Шаббат
НАЗВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
Название седьмого дня недели, на иврите шабат (благодаря которому и возникло русское слово “суббота”), происходит от корня слова лишбот, значение которого - прекращать творческую деятельность или отдыхать после работы.
Началом шабата – седьмого дня недели – считается вечер пятницы (шестого дня недели). В большинстве общин мира вне Израиля принято, что за восемнадцать минут до захода солнца в данной местности (шкия) женщины отмечают наступление субботы, зажигая дома субботние свечи. А для мужчин наступление субботы знаменуется чтением в синагоге девяносто второго псалма мизмор шир лейом шабат (песни в честь субботы) в ходе кабалат шабат (встречи субботы). Многие принимают на себя соблюдение заповедей этого святого дня раньше, а заканчивают позже времени, определяемого законом, выражая этим свою любовь к субботе.
Согласно четвертой из Десяти Заповедей (в обеих ее формулировках: и в книге Шмот, и в книге Дварим) мы должны “помнить” и “соблюдать” субботу, “чтобы хранить ее святость”: захор/шамор эт ашабат лекадшо (Шмот, 20:8-11; Дварим, 5:12-15).
Шабат много раз упоминается в Торе: в рассказе о Сотворении мира (Брейшит, 2:1-3); о выпадении мана (манны небесной), этого основного продукта питания народа во время многолетних скитаний в пустыне, - именно перед субботой каждой семье удавалось собрать в два раза больше мана, чем обычно (Шмот, 14:29); в связи с выходом из Египта (Дварим, 5:15); указанием не уходить дальше определенного расстояния от стана (Шмот, 16:29); и, наконец, в связи со строительством Мишкана, переносного Храма в пустыне (Шмот, 35:1-3). Поэтому этой заповеди посвящена обширная галахическая (законодательная) литература, использующая серьезный технический анализ; поэтому “Шабат” - один из самых больших талмудических трактатов. Существуют сотни книг о различных аспектах субботы, многие из них можно прочесть на английском языке.
ЗАПОВЕДИ ШАБАТ
РАМБАМ (МАЙМОНИД) ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ПЯТЬ ОСНОВНЫХ МИЦВОТ, СВЯЗАННЫХ С ЭТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ: ДВЕ ПОЗИТИВНЫХ И ТРИ НЕГАТИВНЫХ.
ПОЗИТИВНЫЕ ЗАПОВЕДИ
Мицва 154:
увейом ашвии тишбот
Отдых в субботу. “А в седьмой день отдыхай” (Шмот, 23:12).
Мицва 155:
захор эт йом ашабат лекадшо
Делать шабат святым. “Помни день субботний, чтобы его освящать (хранить его святость)” (Шмот, 28:50).
НЕГАТИВНЫЕ ЗАПОВЕДИ
Из этих трех заповедей и других стихов Торы, особенно из раздела о строительстве Мишкана, наши мудрецы и галахические авторитеты (лучшие знатоки и толкователи законов) вывели много концепций и основных категорий деятельности, запрещенной в субботу. Концепции ав мелахот (основных категорий творческих, созидательных действий), их толдот (их производных, разновидностей) и исур дерабанан (действий, запрещенных согласно постановлению раввинов, законоучителей) будут подробно разбираться позднее.
Мицва 320:
ло таасе коль мелаха бейом ашабат
Запрещено работать в субботу. “Не делай никакой работы в шабат” (Шмот, 20:10).
Мицва 321:
аль йеце иш мимкомо бейом ашвии
Запрещено выходить за пределы разрешенной дистанции от границ города в субботу. “Пусть никто не выходит из этого места в седьмой день” (Шмот, 16:29).
Мицва 322:
ло теавру эш бехоль мошвотейхем бейом шабат
В субботу запрещено зажигать огонь. “Не зажигайте огонь в ваших поселениях в субботу” (Шмот, 35:3).
ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ШАБАТ
РАМБАМ ТАКЖЕ ВЫДЕЛЯЕТ В СОБЛЮДЕНИИ СУББОТЫ ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА: ДВЕ ЗАПОВЕДИ ДЕОРАЙТА (ОСНОВАННЫЕ НА ТОРЕ) И ДВЕ ДЕРАБАНАН (ОСНОВАННЫЕ НА ТАЛМУДЕ)
- Помнить день субботний – зхират ашабат.
К этой заповеди относится зажигание субботних свечей; произнесение Кидуша (освящение, выделение субботы); особые молитвы субботы и три обязательные трапезы, а так же авдала (отделение субботы от будних дней) и мелава малка (трапеза для праздничных проводов царицы-субботы).
- Соблюдение субботы – шмират ашабат.
Отстранение от творческих дел, разделенных на 39 основных категорий и их производных. К ним относятся, например, запрет зажигать свет в субботу, водить автомобиль, заниматься садовыми работами, письмом, бизнесом и т.д.
- Почитание субботы – кавод ашабат.
К этому относится приготовления к субботе, например, уборка дома; накрывание на стол; приготовление еды на субботу; купание и одевание особой одежды. “Тот, кто работает перед наступлением субботы, будет есть в субботу”.
- Радость субботе – онег шабат.
Мы радуемся субботе и когда едим вкусную пищу ( особые, субботние блюда: чолнт, кугель, кишке, цимес и др.), и когда учим Тору. Мы стараемся создать радостную субботнюю атмосферу. Многие спят в субботу после полудня, чтобы отдохнуть и восстановить энергию.
Святость, сияние и внутренний мир
Тора учит, что сотворение мира длилось семь дней. Шесть дней Всевышний творил Вселенную, растительное царство, животных и венец творения – человека.
А потом Он сотворил шабат – день святости (кдушат шабат) и покоя (менухат шабат). Б-г благословил седьмой день и объявил его святым, потому что в этот день Б-г прекратил всю свою созидательную деятельность.
Нам заповедано уподобляться Всевышнему, контролируя свои материальные устремления и направляя свои силы к субботе, дню духовного отдыха. Шабат называют “Предвкушением Будущего Мира”, потому что мы трудимся в этом мире, а награду получаем в Будущем Мире. И так же происходит в субботу - день, когда откладывают повседневные дела и заботы, перестают стремиться к материальным благам и полностью предаются духовной деятельности.
С точки зрения Торы, в шабате заключен главный смысл всего, он - цель, к которой мы стремимся. Фактически, именно шабат определяет название дней, первый день недели называется йом ришон лешабат (первый день после субботы), за ним следует шени лешабат (второй после шабат), и так далее. В отличие от светского календаря, у дней еврейской недели нет самостоятельных названий: как воскресенье, понедельник и другие.
Чтобы понять эту идею, можно привести машаль (аналогию) с автомобилем. Машина без тормозов очень опасна. Шофер теряет над ней контроль. Она легко может сойти с дороги. Поэтому и работа ради самой работы опасна, она сама приводит к своему концу. А суббота – перерыв, который контролирует наши материальные стремления, поднимая наше существование на более высокий духовный уровень.
Те, кто соблюдают субботу, часто говорят о внутренней тишине, покое, сиянии: это и называется кдушат шабат – святость субботы. Мудрецы учат, что у того, кто соблюдает шабат, появляется нешама йетера (добавочная душа) – особое состояние души, не такое, как в обычные дни.
2. ОСНОВА ВЕРЫ
Вечный знак и союз
Наши учителя, раввины, называют шабат одним из трех столпов иудаизма. Сказано в Торе, что шабат – Вечный Союз. “Это знак между Б-гом и Народом Израиля” (Шмот, 31:16-17). Хофец Хаим приводит известный пример с магазином, который закрывают, но на нем продолжает висеть вывеска, свидетельствующая о специфике магазина. Наличие вывески означает, что магазин закрыт только временно. А если с магазина снимают вывеску, это говорит о том, что деятельность магазина прекратилась совсем и, вероятно, он теперь в другом месте.
Раввины говорят о субботе как об основе нашей веры. Суббота свидетельствует о том, что Б-г – Создатель Земли и Неба, а так же всего, что к ним относится. На человека же возложена обязанность в постоянной и нелегкой борьбе осуществлять контроль над творением, сдерживать и направлять природу с помощью Б-гом данных способностей, интеллекта и энергии. В значительной мере, человек в этой борьбе преуспел. Но при этом его постоянно подстерегает опасность забыть, что и он тоже Б-жье творение, и во всем зависит от Всевышнего. Человек может забыть, что силы и таланты, дающие ему возможность побеждать природу, - это дары Всемогущего. Их нужно использовать для служения Всевышнему, а не самому себе. Отстраняясь от творческой деятельности в субботу, человек признает, что Творец – источник всех сил. Он – Владыка.
Знаменитый Йегуда Алеви (автор Кузари) говорит, что суббота – чудесное сокровище, которое позволило евреям пережить преследования и изгнание в течение многих веков. Он объясняет, что даже в самых трудных обстоятельствах, когда человек проникается духом субботы, его окружает особая атмосфера субботы, и он исполняется силы и веры. Как военная форма постоянно напоминает солдату, кто он, так и суббота напоминает еврею, какая у него духовная цель в жизни и какая роль. Поэтому не будет преувеличением сказать, что еврейский народ пережил тысячи лет преследований и унижений, в основном, потому, что соблюдал субботу. “Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев”.
3. Равенство, свобода и единство семьи.
Одна из причин соблюдения субботы – необходимость помнить о том, что мы были рабами в Египте, и Всевышний вывел нас оттуда, чтобы мы получили Тору на Синае (Дварим, 5:15). Суббота символизирует выход из физического рабства к духовной свободе. Иными словами, шабат – это переход от ежедневной светской деятельности и работы к святости и покою.
Эта концепция свободы и равенства выражена в Десяти Заповедях. Мы читаем: “Соблюдай субботу, чтобы хранить ее святость, как тебе заповедал Всевышний. Шесть будних дней можешь работать и делать все, что тебе нужно, а в седьмой день – шабат Г-споду, Б-гу твоему, никакой работы не делай. Ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни слуга, ни служанка, ни бык, ни осел, ни другие животные, ни чужеземец в твоих вратах” (Дварим, 5:14). Тора говорит, что в субботу все евреи равны. Каждому полагается день отдыха, даже слуге и наемному работнику. В шабат каждый человек – царь. Богатый и бедный вместе молятся и вместе учатся, празднуя субботу рядом, как равные.
Шабат – семейный день, когда укрепляются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, учителями и учениками. Шабат это праздник, это день радости, когда едят вкусную еду, поют змирот (субботние песни) и идут в синагогу. Шабат становится прекрасным, праздничным островком во времени. Темп жизни меняется, напряжение рабочей недели спадает. Возникает пространство, где можно свободно вздохнуть, наступает релаксация и успокоение.
Шабат - это шанс раз в неделю отнестись к жизни с достоинством и святостью, способ понять смысл нашего еврейства. Шабат помогает нам осознать, что человек – не машина для делания денег, что в жизни есть нечто более высокое и мы живем не ради часа, а ради вечности и святости. Все это приходит к нам из опыта еврейской субботы, все эти переживания необычайно значимы и прекрасны.
НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУББОТЕ:
Вопросы и Ответы
Вопрос 1
Неужели Б-га действительно заботит, зажигаю ли я в субботу свет, включаю ли телевизор или радио или еду на машине?
Ответ 1
Дело в том, что если ты задаешь подобный вопрос, то с тем же успехом ты можешь задать и другой вопрос: Не все ли равно Б-гу, соблюдаем ли мы Десять Заповедей? Ведь шабат одна из них. Неужели Б-га, на самом деле, волнует, если мы кого-то убиваем? Какая Ему разница, если мы спим с чужой женой или крадем?.. Какое Ему дело, верим мы в него или нет?
Ответ на все эти вопросы заключается в том, что Б-г, Который создал мир, дал нам систему жизни. Одна из основ нашей веры заключается в том, что человеку дана свобода выбора, и, если он делает в жизни правильный выбор, он получит награду в этом мире и в будущем.
Б-г даровал нам Тору ради нашего блага. В Десяти Заповедях заключена система ценностей Торы. И Всевышний гарантирует, что это - формула успеха, которой нужно следовать. Итак, Первые пять заповедей определяют отношения между человеком и Б-гом: 1) Б-г - Творец и Освободитель 2) Б-г – один 3) Нельзя употреблять имя Б-га напрасно 4) Шабат 5) Уважение к родителям.
Следующие пять заповедей об отношениях между людьми: 6) Не убивай 7) Не кради 8) Не вступай в запрещенные связи 9) Не лжесвидетельствуй 10) Не желай чужого.
Отстраняя себя от убийства, человек поддерживает один из основополагающих законов бытия. Не воруя и не вступая в кровосмесительные связи, человек удерживает общество от беззакония, вседозволенности, девальвации всех ценностей, - что неминуемо привело бы его к разрушению. Каждая из заповедей представляет собой фундаментальный моральный принцип.
ПОЭТОМУ Б-ГА ЭТО ЗАБОТИТ!!! Б-г хочет, чтобы мы жили, как указывает Тора, ради нашего блага и блага всего Его творения в целом.
Вопрос 2
Какое отношение имеют законы субботы к такому современному, высокотехнологичному и изощренному обществу как наше?
Ответ 2
Ошибка заключается в том, что мы считаем себя очень продвинутыми - и морально и технологически, - а это неверно. Вот цитата из интересного сообщения, озаглавленного “Куда мы идем”?
“ Парадокс нашей эпохи в истории в том, что дома наши стали больше, а терпение меньше; дороги стали шире, а взгляды уже; мы тратим больше, а имеем меньше; и покупаем мы больше, а радуемся этому меньше. У нас больше пространства дома и меньше семьи; больше удобств и меньше времени; у нас больше степеней и меньше здравого смысла; больше знаний и меньше понятий; у нас больше специалистов, но и больше проблем; лучше медицина и меньше здоровья. Мы умножили наше имущество, но потеряли ценности. Мы говорим слишком много, любим других намного меньше и слишком часто ненавидим. Мы научились зарабатывать на жизнь, но не научились жить. Мы прибавляем годы к жизни, но не жизнь годам. Мы долетели до Луны и обратно, но нам трудно перейти через дорогу, чтобы зайти к новому соседу. Мы победили внешнее, но не внутреннее пространство. Мы очистили воздух, но загрязнили душу. Мы расщепили атом, но не наши предрассудки. У нас выше доход и ниже мораль. Сейчас двое приносят доход, но чаше разводятся; и украшенные дома разрушаются. Это время, когда многое напоказ, но внутри ничего нет. Мы достигаем количества и теряем качество. ПОЭТОМУ МЫ ИДЕМ В НИКУДА.”
Истина в том, что и Тора, и шабат так же актуальны сегодня, как и во все времена, потому что технология, какой бы совершенной она ни была, без морали и духовности ведет только к дальнейшему декадансу, бессодержательности и упадку. Тора решает проблему морального упадка современного технологического общества. Соблюдение субботы – это символ веры в Творца, помогающий нам разглядеть впереди смысл жизни.
Вопрос 3
Можно понять, что Тору нужно соблюдать, но почему мы должны принимать и все древние постановления раввинов? Почему нельзя купаться и плавать в субботу? Почему нельзя читать раздел о бизнесе в газетах? Почему нельзя посмотреть матч в регби или крикет? Ведь, ясно же, что это способы отдохнуть и расслабиться?
Ответ 3
В самой Торе есть три заповеди, которые наделяют мудрецов Великого Сангедрина правом и властью издавать законы, цель которых - не допустить нарушения субботы (они называются оградами). Они не допускают нарушения законов Торы и оберегают дух и святость этого дня – кдушат шабат.
Плавание, чтение раздела о бизнесе и наблюдение за спортивными состязаниями запрещены, чтобы не нарушать святую атмосферу субботы. Более того, многие подобные действия запрещены постановлениями раввинов; они предостерегают от нарушения основных видов работ (авот млахот), запрещенных самой Торой, и их разновидностей (толадот). (Дальше это будет подробно объясняться.)
Вопрос 4
Если человек в опасности или серьезно болен, может ли он нарушить законы субботы?
Ответ 4
Простой ответ: да. Нас учили: Пикуах нефеш дохе Тора – “Угроза жизни отодвигает Тору”, то есть ради спасения жизни можно нарушить законы субботы. Поэтому существует даже позитивная заповедь нарушить субботу, если кому-то угрожает опасность, или есть возможность угрозы жизни. Например, разрешается везти беременную женщину в субботу в роддом. Если у человека, предположительно, сердечный приступ, сотрясение мозга, солнечный удар или серьезный ожог, даже если это не установлено врачом, разрешено лечить его, нарушая субботу.
Важно отметить
С галахическими вопросами о соблюдении субботы следует обращаться к компетентным галахическим авторитетам. Спросите раввина вашей общины или обратитесь в бейт дин (религиозный суд). А если они не могут ответить, они направят вас к Гдолим (законодателям и величайшим авторитетам нашего времени), где бы они ни жили, чтобы вы получили исчерпывающий ответ.
ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ
КАНУН СУББОТЫ – ЭРЕВ ШАБАТ
- Чтение параши (недельного раздела Торы) – дважды с комментарием.
- Зажигание свечей (адлакат нерот).
Хозяйка дома зажигает две свечи, этим для нее начинается суббота. Некоторые зажигают еще по одной свече за каждого из детей. - Шир аширим - “Песнь песней”, написанная царем Шломо, символически повествует о любви между Б-гом и еврейским народом.
- Кабалат шабат – состоит из шести псалмов, соответствующих шести дням Творения, за ними следует Леха доди – приветствие царицы субботы. Чтение Теилим 92 и 93 знаменует при этом наступление субботы для мужчины.
- Баме мадликин – во многих общинах принято читать прямо перед мааривом (вечерней молитвой) вторую главу из Мишны, трактат Шабат, которая начинается с этих слов и разбирает относящиеся к субботе законы.
ВЕЧЕР СУББОТЫ (В ПЯТНИЦУ) – ЛЕЙЛ ШАБАТ
- Шабат маарив – вечерняя молитва в синагоге.
- Биркат абаним – благословение детей.
- Шалом алейхем – песня, благословляющая ангелов, приходящих в субботу.
- Эшет хаиль – песня из Мишлей (притчей царя Шломо), состоящая из двадцати двух фраз, прославляющих доблестную жену.
- Кидуш – освящение субботы над бокалом вина. Это воспоминание о Творении мира и о том, как Б-г вывел нас из Египта.
- Сеуда – праздничная трапеза в честь субботы.
а) Участники идут после Кидуша совершить омовение рук с благословением, а потом хозяин дома говорит браху Амоци над двумя халами.
б) Диврей Тора (слова Торы) принято говорить за столом. Обычно они касаются недельного раздела Торы. Детям задают вопросы о том, что они учили в школе.
- Змирот – с радостью поют субботние песни, многочисленные и разнообразные мелодии которых распространены среди евреев по всему миру. (На каждой из субботних трапез принято петь особые, очищающие и возвышающие душу песни, полные глубоких символов и цитат из Танаха, которые благословляют Всевышнего и указывают еврею его путь в мире.)
- Шир амаалот, биркат амазон – Шир Амаалот - “Песня возвышения” или “ступеней” - это теилим (псалом), который читают в праздники перед биркат амазон - “благословением после еды” (еды с хлебом). В субботнее благословение включены дополнительные вставки на этот день.
УТРО СУББОТЫ – ШАБАТ БАБОКЕР
1. Шахарит – утренняя молитва.
а) Биркат ашахар – утренние благословения.
б)Песукей дезимра – псалмы, восхваляющие Всевышнего.
б) Шма и благословения.
в) Амида – в субботу в ней только семь благословений, в отличие от будничной Шмоне эсре, состоящей из восемнадцати брахот. Утренняя молитва в шабат соответствует первой жертве, которую приносили каждый день утром в Храме в Иерусалиме – тамид (постоянной жертве).
ЧТЕНИЕ ТОРЫ – КРИЯТ А-ТОРА
- Вынос Торы – Моше рабейну постановил, чтобы Тору читали утром в шабат, в понедельник и в четверг.
- Вызов семи алийот (“восхождений”) – Недельная параша Торы делится на семь частей, и семи людям оказывают почет, вызывая их (давая им возвыситься, подняться) к свитку Торы, чтобы они прочли отрывок из Торы или, как обычно делают теперь, стояли рядом с тем, кто читает вместо них.
- Мишеберах (“Тот, Кто благословил” наших праотцев, благословит и вызванного к Торе) – Это древний обычай после чтения отрывка Торы благословлять вызванного к Торе и его семью. Ему при этом предоставляется возможность дать цдаку (пожертвование) на доброе дело.
- Мафтир - (завершение, повторное чтение заключительных фраз последнего седьмого отрывка недельного раздела) не включается в семь алийот.
- Агва и глила – поднятие и свертывание свитка Торы.
- Чтение афтары – Тот, кого вызвали к чтению мафтира, обычно читает афтару. Это тщательно подобранный отрывок из книги Невиим (Пророков), который заменял чтение Торы во времена злодея греко-сирийского царя Антиоха, который в 165 году до начала европейского летоисчисления издал запрет читать Тору в синагогах. Когда этот запрет со временем утратил свою силу, было решено сохранить чтение этих отрывков из Пророков после обычного чтения недельного раздела Торы. (Книги Пророков основываются на Торе и раскрывают ее, поэтому чтение афтары и постижение ее связи с текстом Торы имеет глубокий смысл.)
- Йекум пуркан - молитва о благополучии Израиля и страны проживания; Ав арахамим - “Отец милосердный”; Ашрей -
После чтения Торы и афтары произносят несколько молитв, благословляющих тех, кто поддерживает Тору, изучая ее, обучая ей и давая средства на обучение.
- Тора возвращается в арон кодеш - Ковчег, специальный украшенный шкаф, где хранятся свитки.
МОЛИТВА МУСАФ
- Мусаф амида – Дополнительная молитва, всегда состоит из семи благословений и соответствует мусафу - дополнительным жертвоприношениям в Храме, которые приносили в субботу.
- Утренний кидуш – второй кидуш, который установили мудрецы, читают перед началом второй, утренней, трапезы субботы.
- Вторая заповеданная трапеза – Во многих домах принято с древних времен есть в это время чолнт – особое блюдо, которое до наступления субботы готовят из мяса и бобов, часто с добавлением картофеля, и так далее, и держат, пока не приступили к еде, на горячей плите. (На печи, на покрытой металлическим листом газовой плите или на специальной электроплите, мармите, температура которого ниже ста градусов. Конечно, запрещено в субботу регулировать огонь или электричество.)
- Диврей Тора, змирот, биркат амазон – сопровождают вторую субботнюю трапезу так же как и первую.
СУББОТА ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ - МИНХА
- Молитва минха - Она соответствует ежедневному полуденному жертвоприношению в Храме, тамид.
- Крият атора – К Торе вызывают троих: коэна, леви и исраэля (не коэна и не левита). Это чтение учредил Эзра а-Софер, мудрец и пророк, который вывел евреев из Вавилона и отстроил Второй Храм.
- Шалош сеудот – Третья обязательная трапеза субботы со своими субботними песнями.
ИСХОД СУББОТЫ - МОЦЕЙ ШАБАТ
- Молитва маарив – Обычная вечерняя молитва с некоторыми добавлениями. В молитву Шмона эсре включается вставка авдала, которая отделяет субботу от будних дней. Другие добавления – виги ноам, теилим 67 и веата кадош.
- Авдала – церемония отделения субботы от будней.
а) Наливают до краев бокал вина и зажигают свечу с несколькими фитилями. Под рукой находится коробочка со сладко пахнущими специями.
б) Иней кэль ишуати эвтах – “Вот, Б-г спасения моего” - так начинается авдала, затем произносят благословение на вино.
в) Говорят браху над благовониями. Их запах должен служить нам утешением в момент ухода с наступлением буден дополнительной субботней души (нешама йетера).
г) Произносят благословение над огнем свечи из нескольких фитилей. При этом руку подносят к огню, чтобы его отражение стало видно на ногтях, - это символизирует контраст между светом и тьмой.
д) Заключительная браха благословляет Творца, Который разделяет между святым и светским, светом и тьмой, Израилем и другими народами, седьмым днем покоя и шестью рабочими днями.
е) Затем пьют вино.
3. Мелава малка - “Проводы царицы-субботы” - это особая трапеза, которую многие устраивают в моцей шабат (на исходе субботы). Некоторые называют ее “сеудат Давид амелех” (трапеза царя Давида). Давиду было предсказано, что он умрет в шабат, и с этого дня до самой смерти на исходе каждой субботы он устраивал праздничную трапезу, благословляя Всемогущего за то, что Он дал ему прожить еще неделю. Для этой трапезы тоже есть особые змирот.