Уважаемый раввин! Меня поразило Ваше глубокое знание традиции и истории нашего народа. Расскажите о добре и о том, каким образом нам приблизиться к Всевышнему. Спасибо, что, находясь в галуте, не боитесь говорить о славе нашего народа.
Мне кажется, что именно этом я и занимаюсь во всех своих лекциях по еврейскому мировоззрению и Танаху. Уже вышло в свет несколько дисков по книгам пророков, которые выложены на этом сайте. Пророки были посланы к нам, чтобы удержать нас от грехов. Это означает, что правильное, адекватное и глубокое изучение книг пророков может спасти нас от греха и привести к праведности, содействовать тому, чтобы не рассеивались наше внимание и энергия, чтобы мы не метались во тьме созданных нами самими иллюзорных моделей этого мира. Танах – это сила, которая может исправить нас и наши пути, изменить наши жизни и судьбы. Как? Когда мы видим перед собой образы великих, мы невольно изменяемся сами, становясь лучше. Священное писание повествует исключительно о великих, рационально раскрывая их мысли, пути, поступки, мотивации. Изучая книги пророков, мы попадаем в другую реальность – в истинную реальность и пропитываемся ею. Мы учимся понимать язык пророчества, данный в состоянии света: Шхины – Божественного присутствия, которое сопровождало нас на пути исторической задачи нашего народа – раскрытия единства Б-га в этом мире.
Спасибо Вам за очередное посещение нашей общины и Вашу лекцию. Мне остался не до конца ясен вопрос: что означает заповедь радоваться в праздник Суккот? Какими путями достигают этой радости?
Все заповеди, данные Б-гом человеку, предназначены исправить самого человека и окружающую его действительность. Заповеди охватывают всю жизнедеятельность человека, исправляя его мышление, речь и действие. Существуют две заповеди которые проникают особенно глубоко в саму суть природы человека – "Любовь к Всевышнему" и "Радость в праздник Суккот". Важно разобраться в том, как на самом деле Б-г может предписать человеку любовь к Себе и эмоциональное состояние радости в праздник. Ведь это не какой-то внешний поступок, а внутреннее состояние человека. Праздник Суккот – последний праздник годового цикла. Его суть заключается в ощущении близости человека с Всевышним. Это своего рода экзамен: пришел ли ты за последний год своей духовной работы, изучения Торы и исправления своих качеств к близости с Всевышним, или нет. Если да, то находясь в Сукке и произнося благословение на 4 вида растений, ты сможешь прийти к радости. Если нет, то надо прямо сейчас начать подготовку к Суккоту следующего года.
Шалом Рав Хаим! Каково Ваше мнение о содержании персональной молитвы еврея? Например, в книге Шмуэль I Гл. 1 рассказано о молитве Ханны где она просит Б-га о рождении сына и дает обет "то я отдам его Г-споду на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его". Также есть в Торе примеры обращения к Б-гу с вопросами, аргументами, и т.д. Можно ли в наши дни следовать этим примерам и наряду с благодарностями и просьбами о помощи включать в персональную молитву вопросы, анализ своих ошибок, обещания об исправлении, и т.д ? Спасибо.
У Ханы была не личная молитва и обращение к Всевышнему. Она просила сына, который станет учителем пророков и помажет на царство великих царей Израиля. Она просила именно такого сына, а не сына вообще, который случайным образом стал пророком Шмуэлем. Поэтому Хана вошла в Танах.Более подробно "Цари Израиля 1" лекция 1. Что касается нас с вами, то мне кажется, что анализ ошибок и работа над исправлением своих качеств отдельно, а молитва отдельно, главное, чтобы молитва сопровождалась все большим пониманием Сидура и духовным намерением.
Здравствуйте, рав Хаим, у меня следующий вопрос; Я очень люблю морскую капусту, но сегодня мне на работе сказали что она не кошерная, на каком основании это растение не съедобное и каким законом следует руководствоваться? Спасибо.
Если я правильно понимаю, морская капуста – растение. Это означает, что она не запрещена в пищу, как и любые другие растения. Весь вопрос заключается в том, какие другие консерванты, Е –добавки и прочие ингредиенты содержатся в конечном продукте. Если они кошерные – проблемы нет. Список кошерных Е –добавок приводится в разделе "Кашрут".
Существует ли у евреев "печать безбрачия" и если да, то за что она налагается и кем и как она снимается?
Достаточно странная и неожиданная идея. Как известно, первая заповедь Торы, данная человеку – «Плодитесь и размножайтесь». Теоретически каждый человек может принять на себя обет, запрещающий ему разрешенную или даже заповеданную вещь, но назвать такой поступок надлежащим и соответствующим духу Тору, видимо, будет ошибкой. Тем не менее, если человек принял на себя некий обет и сожалеет об этом ему необходимо обратиться к мудрецам Торы с вопросом с тем, как его снять.
Здравствуйте, рав Хаим. Большое спасибо за лекции! На уроке об арабо-израильском конфликте Вы говорили, что изгнание Ишмаэля является для нашего народа самым тяжелым, и что Ишмаэль причинит нам больше всего зла среди всех народов. Но арабы причинили нам зла не больше, чем, к примеру, римляне. Означает ли это, что, не дай Бог, подобные события еще впереди?
Проблема Изгнания Ишмаэля заключается в том, что это дополнительный фактор Эдомского (Римского) изгнания. Горести которые выпадают нашему народу от искаженного арабского видения карины мира, дополняются тем, что римская цивилизация растоптала своей пятой те ценности, которые еще оставались в мире в период «Тьмы греческого царства». Более подробно об этом сказано в Книге Даниэля, в повествовании о будущем человеческогог общества и 4 изгнаниях еврейского народа. Несколько дней назад в Литве вышел в свет диск с моими 20 лекциями по Книге Даниэля, который, в частности, можно достать в «Швут Ами».
Шалом. Недавно прочитала следующее: "В наших книгах говорится, что “Ишмаэль будет править в конце (двухтысячелетнего изгнания)... Хотя со временем он лишился многих завоеваний, но Землю Израиля у него не отнять, потому что он раскаялся, когда мать оставила его умирать под кустом от жажды. В результате Творец дал обещание передать ему Землю Израиля, пока не дано будет потомкам Израиля вернуться из изгнания и не придет Машиах”.Автор текста Гедалия Спинадель". Подскажите, пожалуйста, где об этом можно прочитать подробнее.А, если это возможно, объясните сами. Спасибо.
Формулировка этого утверждения слегка своеобразная, но идея в целом верная. В конце дней, которые уже, возможно, наступили, еврейский народ окажется в изгнании Эдома и Ишмаэля. Очень подробно с основными первоисточниками с этим вопросом можно ознакомиться в Еврейский взгляд на мир лекция 23 – Тора об арабо-израильском конфликте.
Здравствуйте! В шабат разрешено удаляться не более 1 км(2000 локтей)от города в котором проживает человек или же от места его проживания (дома). С уважением, Леонид.
В шабат Галаха запрещает отдалиться на 2000 локтей от края города.
В связи с чем Литва - маленькое и забытое Б-гом и людьми место имела такое значение в еврейской истории?
Я не могу ответить на вопрос в связи с чем... Я могу только попытаться объяснить, что произошло в Литве и почему на протяжении веков до катострофы, Литва была столицей Торы и еврейского знания. В первую очередь, наверно, благодаря ясности и глубине изучения Торы, которое сделало Б-га осязаемым, что в первую очередь было раскрыто в учении "Мусар". Недавно мы издали одну из основных книг Мусара: «Уровень человека» Сабы из Новардока, которую можно приобрести, в частности в «Швут Ами».
Уважаемый раввин, В чем заключается подготовка человека в месяц Элул, чтобы оказаться немного больше готовым к Дню Суда в Рош ашана?
Вы подняли очень важный вопрос! Действительно люди зачастую жалуются, что наступают праздники, а они чувствуют себя опустошенными и не готовыми к этим особым дням своей жизни. При этом у нас, как правило, есть календарь и мы заранее знаем, когда наступят эти дни, и иногда заранее знаем, что не будем к ним готовы. При этом Тора заповедует нам "Не оказаться с пустыми руками". Для подготовки к Рош Ашана предназначен месяц Элул. Наверно начать надо с постижения того, что такое человек "Еврейский взгляд на мир" лекция 4, а затем что такое Рош Ашана "Еврейский взгляд на мир" лекция 29. Суть Рош Ашана – принять царство Всевышнего на земле. К этому, - раскрытию Б-га перед собой, - мы и должны подготовить себя в месяц Элул.