Предисловие ко второму американскому изданию

Предисловие ко второму американскому изданию

Прошло около двух лет с тех пор, как первый вариант «Дороги обратно» был отправлен издателю. Все это время я не переставал размышлять над содержанием своей книги. Как любая полемическая работа, моя книга вызвала много дискуссий, надо сказать, весьма плодотворных. Благодаря им я имел счастье познакомиться со многими учеными, общение с которыми углубило мои знания, помогло усовершенствовать аналитические методы и в результате сформировало новое понимание некоторых явлений. В соответствии с этим настоящее издание претерпело определенные изменения стиля и содержания, но по своей сути книга остается такой же, какой была издана впервые.

На ее страницах я пытался привести убедительные доказательства истинности иудаизма и таким образом помочь евреям вернуться к ценностям Торы. Эта высокая цель, естественно, порождала много проблем. Прежде всего, не подлежит сомнению, что вера евреев (эмуна) есть результат сложного процесса, складывающегося из различных факторов той или иной степени значимости. Потребность отстаивать свои убеждения — одна из граней веры индивидуума, поэтому крайне трудно предложить одинаково приемлемый для всех путь к Б-гу. Работая над книгой, я неоднократно спрашивал себя: к кому я обращаюсь, кто будет моим читателем? Должен ли я рассчитывать на общение с интеллектуальной элитой или следует выбрать такую аргументацию, которая будет убедительна для еврея, интуитивно воспринимающего основы веры, или нужно иметь в виду его собрата по религии, отличающегося большим рационализмом? Мидраш Танхума (Пинхас 10) говорит: «Как различны лица людей, так же различны их мысли». Душа каждого еврея уникальна, и так же неповторимы обязательства, которые он берет на себя перед лицом Б-га. Возможно ли вести разговор о важнейших проблемах с такой огромной и разнообразной аудиторией и при этом учитывать конкретные особенности восприятия каждого отдельного человека?

Эта проблема вновь и вновь вставала передо мной в самых различных аспектах по мере того, как я писал о еретических заблуждениях и об истинах иудаизма. Нужно ли, например, более подробно развивать космологическое доказательство существования Б-га? Правильно ли рассматривать содержание отдельных мицв или мне следовало попытаться дать более глубокий и обширный общий анализ философии Торы? Правомерно ли в рамках работы, предназначенной для массового читателя, затрагивать специальные вопросы истории или социологии? Реально ли найти стиль, который поможет установить непосредственный контакт с читателем и в то же время позволит серьезно обсуждать такие проблемы, о которых он, возможно, никогда не задумывался? Однако, мысленно возвращаясь назад, к началу работы над книгой, вспоминая отклики ее первых читателей, я понимаю, что сомнения мои во многом напрасны, хотя полностью избавиться от них не могу. «Дорога обратно» была тепло встречена читателями, и сейчас, спустя время, мне кажется, что все-таки удалось найти нужное соответствие между глубиной содержания и занимательностью изложения, несмотря на то, что задача объединения взаимоисключающих противоположностей достаточно трудна.

Основная тема «Дороги обратно» — духовное банкротство, беспомощность и, как следствие, гибель когда-то великой, могущественной, а ныне обрюзгшей, задыхающейся западной цивилизации. Это жалкое состояние — печальный итог отказа Запада от всех основных моральных устоев и, в конечном счете, от первоисточника всего сущего — Б-га. Не подлежит сомнению тот факт, что, уничтожив Б-га в своем сердце, Запад превратил нашу цивилизацию в колосса на глиняных ногах, охваченного ужасом при виде объединенных сил противника. Равно очевидно и то, что поражающий воображение моральный упадок истощил жизненные силы нашей культуры, заменив ее отвратительным варварством. Поэтому исключительно важно отметить, что «Дорога обратно» предлагает альтернативу мрачным перспективам. Искренняя и глубокая вера, преданность иудаизму (именно это является предметом данной книги) — не просто повсеместно рекомендованное к употреблению универсальное лекарство от болезней нашего века. Это сама истина.

Основная мысль книги заключается в том, что стремление человека познать высший смысл и миропорядок не всегда обречено на неудачу. Нашим поискам трансцендентного сопутствует ощущение его реальности. Человеческое сознание не может функционировать в смысловом вакууме, а быть наделенным смыслом — значит быть сопричастным истине. Истина есть часть объективной реальности бытия, и Ашем является ее единственным источником.

Настойчивое утверждение истинности Б-га и иудаизма не просто предмет умозрительных рассуждений, превращающих веру в некий отвлеченный символ. Предполагается, что каждый еврей должен добровольно принять извечные установления Б-га в свою жизнь. Сказать Б-гу «да» — значит отдать себя во власть Небесного Царства, тогда как сказать «нет» — значит вести жизнь, лишенную смысла, цели и ценности. Таковы ставки нашего земного существования. «Дорога обратно» побудила многих евреев к размышлениям о тайне бытия и миропорядка, о подлинных ценностях жизни, о Б-ге и иудаизме. Если это ее воздействие будет продолжено, можно считать, что, с Б-жьей помощью, книга достигла своей цели.