Ноябрь 2024 / Хешван 5785

Предисловие

Предисловие

Правда ли, что в этом мире почти невозможно найти правду? Смешной вопрос. Сколько раз нас обманывали в той и в этой стране учителя, начальники и политики, умные и дураки, знакомые и незнакомые, газеты и телевидение видимо - не видимо... А сколько раз, если честно, мы сами кривили душой, так что запутались окончательно и оказались там, где оказались. И возможно ли выбраться из-под нагромождения лжи, растущего с каждым днем и заполнившего весь мир? Быть как все, махнуть рукой, закрыть глаза на слабый голос совести, из последних сил отказывающийся мириться с неправдой. Заглушить его работой, удовольствиями, новостями, сном... И все-таки он отказывается замолчать и продолжает твердить:    "Все это неправда, дешевка, фальшивка, ложь!"

Что же дает ему силы - этому странному камертону внутри нас? Удивительный дар свыше - не дающая покоя догадка о том, что однажды - и очень скоро -зло исчезнет и вся эта ложь прекратится, сгинет, сгорит до тла. Свет Правды Всевышнего заполнит все мироздание.

Что будет при этом с нами? Хороший вопрос. На какой стороне мы окажемся? На какой стороне мы сейчас? Хватит ли у нас времени перебежать на нужную сторону? И как это сделать?

Очевидно, мы не первые, кто задает себе эти вопросы. На протяжении многих поколений наши предки находили на них ответ в-вечном наследии нашего народа -Синайском Откровении, в словах пророков и книгах мудрецов. Но что делать нам, волею Б-га оказавшимся отброшенными от нашего Наследия в неведомые области, куда до нас еще не ступала нога еврейского человека? Существует правило:    Всевышний не посылает человеку испытания, которые человек не способен преодолеть. А это значит, что есть в мире ответы на вопросы, которые не перестают нас мучить. Надо только достучаться, дождаться, допроситься, домолиться. И помнить, и верить, что ответ есть, что Всевышний посылает лечение прежде болезни, что уже пришли в мир

Праведники, свет которых способен указать нам путь в сгущающейся темноте, что есть в мире слова, которые жаждет услышать наша душа. И эти слова способны вызвать наши собственные слова - слова нашей правды, которые не может произнести никто кроме нас, слова, которые так ждут от нас свыше, и без которых невозможно избавление, потому что Откровение Истины может быть лишь ответом на стремление к истине.

Эта небольшая книга - попытка помочь каждому из нас найти и выговорить такие слова правды. Эти просьбы - молитвы раби Натана и советы его учителя, великого праведника последних поколений раби Нахмана из Браслава. Идущие из глубины высочайшей души, они зажгли не одно еврейское сердце. Может быть они помогут и нам?

Сила истины

Дорога к еврейскому кладбищу города Острога проходила мимо монастыря. И всякий раз, когда евреи провожали в последний путь умершего, монахи забрасывали их градом камней, так, что иногда евреи не выдерживали и бросали покойника на произвол судьбы. Пришло время уйти из мира великому еврейскому мудрецу и праведнику Маарша1, который был равином еврейской общины Остроги. Перед смертью он приказал нескольким смельчакам, чтобы во время прохождения процессии мимо монастыря положили на погребальные носилки его книгу комментарий на Талмуд - и ни в коем случае не убегали. Приказ равина был исполнен.

Книга была положена на носилки, и, когда под градом камней евреи начали разбегаться, смельчаки продолжали выдерживать натиск. На этот раз монахи особенно усердствовали - ведь они знали, кого хоронят евреи. Внезапно они увидели, что Маарша поднялся, сел, открыл книгу и начал ее перелистывать. Монахи, объятые ужасом, поспешили укрыться в монастыре. Маарша продолжал не спеша перелистывать книгу, внимательно вчитываясь в каждое слово. А монастырь начал медленно уходить под землю, пока от него не осталось и следа.

Весть о чуде разнеслась мгновенно. Власти города обнесли это место забором и запретили там ходить. С тех пор это место зовется Монастырская пустошь.

1Раби Шмуэль Элиэзер Идлиф (1555-1631гг.)-великий комментатор Талмуда, про труды которого сказано: «Дух Всевышнего говорил в нем, потому что без достижения духа святости невозможно, чтобы человек создал подобную книгу».