ГЛАВА 4. ПОХВАЛА И ВООДУШЕВЛЕНИЕ

ГЛАВА 4. ПОХВАЛА И ВООДУШЕВЛЕНИЕ

Два самых мощных средства воспитания детей, которые находятся в распоряжении родителей, это похвала и воодушевление. Прежний глава ешивы Тель-шяй, раби Хаим Мордехай Кац, говорил, что слова понимания и высокой оценки помогают человеку осознать свою внутреннюю ценность и побуждают его максимально использовать все свои качества на лучшие цели1. Ободрение, похвала и понимание проявляют в ребенке лучшее, вселяя в него чувство уверенности и доверия.

Обучение с помощью похвалы и ободрения

У детей есть внутренняя потребность в любви и одобрении. У них есть естественное желание делать нам приятно, потому что это приносит им, в свою очередь, признание нашей любви и похвалу. Поэтому важно дать

нашим детям узнать, что нас радует, выражая похвалу и воодушевляя их на хорошее поведение,

Детям нужно говорить нечто вроде этого:

“Ты для всех нас приготовил завтрак. Это просто замечательное поведение”.

“Хорошо, что ты пошел сегодня спать вовремя”.

“Я уже могу положиться на тебя, что ты присмотришь за своей младшей сестрой, когда я отдыхаю”.

Особенно ценна похвала в присутствии другого важного человека. К примеру, мама может сказать вечером папе при ребенке: “Папа, я хочу, чтобы ты знал, что Ави сегодня сам оделся как большой мальчик”. И можно еще усилить эффект этой похвалы, если утром сказать: “Когда папа придет домой, я ему расскажу, как ты сегодня хорошо одевался”.

Требуется некое усилие, чтобы обращать внимание на примерное поведение. Гораздо легче замечать, когда дети нас расстраивают. Они могут тихо играть в своей комнате, а мы на это не обращаем внимания. Но если они начинают шуметь, мы готовы пойти и попросить вести себя потише. Намного труднее вспомнить и зайти к ним похвалить за хорошее поведение, когда они играют тихо и мирно.

Старайтесь быть внимательными к улучшению детского поведения и комментируйте это:

“Мне почти не приходилось напоминать тебе в эту неделю, что нужно вешать твой пиджак”.
“Я заметил, что ты уже не так часто забываешь отнести свою тарелку в раковину”.
“Ты уже стал лучше вести себя за столом”.
Иногда не лишне создать ситуацию для похвалы.
Мать (за завтраком): Ну, посмотрим, Арон, как ты сумеешь аккуратно налить в этот раз молоко и ни капли не пролить.

(Арон наливает аккуратно и не проливает.) Мать: Ты действительно осторожно наливал.

Ничего не пролилось.
Поощряйте детей и за их усилия.
Я вижу, ты действительно стараешься хорошо вести себя с сестрой.

Это требует практики. Если родители не ищут возможности похвалить детей, они станут безразличными. Но когда привычка отмечать успехи уже возникла, она может привести к большим изменениям в детях и во всей атмосфере в доме.

Как хвалить?

Чтобы достигать наибольшего эффекта, похвала должна быть специфической, соответствующей и объективной.

СПЕЦИФИЧНОСТЬ

Когда вы хвалите, опишите поведение, которое вам нравится. Избегайте глобальных похвал вроде “Ты чудесный мальчик” или “Ты очень хорошая девочка”. Задача похвалы дать понять, какие именно аспекты поведения мы ценим. Это значит сосредоточиться на том, что ребенок делает.

Если дается общая похвала, у ребенка может возникнуть впечатление, что вся его ценность измеряется его действиями и их оценкой; или что ваша любовь к нему зависит от его поведения. А похвала за конкретный вид поведения предотвратит это неверное представление.

ИЗБЕГАЙТЕ ИЗЛИШНИХ И НЕСООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОХВАЛ

Хотя детей полезно часто хвалить и высоко их ценить, но излишние или слишком частые похвалы вызывают обратный эффект. Они могут привести к зависимости ребенка от похвал и оценок. Идея заключается в том, чтобы научить ребенка ценить самого себя, а не целиком полагаться на чужую оценку, чтобы сохранять уверенность в себе.

Кроме того, излишнюю или несоответствующую похвалу может отвергнуть и сам ребенок, который чувствует, что ее не заслужил (потому что вчера, например, стукнул свою сестру и значит, он не образец совершенства).

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Важно, чтобы наша похвала повышала ценность хорошего поведения детей, а не просто отражала наше личное удовольствие. К примеру, если вы помогаете ребенку убрать его игрушки, вы можете сказать: “Комната хорошо выглядит, когда все игрушки убраны” или “ Разве не приятно, когда все на месте? Так можно найти все, что ищешь”. Наша задача — приучить детей быть сознательно и объективно хорошими, а не просто радующими других людей. Конечная цель воспитания состоит в том, чтобы ребенок стал зрелым человеком, чьим единственным желанием является исполнение воли Б-га. Имея это в виду, родители могут начать поощрять более абстрактные ценности, такие, как мидвот (исполнение заповедей) и хорошие качества характера.

“Ты сделал настоящую мицву, когда помог этой женщине с покупками”.
“Ты помыл посуду, хотя и нехорошо себя чувствовал, — это просто месирут нефеш (самопожертвование)”.
“Ты продемонстрировал настоящий самоконтроль, когда не ударил в ответ свою сестру”.

Этот тип похвалы отражен в обычае признавать хорошие дела благословением яшер кохаха (“больше сил тебе”)2.

Поощрение достижений

Поощрение дает детям чувство собственного достоинства и энтузиазм, необходимые для развития новых умений. И когда мы поощряем наших детей, хорошо иметь в виду, что главным для нас во всех делах должен быть не успех, а возникновение у детей чувства уверенности в себе.

Есть несколько аспектов, необходимых для поощрения у детей стремления к совершенству.

1. Помогайте им. Когда родители обучают детей чему-то новому, они должны показать, как это делается, объясняя все этапы. Но когда ребенок поймет весь процесс, нужно немного отстраниться и дать ему возможность поработать над этим самому. В то же время мы должны быть готовы предложить ему помощь, когда это понадобится.

Когда у ребенка возникают трудности, родители часто подбадривают его: “Продолжай, ты можешь с этим справиться. Это не так трудно”. Хотя это может помочь, часто лучше действует на ребенка, если мы сначала выразим ему свое сочувствие: “Для тебя это непросто” или “Я вижу, что тебе нелегко”. Так ребенка подбадривают, чтобы он продолжал свои усилия. Можно также напомнить ему: “Холь 'гатхалот кашот” (“Все начала трудны”)3.

Часто совсем немного нужно ребенку, чтобы помочь ему преодолеть трудности. Например сказать: “Если ты возьмешь носок по-другому, тебе будет легче”.

2. Выражайте доверие. Поощрение может быть просто выражением доверия суждениям ребенка. Позвольте детям присоединиться к обсуждению в семье и похвалите их за хорошие мысли, которые они предлагают,

Постарайтесь также избегать излишних замечаний, когда дети работают или играют: “Смотри, упадешь!”, “Будь осторожен, это может сломаться!” Даже если ребенка необходимо предупредить, это следует делать тактично, например: “Лучше не наливать в чашку так много”.

3. Критикуйте конструктивно. Помогая детям улучшить их работу, не указывайте только на то, что неправильно. Предлагайте какие-то альтернативы. Когда ребенок плохо написал домашнее задание по арифметике, скажите: “Если ты будешь писать примеры более ясно, их будет легче читать”, а не “Это невозможно прочесть!” Или укажите на более разборчиво написанный пример и скажите: “Вот на это приятно посмотреть. Может быть, ты перепишешь так чисто и другие примеры”.

4. Избегайте сравнений и соревнований. Дети сильно отличаются друг от друга. Это следует принимать во внимание. Дайте каждому ребенку занять собственное место, не сравнивая его с другими.

5. Подбадривайте похвалой. Возьмите за правило время от времени находить в детской работе что-то положительное и говорить об этом. К примеру: “Это красиво написано”. “Какие милые цвета на этой картинке”.

Гордость и страх ошибки

Родителям необходимо поощрять и хвалить достижения своих детей, чтобы помочь им развить уверенность в себе. Но когда они научатся ценить свои достижения, их необходимо защитить от двух ловушек: гордости и боязни ошибиться.

Родители могут защитить детей от гордости, воспитав в них чувство благодарности за все способности и таланты, которыми благословил их Всевышний. И еще их нужно научить быть скромными, не гордиться своими достижениями. Мудрецы говорили: “Если ты много знаешь, не гордись этим, ведь для этого ты создан”4. Родители могут стать для детей образцом скромности, реагируя на их достижения благодарностью, а не гордостью, и перебарывая искушение рассказывать другим (особенно перед детьми) о том, какие у них умные дети и какие у них успехи.

А чтобы защитить ребенка от боязни допустить ошибку, родителям нужно довести до его сознания, что личная ценность не измеряется достижениями. Хотя желательно все делать хорошо, этого недостаточно, чтобы стать лучше. Наши мудрецы учили, что от человека требуется делать самое лучшее, что он может, все, что в его силах. А преуспеет он или нет — зависит не от него5.

Родители должны следить за тем, чтобы не подавлять детей и не позволять им подавлять самих себя сознанием, что все их действия должны быть совершенством. Они могут научить ребенка и тому, что на ошибках учатся и они не являются знаками личных неудач или основанием для того, чтобы унижать себя.

Награда как метод похвалы и воодушевления

Следует ли использовать награду как стимул, чтобы побудить детей поступать правильно? На этот счет есть резкое расхождение во мнениях.

Взгляд, выраженный здесь, сводится к тому, что несомненно лучший способ побудить детей поступать правильно — это хвалить их и выражать им словесное одобрение, к этой же категории относятся награды. Они создают у детей мотивацию и воодушевляют их. Но их нужно использовать, только чтобы приучить детей отвечать самым общим требованиям поведения, например оставлять комнату убранной или вовремя идти спать. Их не стоит употреблять, чтобы побудить их делать домашнюю работу типа мытья посуды или выбрасывания мусора (см. главу 7, “Нежелание помогать”).

Есть люди, которые ставят под сомнение использование наград и призов для побуждения к хорошему поведению, потому что считают их разновидностью взятки. Это ошибка. Точное определение подкупа или взятки имеет в виду приз или уплату за извращение суда, закона и правильного поведения. Награда может быть названа подкупом лишь в том случае, когда она применяется для извращения и обольщения.

Другое возражение против наград сводится к тому, что дети привыкают ждать наград за хорошее поведение. Однако предположение, что дети в результате всегда будут делать добрые дела только из корыстных соображений, — неверно. Гемара учит: “Человек всегда должен исполнять Тору и заповеди, даже если делает это из корыстных соображений, так постепенно он придет к тому, что будет исполнять их ради них самих”6.

Никогда не следует терять из вида идеал. Как говорили об этом наши мудрецы: “Не будьте как слуги, которые служат господину из-за награды, а будьте как слуги, которые служат своему господину, не думая о награде”7.

Безусловно, хорошее поведение принесет награду и оно само по себе уже награда. Но дети, еще не чувствующие глубокого удовлетворения, которое приносит исполнение добрых дел, могут нуждаться в нашей помощи, чтобы прийти к этому хорошему поведению. Награды — способ положить начало, инициировать хорошее поведение.

Разумеется, награда может быть и нематериальной. Поездка в интересное место может быть наградой; и привилегия поздно встать или даже испечь пирог. Все, что приносит радость ребенку, можно использовать для его воодушевления. Годится для этого и предложение сыграть в занимательную игру. Наблюдая за тем, что ребенку обычно интересно делать, мы можем найти эффективные способы его поощрения.

Но стимулы теряют свою эффективность, если родители продолжают напоминать о них детям. Тогда ребенок может начать их воспринимать как иную форму давления на него со стороны родителей, чтобы он вел себя хорошо. Родителям нужно обращать внимание на то, чтобы держаться эмоционально отстранение от этой ситуации.

Популярна у взрослых система подсчета очков. Ребенку говорят, за какое поведение он получит награду, затем в каком-то месте отмечают его очки. А когда набирается достаточное количество очков, ребенок может продать их ради награды — чего-нибудь вроде маленькой игрушки или авторучки. Пусть он сам выберет, что он хочет получить. Призы рекомендуется купить и показать ребенку с самого начала. Но награда может быть и нематериальной.

Для маленьких детей можно использовать очки в виде звездочек. Их приклеивают каждый раз, когда ребенок делает что-то хорошее, например убирает свою кровать, а он их раскрашивает. Никаких других наград для него уже не требуется.

Как пример системы поощрений, предназначенной, чтобы закрепить какой-то вид поведения, предположим, что вы учите детей не оставлять свои вещи раскиданными по комнате. Каждому из детей дается утром небольшая сумма, но за любую вещь, которая будет валяться вечером на полу (одежда, книжки и тому подобное), ребенок должен отказаться от какой-то части этой суммы. Или, чтобы избежать споров, родители могут выдавать ребенку деньги вечером за вычетом его штрафа.

ОГРАНИЧЕНИЯ СИСТЕМЫ НАГРАД

У использования наград существуют серьезные ограничения. Если вначале они приносят пользу, то потом могут потерять свою силу. Поэтому рано или поздно приходится перестать давать награды, а тогда есть опасность, что ребенок вернется к прежнему поведению.

Чтобы избежать этих недостатков, присущих наградам, нужно прекращать награждать постепенно, когда новые привычки поведения уже устоялись. К примеру, если раньше ребенок получал что-то необычное на завтрак за то, что убирал кровать, то потом мама говорит: “Я думаю, тебе уже не нужно ничего особенного за уборку кровати. Но иногда я буду тебе давать на завтрак в школу какой-нибудь сюрприз”.

НАГРАДЫ ЗА ИЗУЧЕНИЕ ТОРЫ

По традиции принято для поощрения изучения Торы давать детям награды. Талмуд рассказывает историю об учителе маленьких детей, который удостоился того, что на его молитву за общину был сразу дан ответ. Когда Рав, один из великих мудрецов времен Талмуда, спросил его о причине, он ответил:

Я учу ваших детей... У меня есть пруд с рыбами, и кто не хочет учиться, я улещаю его, показывая ему рыб, и уговариваю его, пока он не приходит учиться8.

Рамбам советует, чтобы учителя побуждали детей лучше учиться, давая им то, что они любят: орехи, инжир или мед9. Рав Йоэль Шварц пишет:

Мы можем воодушевлять лучше учить Тору стимулирующими наградами, потому что учить Тору трудно, но постепенно ребенок почувствует радость учения и без искусственных стимулов10.

В одном доме дети каждый раз, когда они приходили учить Тору, могли выбрать по красивой марке из папиной коллекции. Кроме того, у этого отца в письменном столе всегда было несколько хорошо иллюстрированных книг о животных и научные игрушки, такие, как увеличительное стекло и магнит, чтобы дети могли порадоваться после урока.

ГЛАВА 4

1. Цитируется по книге раби Зелига Плискина “Люби ближнего”, 1977, стр.374.

2. Шлют раба, 20:10.

3. Мехидьта Шмат, 19:5.

4. Авог, 2:18.

5. Авог, 2:16.

6. Сога, 226.

7. Авот, 1:3.

8. Гаанит, 24а.

9. Рамбам, комм. к мишне Сан'гедрин, гл. 10, введение.

10. Раби Йоэль Шварц, Вечный еврейский дом, Иерусалим, 1982, стр. 78-79.