Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли праздновать свадьбу в промежуток между постом Гедальи и Йом кипур? Или лучше перенести?
В принципе нет запрета на проведение свадеб в это время. Однако время между Рош ашана и Йом кипуром определили наши мудрецы словами "Дни Трепета" – вся наша судьба, будущее близких и далеких нам людей определятся в это время. Не знаю насколько уместно в такое время жениться. Во всяком случае не припомню, чтобы я хоть раз проводил хупу или присутствовал в качестве гостя на свадьбе в эти дни. Возможно если есть какие-то дополнительные причины или существенные неудобства сделать это позже, можно разрешить.
Шалом, рав Хаим, у меня вопрос, Вы рассказывали в лекции по Книге "Цари 2", что раньше люди не умирали от болезни и они не болели, первый заболел Яков Авину, а как же Ицхак, который в конце дней болел слепотой.
Ицхак не "болел слепотой". Он оказался в ситуации высшего самопожетрвования, когда ангелы плакали от восхищения великим образом человека, созданным по подобию Б-га. Ангелы плакали от восхищения образа наших праотцов. Слезы ангелов обжигают. Поэтому у Ицхака "притупилось зрение".
Уважаемый Хаим Бурштейн ответьте пожалуйста знает ли мысли людей Сатана, и что об этом говорит Тора.
Знает, знает до всей глубины постижения человека. Использует эти знания в работе с нами. Более подробно: Еврейский взгляд на мир лекция 21 «О злом начале».
Здравствуйте, Рав. Подскажите нужно ли молиться за Адама и Еву?
Я склонен подозревать, что молиться нам надо за себя, чтобы исправить пути свои. Наши праотцы установили нам три молитвы в день, которые, позднее, сформулировали в форме сидура Люди Великого Собрания. Более подробно: Еврейский взгляд на мир лекция 34 «О еврейской молитве».
Имена жениха и невесты имеют одинаковую гематрию. Хорошо ли это и какие последствия для такого брака?
Думаю, что это безразлично. Главное, чтобы жених и невеста принадлежали к одной конфессии, строили свой дом на ценностях Торы (если они евреи) и старались придти к возвышенным ценностям. Более подробно: Еврейский взгляд на мир лекция 28 «Еврейская семья».
Здравствуйте, уважаемый рав Хаим Бурштейн ! Есть ли Ваши лекции в письменном виде? Если да то где и как их приобрести? С уважением Александр.
Моих лекций нет в письменном виде. В еврейском народе знание передавалось на протяжении веков в форме объединения Торы письменной и устной. Пороки – часть письменной Торы, разъяснение к ним в течении поколений передавалось устно, пока не было записано в Талмуде, Мидраше, книгах Кабалы и других источниках. В своих лекциях я поставил перед собой несколько задач: раскрыть перед слушателями, что Танах – Священное Писание, и насколько существенно он отличается от книг, написанных рукой человека, увидеть образы великих, понять глубину, ясность и доказательность слов мудрецов – еврейского комментария, почерпнуть из Танаха сил для дальнейшего изучения Торы и соблюдения заповедей Всевышнего. Устная форма передачи разъяснения Танаха порой может дать больше, чем сухой текст.
Почему ортодоксальные евреи носят именно такую одежду, тёмную, именно такой головной убор? Если в ТаНаХе указание на это, ходили ли так пророки, люди писания? Или же это нововведение?
На протяжении тысячелетий Тора и ее понимание оставались неизменны. То же касается заповедей, возложенных на нас на горе Синай. Однако на протяжении веков происходила определенная динамика в вопросах еврейских обычаев. В частности это касается одежды. Подозреваю, что в древние времена в Земле Израиля евреи одевались слегка иначе, чем в Европе сегодня. На нас сегодня распространяются обычаи евреев Европы, в связи с чем темный костюм, галстук, кипа и шляпа для мужчины являются надлежащей формой одежды.
Здравствуйте, рав Хаим! Я задаю этот вопрос многим раввинам, действую по их ответам, но у меня остаются сомнения. Вы вероятно знаете, что сейчас в мире идет процесс перехода от печатной книги к книге электронной. Многие еврейские тексты мы давно уже изучаем в электронном виде, используя т.н. "ридеры" - устройства для чтения текстов. "Ридеры" бывают разные: с технологией "электронные чернила" (e-ink), обычными жидкокристаллическими экранами. Так вот мой вопрос: можно ли в шабат читать Тору с помощью такого устройства? И - возможное продолжение вопроса - каким требованиям должно отвечать такое устройство, чтобы его можно было использовать в шабат? Вопрос отнюдь не праздный, как Вы понимаете. Бумажно-печатная книга уходит, что, конечно, не означает, что Книга исчезнет - она просто поменяет свою форму. Но как нам тогда читать Тору в шабат? У меня, например, нет Торы в печатном виде (в электронном есть несколько изданий), поэтому пока в шабат я использую издания, выпущенные библейским обществом. Это меня, конечно, не очень удовлетворяет, но печатное издание, по некоторым причинам, я себе позволить не могу. Да и привык уже к электронным книгам. Дайте, пожалуйста, совет - как быть.
В шабат однозначно запрещено использование любой электрической (дигитальной) аппаратуры. Поэтому могу посоветовать только одно: проводить шабыты, согласно еврейской традиции: с молитвой в миньяне в синагоге, субботней трапезой, изучением Торы и соблюдением заповедей.
До какого места гоим могли дойти, чтобы передать свои жертвы в Храм? Есть ли галаха и где написано, что при определённых обстоятельствах гоим могут владеть Храмовой горой? Если они могли дойти до определённого места и не более, то как они могут вообще владеть ей,ходить и строить там свои молельные дома. Ведь даже евреи немогли и немогут сейчас по некоторым мнениям входить в определённые места. Как же с другими народами? Благодарю за ответ и просьба ссылки на источники.
Законы о Храме приводятся в Талмуде в трактате Менахот. Я не очень понимаю, какие первоисточники Вы от меня требуете, поскольку ислам завладел Храмовой горой не в силу еврейских первоисточников, а в результате победы султана Омара над армией Византии в 638 г., решением ООН в 1947 г. и решением правительства Израиля в 1967г. о передаче Храмовой горы исламскому Вакфу.
Здравствуйте, Подскажите пожалуйста есть ли какие-нибудь запреты на музыку, литературу, кино для еврея?
У еврейского народа есть свои книги, музыка и ценности. Все, что выходит за эти рамки – чуждо еврейской традиции в большей или меньшей степени. О еврее, который оставляет учение своего Б-га и следует за чуждыми культурными ценностями, сказано в Торе: «И слово Б-га презрел...»