным для собаки.

Благословения при этом говорить не нужно, так как есть мнение, что браха, произнесенная перед сжиганием до Песаха, относится также и к уничтожению хамца  в Песах.

Хамец после Песаха.

После Песаха запрещено пользоваться хамцом, который не был продан нееврею. Поэтому если после Песаха обнаружен хамец, а хозяин не продавал его у раввина, то он запрещен. Так же нужно опасаться хамца нерелигиозных евреев. Однако если мы не уверены на 100%, что это хамец, то в случае, когда отказ от него может повлечь за собой обиду, или если нас угощает человек, которого мы обязаны уважать по алахе, например, отец или мать, можно им пользоваться. Скажем, мука – вполне вероятно, что можно ее оставить и не продавать. Мы сами устрожаем и продаем (или выкидываем). Однако, если ваша мама, например, испекла пирог, и там нет вопросов с некашерной духовкой и посудой, червями в муке и запретом «нового урожая» (что сразу после Песаха не актуально), некашерным маргарином и добавками, то этот пирог можно есть, так как уважение к маме – заповедь Торы, и даже в тех случаях, когда нет обязанности делать то, что родители говорят, запрещено их обижать. Поэтому очень часто дают совет взять у мамы и сказать, что я сейчас не голоден. (В таком случае можно быть «не совсем точным», чтобы не обидеть человека, хотя в общем лгать нельзя.) На самом деле все, сказанное здесь, относится и к отношениям с другими евреями и даже неевреями, просто по отношению к родителям заповедь уважения имеет гораздо более серьезный вес[5].

Еще раз о продажа хамца.

Очень рекомендуется сделать продажу хамца (желательно у опытного раввина) по многим причинам:

1) если по ошибке останется хамец, будут нарушены два запрета и повелительная заповедь, которые мы упомянули выше, а после Песаха продукт будет запрещен.

2) есть много продуктов, состав которых полностью выяснить невозможно, и если ошибиться и оставить, можно нарушить вышесказанное, поэтому если их не продать, придется устрожить и уничтожить их.

3) иногда приходится принимать лекарства, содержащие хамец. В этом случае нужно, чтобы они были под рукой, но владеть ими и нарушать вышесказанные заповеди нет необходимости. 

Мы уже говорили, что не рекомендуется продавать несомненный хамец без особой необходимости. Теперь обсудим некоторые виды продуктов.

Список продуктов.

Продукт, непригодный для собаки, по закону не считается хамцом. Однако, если человек собирается его съесть, даже в смеси, то мудрецы возвращают ему прежний статус. Получается, что существуют продукты, которые можно хранить, но нельзя есть. Поэтому следует их положить в такие места, где нет опасения, находящиеся там продукты будут съедены по ошибке. Но лучше продать их нееврею и положить в месте, сданном ему в аренду, так как не всегда можно точно определить, какой продукт непригоден для собаки. Например, ни одна собака не будет пить спирт. Тем не менее, пшеничный спирт — настоящий хамец по мнению многих ахроним. Дело в том, что определение «непригоден для собаки» относится к той еде, которая испортилась до такой степени, что даже собака не станет ее есть, а если это просто не в ее вкусе, то такой продукт не изменил свой статус и остался запрещенным.

Это же относится и к табаку. Есть много видов сигарет, табак которых ароматизируют в спиртах. Не все спирты пшеничные, но это нужно выяснить, так как Мишна Брура постановила, что нельзя в Песах курить такие сигареты. (Я не обсуждаю вопрос, можно ли курить вообще, это отдельная тема). Если нет возможности выяснить про сигареты, а человеку очень хочется курить, то разрешается курить и непроверенные сигареты.

Мука, смешанная с водой, через 18 минут может стать хамцом, поэтому все мучные изделия являются хамцом. Мука, смешанная с соками, имеет сложные законы, поэтому о таких продуктах нужно спросить компетентного раввина и ни в коем случае не есть их в Песах без предварительного разрешения.

Спиртные напитки, произведенные из злаковых, такие как водка, виски, пиво и др.— чистый хамец.

В различных порошках супа, иногда и соусов, встречается хамец.

Горчица в большинстве случаев содержит хамец.

Различные крупы из злаковых, включая манную, а также мука — это только смесь предполагаемого хамца с нехамцом, поэтому их можно продать. Кто хочет устрожить, есть смысл их уничтожить и не полагаться на продажу, если нет большого убытка.

Сладости, не проверенные для Песаха, часто содержат хамец, поэтому есть их нельзя. Если состав сладостей точно не известен, то может быть, можно положиться на продажу, это зависит от степени вероятности содержания в них хамца.

Дрожжи, выращенные на хамце — хамец. Однако не все дрожжи выращивают на хамце, это нужно выяснить.

Лекарства.

Прежде, чем мы перейдем к лекарствам, нужно сделать важное предисловие.

Воровать у нееврея — очень серьезный запрет Торы, поэтому в случае малейшего сомнения следует спросить знающего раввина, так как эти законы очень сложны, а в случае ошибки – можно, не дай Б-г, получить суровое наказание, так как в данном случае нельзя положиться на   прощение нееврея. Мы видим из истории Шауля с Гивоним (см. Шмуэль II 21:1 и дальше), насколько это серьезный вопрос.

Большинство раввинов вносят в договор продажи пункт о том, что еврей имеет право взять что-либо из проданного и заплатить потом. Даже если этого пункта не было,  можно положиться на мнение законодателей, разрешающих взять, чтобы потом ему заплатить (так считает р. Элияшев). А также, при большой необходимости, можно открыть сданное ему помещение (или шкаф), чтобы взять то, что ему не продано, ведь нееврей не несет от этого никаких убытков. Однако мы уже упоминали, что если делать это слишком часто, возникнет сомнение в серьезности продажи.

Важно знать, что фирмы хранят в секрете состав лекарств, поэтому принимать лекарства нужно только в случае необходимости, т.к. часто там встречаются некошерные продукты. Есть, кто утверждает, что если лекарство горькое, то нет необходимости в кашруте, так как не принято есть продукт в таком виде. Однако это не всегда верно, т.к. есть продукты, которые едят горькими (пиво, например; кофе и чай многие тоже пьют без сахара, и т.п.), однако в случае необходимости можно положиться на то, что большинство лекарств разрешены.

Если нужно принять лекарство в Песах, следует по возможности узнать, есть ли эквивалентное лекарство, не содержащее хамец. В Израиле существуют списки, о других странах я не знаю.

В сладких лекарствах, особенно в сиропах, хамец встречается чаще, и тут нет разрешения, которое мы упоминали выше по поводу горьких. Поэтому нужно постараться заменить сироп на кашерный. Если такой возможности нет, то следует  проконсультироваться у врача, часто можно взять то же лекарство в таблетках, раздробить его и смешать с соком или детской едой или со сладостями.

Если  все-таки приходится принимать хамец (или то, в чем есть подозрение на хамец) с разрешения раввина, нужно стараться не приобретать  его себе во владение. Лучше всего найти нееврея, который приобрел бы лекарство себе, а еврей приходил бы к нему и ел необходимую дозу. В Израиле это редко возможно, но обычно аптеки продают лекарства неевреям.

Итак, мы объявляем, что не приобретаем это лекарство, и оно остается собственностью нееврея, которому аптека продала, платим в аптеке, берем только то количество, которое необходимо на Песах, и переносим его в место, проданное нашему нееврею. Оттуда берем только необходимую дозу. О том, как принимать, тоже нужно посоветоваться с раввином: можно завернуть в бумажку, можно смешать с солью или чем-нибудь горьким, чтобы избежать нарушения запрета Торы.

За границей, если нет возможности найти такого нееврея, который согласится держать лекарство у себя и кормить больного, нужно узнать, может быть можно каждый раз ходить в аптеку и покупать нужную дозу. Если это возможно, желательно вначале принять лекарство (см. выше какими способами), а потом заплатить, а если нет – то нужно объявить, что Вы не намерены стать владельцем хамца. В таком случае он останется имуществом аптеки до того, как попадет в глотательное горло, чтобы не нарушить три вышеупомянутых заповеди. Если нереально каждый раз ходить в аптеку, то следует  договориться с неевреем, чтобы он купил себе это лекарство и разрешил Вам им пользоваться при необходимости, и положить его у себя в места, сданные нееврею. Либо договориться с хозяином аптеки, что хотя Вы и платите, но желаете не стать владельцем лекарства, а только иметь разрешение его употребить.  В этом случае деньги можно дать заранее, только нужно объяснить ему хорошо, что он остается владельцем хамца.  В любом случае, если вы объявите, что не желаете приобретать этот хамец, то вашим он не станет. Поэтому, как уже упоминалось выше, нужно объявить, что вы не намерены становиться владельцем хамца, и тогда он останется имуществом нееврея до того, как попадет в глотательное горло.

Стоит добавить, что у ашкеназких евреев есть традиция не есть китниет (незлаковые зерновые). Однако  в случае, когда они нужны больному, даже если нет опасности для жизни, можно их употреблять.

Когда продают хамец?

По поводу продажи хамца есть спор: нужно ли проверять помещение, которое в ночь проверки все еще находится во владении еврея, но будет сдано до наступления запрета хамца, т.е. до полудня 14-го нисана. Мишна Брура постановила устрожить и продать 13 нисана, однако если не продали, можно положиться на облегчающее мнение и не проверять. Обычно те, кто продают 13-го, продают еще раз 14-го, так как за это время мог появиться новый хамец. Желательно подавать через раввина, т.к. законы продажи сложны и нужен опыт. Перед тем, как подписать контракт, хорошо разобраться, что же там написано. Мы уже говорили, что нееврею, когда выкупают у него хамец обратно после Песаха, платят больше, чтобы он был заинтересован. Кроме этого, у раввинов, осуществляющих продажу, существуют различные иные  хлопоты, связанные с этим, поэтому принято давать раввину какую-то сумму денег после того, как поручили ему продажу (20-50 шек. в Израиле). Нельзя делать изменения в документе без ведома раввина. Надо узнать у раввина, когда можно пользоваться хамцом после Песаха, так как он должен выкупить хамец обратно. Тот, кто не может прийти к раввину для оформления продажи, может связаться с ним и поручить ему продажу   по телефону, мэйлу и т.п. Также можно попросить товарища. Ведь главное, чтобы раввин узнал, что Вы хотите уполномочить его продать хамец и сдать определенные помещения.

Кашерование посуды.

Законы кашерования посуды относительно сложны, поэтому стараются купить отдельный набор, чтобы пользоваться им только в Песах. Если кому-то все же необходимо откашеровать посуду, кухню или плиту, следует обратиться к компетентным людям, так как в этом вопросе, кроме знаний, нужен большой опыт. Я уверен, что возможно проконсультироваться по интернету. 

Проверка квартиры.

Законы проверки хамца и Пасхальной ночи есть во многих агадот.

Я только добавлю, что при проверке со свечой нет необходимости тушить свет. И еще нужно знать, что проверка со свечкой годится только в случае, если человек не имеет причин волноваться, что свечка что-то повредит – либо огнем, либо капающим с нее парафином, и может сосредоточиться на проверке. В противном случае современные законодатели рекомендуют фонарь. Поэтому, например, автомобиль промывают и пылесосят, а в ночь проверки проверяют с электрическим фонарем.

Накануне праздника.

Накануне Песаха, т.е. 14-го нисана после полудня, наступает полу-праздничное время и запрещены все работы, запрещенные в холь-амоэд. Разрешили, однако, просить нееврея сделать необходимые работы. Кроме того, тот, кто забыл постричь ногти до полудня, может постичь после полудня в честь праздника.

Запрещено есть мацу с утра даже детям, если они понимают что-то про выход из Египта, чтобы провести различие между обычной едой и исполнением мицвы. Однако блюда из вареной и печеной мацы можно есть до начала 10-го временного часа (если разделить время между восходом солнца и закатом на 12 частей, то одна такая часть и есть временной час).

Всю подготовку нужно завершить до ухода на маарив, чтобы сразу по возвращении можно было начать Седер. Накрывать ли на стол полностью – ответ на это зависит от опасности, что маленькие дети (или домашние животные) наведут свой порядок. В любом случае, супруга должна постараться завершить все необходимое до возвращения мужа, в том числе накормить и по необходимости переодеть маленьких детей, чтобы не было задержек и перерывов во время Седера.

Радость в праздник.

И еще одно замечание. Существует обязанность радоваться и радовать ближних в праздник, как сказано: «Радуйся во время твоего праздника…» (Дварим 16:14). Отсюда вытекает запрет делать в праздник то, что человеку неприятно. (Понятно, что необходимые вещи мы обязаны сделать, например, встать на молитву или помыть запачканного малыша). Также надо помнить, что на женщине лежит много забот перед праздником: убрать всю пыль, (вы, конечно, объясняли ей в разных интонациях, с умным видом, что пыль – не хамец, но Вы же знаете, как это помогло), перестирать и перегладить одежду для всей семьи на неделю вперед, приготовить еду на праздник, заготовить кое-что и на 6 остальных дней, приготовить Сэдэр​. А ей ведь тоже предстоит еще пасхальная ночь, когда нужно выполнить около 60-и мицвот, несколько из Торы, остальные – постановления мудрецов. Поэтому ей обязательно нужно помочь, даже если эта праведница утверждает, что справится сама. «Ведь у мудреца глаза на голове» (Коэлет 2:14) и «он предвидит, что получится из того, что происходит сейчас» (Авот 2:9). В противном случае у нее не останется никаких сил, чтобы слушать Агаду и участвовать в Седере, и она просто заснет на середине рассказа.

Кроме того, проведение Сэдара не стоит затягивать. Во многих семьях он заканчивается в 2-3 ночи и позже. Дело в том, что несмотря на малый размер Агады – как маленький трактат мишны, на нее можно было бы написать целый трактат Талмуда. Этого не произошло, но все великие люди написали свои комментарии к ней, поэтому можно много чего рассказать, и интеллектуальные мужчины это любят.  А еще множество разных напевов. 

Когда-то моя мама (дай Б-г ей здоровья) попала первый раз на Седер. Я спросил, как ей понравилось, и она ответила, что было очень тяжело, так как все были голодные и совершенно не воспринимали беседу раввина и пока дождались трапезы, съели всю зелень и картошку со столов. После этого я приглашал ее к себе и обещал, что до 2330 мы все закончим.

И так я делаю теперь ради жены и детей. А потом был рад услышать эти же слова от моего учителя р. Ицхака Зильбера, зацаль: «Зачем издеваться над женой и детьми?! Я, например, читаю агаду быстро, объясняю только перевод. Ты хочешь дать драшу (прочесть лекцию), у тебя весь Песах впереди, рассказывай, сколько хочешь». Мне кажется, что во время трапезы можно рассказать что-то, относящееся к теме, ни детей, ни жену это уже не должно затруднить, так как можно кушать.

И в заключение приведу несколько слов из урока великого раввина р. Пинхаса Шайнбергера, благословенна память праведника.

Последние приготовления: Все приготовления, в том числе подготовку праздничного стола, надо завершить достаточно рано, чтобы у вас осталось время немного отдохнуть. Седер должен начаться сразу после маарива, чтобы дети не заснули во время чтения Агады.

Наслаждайтесь  Песахом! Старайтесь не переутомляться во время подготовки Песаху. Не занимайтесь чрезмерно тяжелой работой и лишней уборкой. Будьте королевой и наслаждайтесь праздником!

Агада.Рассказывая Агаду, мы выполняем важнейшую мицву - "рассказ о выходе из Египта", мицву из Торы. Можно выполнить это, читая Агаду или слушая, на языке, понятном для участников (не имеет значения, это иврит или любой другой язык). Центральное место Агады, которое все обязательно должны произнести или прослушать - часть "Рабан Гамлиэль говорил" - о причине, по которой были даны мицвот о Песахе, маце и мароре. 

Постарайтесь начать маарив сразу после выхода звезд (цэт а-кохавим). Придя домой с маарива, немедленно приступайте к Седеру, чтобы не дать детям заснуть до того, как они поедят мацы и марора. В принципе, им полагается досидеть до конца трапезы. Поэтому старайтесь побыстрее читать Агаду; комментарии отложите на более позднее время. Добрый совет: уложите детей днем спать, чтобы они могли бодрствовать с удовольствием в ночь Сэдэра.

Кашерного и счастливого Песаха!


 

Законы месяца нисан.

Не падают на руку после молитвы весь месяц Нисан, и в Шабат не говорят Цидкатха (Твоя праведность). Причина этого в том, что в самом начале функционирования переносного Храма старейшины колен приносили свои жертвы, начиная с первого дня месяца и до 12-го, и каждый из них устраивал в свой день праздник, 13-го нисана был послепраздничный день (тоже обладающий определенной святостью); 14-го – предпасхальный день (эрев Песах), когда тоже уже частично действуют законы праздника, потом 7 дней Песаха, потом исру-хаг. В итоге получается, что большинство дней нисана имеют определенную святость, поэтому его сделали святым полностью.

Благословение на деревья.

Месяц нисан — это время, когда принято говорить благословение на деревья (см. в сидуре). Хотя по  букве Закона можно ее сказать, как только человек увидел цветущее фруктовое дерево (и так постановила Мишна Брура),  наши учителя-кабалисты объясняют, что правильное время для этого – месяц нисан, и так принято в Израиле. Поэтому следует по возможности сделать это 1-го нисана после шахарита, т.к. мицва быть расторопными.

Хотя нет обязанности искать такие деревья, есть мицва приложить усилия, чтобы сказать это благословение, и учителя-кабалисты тоже много пишут о его важности.

Это благословение говорят раз в году. Согласно Мишне Бруре его можно сказать в Шабат.

По большинству мнений   благословение установлено только на плодовые деревья, поэтому благословивший на не плодовое, должен постараться услышать его от  товарища.

Лучше благословлять сразу на несколько деревьев, видимых одновременно.

Если еще остались лепестки, можно благословить по всем мнениям. Если лепестки уже опали, и появилась завязь, то если это первый раз в этом году (после начала цветения) когда он видит плодовое дерево, то можно и нужно благословить, если не первый — надо благословит, но уже без Имен Всевышнего.

Если плоды уже возможно есть, в любом случае стоит благословить без Имен Всевышнего.

Обязанность учить алахот Песаха за 30 дней до праздника.

По постановлению Моше-рабейну есть обязанность учить алахот Песаха за 30 дней до праздника, соответственно, следует начинать их изучение в Пурим. Также с этого времени мудрецы обязали нас следить за тем, чтобы квасное (хамец) не попало в такие места в нашем владении, откуда его будет трудно извлечь.

Обычай давать пожертвование перед Песахом.

Сказано в Торе: «Радуйся во время твоего праздника, ты и твой сын, и твоя дочь, и твой раб, и твоя рабыня, и левит (у них не было своей земли), и пришелец, и сирота, и вдова, которые в твоем городе» (Дварим 16:14). Этот стих относится ко всем семи праздничным дням  (сегодня вне Израиля – 8). Отсюда мы видим, что есть мицва позаботиться, чтобы бедные и несчастные тоже радовались в праздник. Законодатели много пишут о том, как важно давать пожертвования для тех, кто не в состоянии сделать себе праздник, и о наказании, положенном тем, кто этого не делает.  Мишна Брура приводит слова Рамбама, что праздник без того, чтобы позаботится о бедных – это праздник живота, он противен Всевышнему, а затем приводит Зоар, который очень сильно говорит о наказании за это.

В дополнении к этому перед Песахом есть обычай со времен гмары давать ”кимха деписха” (муку для песхальных мацот), т.к. расходы на Песах больше, чем в обычные праздники. Сегодня тоже пасхальные продукты стоят очень дорого. Обычно дают готовые мацот и прочие продукты. Каждый честный еврей должен выяснить, есть ли в его городе те, кто этим занимается и достаточно ли они религиозны.

Немного о цдаке.

Гмара говорит, что если ты не даешь цдаку собственноручно, то можно дать в кассу для бедных, но только если за нее отвечает очень надежный, т.е. религиозный и опытный во всех отношениях человек, подобный раби Ханина бен Традион. Не следует быть наивными и давать большие суммы кому попало. Нужно помнить, что награда за пожертвование соответствует тому добру, которое оно сделает (Сукка 49б), поэтому нужно очень серьезно проверить человека, прежде чем на него положиться, ведь этот «бизнес» намного важнее всех остальных, тут человек зарабатывает награду в будущем мире. Если в городе нет людей , которые занимаются вопросами цдаки, то любой богобоязненый еврей для создания кассы для помощи бедным. Рамбам пишет, что никогда никто не слышал про город, в котором живут евреи, чтобы там не было кассы для бедных. Понятно, что те, кому Б-г дал возможность помогать больше, должны помочь и бедным других городов. Есть особая мицва помогать бедным, живущим в земле Израиля. Хафец Хаим в «Аават Хэсэд» пишет, что ограничение давать не больше 5-й части от своих доходов относится к обычным людям, так как мудрецы поставили эти рамки, чтобы человек не обеднел и не стал нуждаться сам. Выходит, что состоятельный человек может дать больше, все еще не опасаясь обеднеть, поэтому это ограничение на него не распространяется. А Виленский Гаон написал, что состоятельный человек должен особенно внимательно следить, чтобы давать достаточно пожертвований относительно его дохода, так как иначе он будет наказан за каждый недоданный доллар, а определить ту сумму, которую он должен давать, не так просто.

Заповедь приглашать гостей.

Существует еще один важный аспект. Есть много одиноких людей, а радоваться в одиночку, если человек нормален, практически невозможно. Кроме того, есть люди, которым просто негде провести праздник, т.к. дома не соблюдают, или по другим причинам. Поэтому важно приглашать таких  людей к себе в гости. И особенно в Песах, ведь нужно много вещей для подготовки Сэдэра. С этого мы начинаем агаду: «Каждый, кто голоден, пусть придет и поест, каждый, кому нужно, придет и сделает Песах», а ведь Агаду написали после разрушения Храма, следовательно, имеется в виду Седер.  В кабалистических книгах тоже пишут, что каждый человек  должен постараться, чтобы у него были гости во время пасхального Седера.

 

[1] Поэтому шампунь, мыло и косметика, содержащие продукты из злаковых, например, пшеничное молочко, можно использовать в Песах. Однако есть общины в Израиле, где принято не разрешать и этого, так как в Песах существует множество обычаев, основанных на запрещении того, что по Закону разрешено. Но даже там раввины разрешают пользоваться этими вещами при необходимости (так я слышал на уроке от рава Ганса).

[2] То есть, в зависимости от степени ответственности, запрет может  оказаться Законом Торы или постановлением мудрецов.

[3] Гмара говорит, что при такой толщине слоя собака не почувствует запах хлеба и не станет его откапывать. Поэтому там, где нет собаки, достаточно лишь такого покрытия, при котором можно не опасаться, что хамец выпадет из-под него сам по себе, или что человек сможет его достать по рассеяности.

[4] Мудрецы запретили сознательно есть аннулированный хамец. 

[5] Вообще говоря, всегда нужно взвешивать, что предпочтительней – быть мягким или жестким. Я, например, по-настоящему плакал перед моей мамой, что мне очень больно, что моя мать – «шабэс-гойка». В результате она пообещала мне соблюдать Шабат. А потом начались проблемы, т.к. в Израиле единственный выходной –  это Шабат. Тогда я сказал, что пока она нарушает Шабат, она не сможет дарить подарки ни мне, ни внукам. После нескольких попыток обойти это постановление и обещаний, что это было последний раз, любовь победила, и моя мама, дай Б-г ей здоровья, соблюдает Шабат. То же самое с кашрутом. Я сказал ей, что я очень ее люблю, но нет никакой возможности, что бы я и мои дети ели, у нее, если нет кашрута в доме. Моя мамочка из любви ко мне стала соблюдать кашрут дома и все время повторяла, что она «не датишка» (т.е. не религиозная), и соблюдает только из-за меня. На что я отвечал, что кашрут и Шабат важно соблюдать даже по «нерелегиозным» причинам... Сегодня все ее подруги знают, что она к некашерному не притронется. Понятно, что у мамы мне часто приходится есть то, что дома я устрожаю не есть,  но я обязан так поступать по закону.

Я рассказал это, чтобы читатель задумался, ведь вполне вероятно, что у него тоже есть друзья и родственники, которым он может помочь.