9 Ава (Тиша беАв)
СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ
В память о разрушении Храма мы постимся 9 Ава, 10 Тевета, 17 Тамуза и 3 Тишрей.
В честь радостных событий мы накрываем стол, пьем вино и слушаем музыку. Отмечая печальные даты, мы, напротив, воздерживаемся от еды и питья и т. д. Пост способствует более острому переживанию нашей исторической трагедии, помогает соотнести себя с поколениями наших предков и осознать наш собственный Галут (изгнание из Страны Израиля). Во время поста мы обращаемся к Всевышнему с надеждой на его милосердие и спасение. Служба в пост включает в себя молитвы о прощении (слихот), о милосердии и спасении (кинот), а также просьбы (бакашот).
Месяц Ав называется также Менахем Ав , поскольку Святой, Благословен Он, отец (Ав) всего сущего, после разрушения Храма (Бейт А-Микдаш) утешается (Менахем) мыслью о его восстановлении.
Еще один смысл этого названия в том , что в конце месяца читаются молитвы, смысл которых – утешение и ожидание избавления. Некоторые видят в названии месяца намек на имя Машиаха – Менахем. Машиах, по нашей традиции, родится 9 Ава.
Йеремия оплакивает разрушение Первого Храма. Рисунок Йосси Штерн.
ЧЕТЫРЕ ПОСТА В ЧЕСТЬ РАЗРУШЕНИЯ ХРАМА
Мы постимся в память о четырех событиях, имевших отношение к разрушению (Хурбан) Первого и Второго Храмов. Приведенная ниже таблица показывает, какие дни были выделены для поста.
ПЕРВЫЙ ХРАМ – разрушен Вавилонянами. Последовательность событий (3337 – 3339г.г. по евр. Календ. Или 587 – 585г.г. до н.э.) |
ВТОРОЙ ХРАМ—разрушен римлянами Последовательность событий (3828г. или 70 г. н.э.) |
Дни, в которые установлен ПОСТ |
|
1 |
10 ТЕВЕТА Навуходоносор, Царь Вавилона, начинает 18-месячную осаду Иерусалима |
НИСАН Начало осады Иерусалима |
10 ТЕВЕТА (АСАРА БЕ-ТЕВЕТ) |
2 |
9 ТАМУЗА Пробита Городская стена, идут жестокие уличные бои в городе, враги приближаются к Храму. |
17 ТАМУЗА Пробита стена Храмовой горы. |
17 ТАМУЗА (ШИВ'А-АСАР Б-ТАМУЗ) |
3 |
9 АВА Храм и город разрушены |
9 АВА Храм и город сожжены до основания. |
9 АВА (ТИШ'А Б-АВ) |
4 |
3 ТИШРЕЙ Убит Гедалия – проследний еврейский правитель. |
3 ТИШРЕЙ (ПОСТ ГЕДАЛИИ) |
ДАТЫ И ВРЕМЯ
СОБЫТИЕ И ДАТА |
Точное время начала и окончания (Иерусалим) |
ПОСТ 17 ТАМУЗА – 20 ИЮЛЯ 2000 г. Первый Храм: проломлена городская стена Второй Храм: проломлена стена Храмовой горы |
Начало 5:32 Конец 20:20 |
ШАБАТ 19 ТАМУЗА – 22 ИЮЛЯ 2000 г. Недельная глава Пинхас |
Зажигание свечей пятница 21:35 Исход субботы суббота 22:37 |
НАЧАЛО МЕСЯЦА (Рош Ходеш) МЕНАХЕМ АВ Читается Сокращенный Алель и Мусаф Рош Ходеш – 2 АВГУСТА 2000 г. |
|
ШАБАТ 4 АВА – 5 АВГУСТА 2000 г. Недельная глава Дварим Шабат Хазон |
Зажигание свечей пятница 20:21 Исход субботы суббота 21:20 |
КАНУН (эрев) ТИШ'А Б-АВ – 9 АВГУСТА 2000 г. |
Пост начинается 21:16 |
ТИШ'А Б-АВ (9 АВА) – 10 АВГУСТА 2000 г. Пост в память о разрушении Первого и Второго Храмов. Окончание траура. |
Пост заканчивается 21:30 |
ШАБАТ 11 АВА – 12 АВГУСТА 2000 г. Недельная глава Ваэтханан (Шабат утешения ) |
Зажигание свечей пятница 21:12 Исход субботы суббота 22:10 |
ТУ Б-АВ (15 АВА) – 16 АВГУСТА 2000 г. Небольшой праздник во времена Первого и Второго Храмов (Таханун не читается) |
16 августа |
ЧТО ПРОИЗОШЛО В ЭТИ ДНИ
1. СЕМНАДЦАТОЕ ТАМУЗА
Семнадцатое Тамуза по масштабу трагедии уступает только Девятому Ава. В этот день произошли четыре трагических события еврейской истории:
- В Синайской пустыне Моше разбил первые скрижали завета (Лухот Абрит) увидев, как сыны Израиля поклоняются золотому тельцу (Книга Исход (Шмот), гл. 32)
- В месяце Тамуз во время осады Первого Храма, Вавилонская армия пробила городскую стену Иерусалима. 17 числа пришлось прекратить ежедневные жертвоприношения (Корбан Тамид), так как больше не было жертвенных животных.
- Во время осады Второго Храма римская армия прорвала оборону Иерусалима и началась массовая резня его жителей.
- За двадцать лет до Второго разрушения злодей Апостомус сжег Тору и установил идола в Святая Святых.
2. ДЕВЯТОЕ АВА
Согласно мишне Таанит (4:6) четыре беды постигли еврейский народ Девятого ава:
- Всевышний огласил приговор: все сыны Израиля старше 20 лет должны умереть в пустыне. Таким стало наказание за "грех разведчиков": десять из двенадцати глав колен, посланных на разведку, плохо отозвались об увиденном в стране Израиля и сказали, что страну Кнаан завоевать невозможно (Бамидбар, 14:29).
- Иерусалим и Первый Храм были разрушены армией вавилонского царя Навуходоносора (586 г. до н.э.).
- Второй храм был разрушен римлянами под предводительством императора Тита (70 г. н.э.) Позднее, также девятого Ава, правитель Турнус Руфус перепахал территорию Храма и запретил евреям вход в Святой Город.
- Император Адриан овладел крепостью Бейтар, последним оплотом Бар Кохбы. Так закончилась последняя попытка евреев сохранить свою независимость. (135г.н.э.)
Еще две трагедии произошли уже после того, как Бар-Кохба потерпел поражение и евреи потеряли суверенитет.
- В 1492 г король Испании Фердинанд и королева Изабелла изгнали евреев из Испании. (Общины Иберийского полуострова процветали в то время. Евреи там славились Б-гобоязненностью и глубоким знанием Торы). Девятого Ава 1492 года евреи были изгнаны из Испании и рассеялись по разным концам света.
- Первая мировая война начась девятого Ава. В августе 1914 сотни еврейских общин Восточной Европы были вырваны с корнем. Семьи были разрознены. Опустошение было как духовным, так и материальным. Вторая Мировая Война, обернувшаяся для еврейства Катастрофой, явилась продолжением первой.
3. 3 ТИШРЕЙ
После разрушения Первого Храма Навуходоносором, большинство еврейского населения было изгнано в Вавилон. Над теми немногими евреями, которые остались в Иудее, Навуходоносор назначил правителем Гедалию. Праведник Гедалия был трагически убит 3 Тишрей. Под угрозой тотального уничтожения остатки народа спустились в Египет, и Страна Израиля на несколько лет "овдовела" без своего народа. Так завершается цепь трагедий, последовавших непосредственно за разрушением Первого Храма.
4. ПОСТ "АСАРА Б-ТЕВЕТ"
Пост Асара Б-тевет (10 Тевет) установлен в память о начале осады Иерусалиима Вавилонянами (Млахим II 25:1-2). Еще два печальных события выпадают на этот день:
- Танах (письменная Тора) был переведен на греческий язык (около 250 г. до н .э.) Мудрецы Талмуда видят в этом трагедию, так как перевод мог быть только дословным. Скрытый смысл Торы раскрывается только через святой язык и не может быть переведен в принципе. Перевод привел к неграмотному, поверхностному и просто ошибочному пониманию Торы.
- В этот день умерли Эзра-Софер и пророк Нехемия. Они возглавили возвращение вавилонских изгнанников в Эрец-Исраэль, восстановили еврейскую жизнь в Иудее и отстроили второй Храм (3413-3426).
ЛИЧНЫЙ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРАУР
Личный траур начинается с кульминации (Шива), в то время как общественным траур строится по возрастающей, с кульминацией в день Девятого Ава.
Мудрецы Талмуда проводят параллель между личным и общественным трауром. Девятое Ава (день разрушения Храма) соответствует Шива -- периоду максимальной боли и горя. Первые девять дней месяца Ав соответствуют Шлошим, периоду средней тяжести траура. Три недели между 17 Тамуза и Девятым Ава соответствуют периоду одиннадцати месяцев траура. Подобие в том, что мы не слушаем музыку и не устраиваем торжеств.
ШИВА |
ШЛОШИМ |
ОДИНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ ТРАУРА |
3 НЕДЕЛИ (17 Тамуза – Девятое Ава) |
ПЕРВЫЕ ДЕВЯТЬ ДНЕЙ МЕСЯЦА АВ |
ДЕВЯТОЕ АВА |
ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ДЕВЯТОГО АВА
ТРИ НЕДЕЛИ И ДЕВЯТЬ ДНЕЙ В течение 3 недель между 17 Тамуза и 9 Ава не устраивают любые торжества (свадьбы, музыкальные представления и т.д.) Не стригут волос и не купаются в водоемах. В период от Рош Ходеш Ав до Девятого Ава (девять дней) мы воздерживаемся от мяса и вина (за исключением Шабата). В эти девять дней также не моются, не стирают, не покупают новую одежду и обувь. Шабат перед Девятым Ава называется Шабат Хазон. Читается Афтара из книги пророка Исайи, глава 1, перечисляющая грехи еврейского народа, а также пророчество о разрушении Иерусалима. |
1.
Пост Девятого Ава начинается за полчаса до захода солнца (это единственный пост, не считая Йом-Киппура, продолжающийся полные сутки).
2.
Девятого Ава мы соблюдаем все те же ограничения, что и в Йом-Киппур: нельзя есть, пить, носить кожаную обувь, мыться.
3.
В память о разрушении Храмов в последнюю трапезу перед постом обычно едят вареное яйцо, слегка посыпанное пеплом. (традиционное траурное блюдо).
4.
В знак траура, в синагогах снимается занавес с Арон-Кодеш.
5.
Начиная с вечерней молитвы все сидят на полу или на низких скамейках. При свете свечей с траурным напевом читается книга пророка Йермияу, Книга Эйха "Плач Йеремии" с описанием ужасов и тоски разрушения Первого Храма.
6.
Вслед за этим в вечерней молитве (а также на следующее утро) читаются траурные элегии Кинот.
7.
Еще один символ траура – мы не приветствуем друг-друга словом Шалом.
8.
Кинот читаются также и в утренней молитве Девятого Ава. Книга Кинот была составлена в Средние Века и посвящена не только катастрофам древности, но также страданиям еврейского народа в изгнании в средние века, и особенно гибели большинства еврейских общин Германии в период крестовых походов.
Вторая тема Кинот – Иерусалим в период разрушений; ей посвящена знаменитая поэма р. Иеуды Алеви "Проси, Сион, за узников своих" После Кинот снова читают "плач Йеремии".
9.
До полудня не разрешается работать.
10.
В знак траура о разрушении Храма мы не одеваем Талит и Тфилин на утренней молитве, а делаем это в Минху (дневная молитва).
ОБЫЧАИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЩИНАХ.
1.
В некоторых общинах добавляются и другие траурные обычаи. В сефардских синагогах Иерусалима выключается свет и ведущий провозглашает количество лет прошедших с момента разрушения Иерусалима.
2.
Многие жители Иерусалима собираются читать Кинот у Котель Ма'арави (Стены плача – единственной стены, оставшейся от Храма) или идут, читая, вдоль стен старого города.
3.
В Йемене существует обычай заворачивать свитки Торы в черную материю.
В еврейской традиции не существует траура который бы не сопровождался светлым ожиданием грядущего избавления, нет разрушения без надежды на последующее возрождение.
Согласно еврейской традиции, Машиах родится девятого Ава. В связи с этим в полдень траур облегчается: мы одеваем в дневной молитве Талит и Тфилин, после чего возвращаемся на наши места в синагоге.
ЭХО ТРАГЕДИИ В ВЕКАХ
Как объясняют мудрецы, месяц Ав всегда был месяцем трагедий и неудач. "Приходит Ав – уменьшаем радость". И это – справедливое замечание, т.к., оглянувшись назад, нельзя не заметить, что многие несчастья в еврейской истории выпадали на даты, связанные с разрушением Первого и Второго Храмов.
Вот список печальных исторических событий, произошедших девятого Ава (См. таблицу)
586 до н э. |
70 н. э. |
135 н .э. |
|
Вавилонская армия разграбила Иерусалим, уничтожила Храм, построенный Соломоном, изгнала евреев из Эрец-Исраэль. |
Римские легионы под предводительством Титуса сравняли с землей Второй Храм, тысячами убивали евреев на улицах, оставшихся в живых отправляли в изгнание и продавали в рабство. |
Крепость Бейтар пала под натиком римлян, положив тем самым конец восстанию Бар-Кохбы. |
|
1096 |
1146 |
1189 |
1242 |
Первый крестовый поход принес смерть и разрушение еврейским общинам в долине Рейна. |
Период второго крестового похода. Еще одна массовая резня еврейских общин Германии и Франции. |
Третий крестовый поход привел к кровавым еврейским погромам на всей территории Англии. |
Двадцать четыре телеги талмудических книг сожжено в Париже служителями церкви. |
1290 |
1306 |
1348 |
1480 |
Изгнание евреев из Англии. |
Изгнание евреев из Франции. |
Эпидемия чумы под названием Черная Смерть вдохновила толпу на еврейские погромы по всей Европе. |
Инквизиция решила "спасать души" евреев сжигая тела тех, ето отказывался креститься. |
1492 |
1567 |
1648 |
1882 |
Евреи изгнаны из Испании, где они процветали несколько веков. |
Изгнание евреев из Италии |
Орды Хмельницкого вырезали тысячи польских евреев. |
Правительство России провоцирует погромы во всей черте оседлости. |
1914 |
1938 |
1939 |
1978 |
Начало первой мировой войны. Евреи Восточной Европы оказались "меж двух огней": Германия и Австрия с запада и Царская Россия, наступающая с востока. |
Дата открытия Международной конференции Беженцев в Эвиане (Швейцария). Демократические державы, включая США, Канаду и ЮАР, отказались открыть двери еврейским беженцам, подписав таким образом смертный приговор миллионам. |
Верховное командование Вермахта издало указ об аресте евреев и поляков призывного возраста. В результате началась массовая атака на евреев, независимо от возраста. Такова прелюдия молниеносного наступления немцев на Польшу. Миллионы евреев оказались жертвани нацистского "окончательного решения еврейского вопроса" |
Многие советские граждане еврейской национальности осуждены и отправлены в Сибирские лагеря. В из числе –знаменитые "отказники", такие как Анатолий Щаранский, Ила Нудель и Александр Гинзбург. |