Ноябрь 2024 / Хешван 5785

Вопросы раввину

Вопрос:    

Имена жениха и невесты имеют одинаковую гематрию. Хорошо ли это и какие последствия для такого брака?

Ответ: 25.08.2011  |

Думаю, что это безразлично. Главное, чтобы жених и невеста принадлежали к одной конфессии, строили свой дом на ценностях Торы (если они евреи) и старались придти к возвышенным ценностям. Более подробно: Еврейский взгляд на мир лекция 28 «Еврейская семья».

Вопрос:    

Здравствуйте, уважаемый рав Хаим Бурштейн ! Есть ли Ваши лекции в письменном виде? Если да то где и как их приобрести? С уважением Александр.

Ответ: 24.08.2011  |

Моих лекций нет в письменном виде. В еврейском народе знание передавалось на протяжении веков в форме объединения Торы письменной и устной. Пороки – часть письменной Торы, разъяснение к ним в течении поколений передавалось устно, пока не было записано в Талмуде, Мидраше, книгах Кабалы и других источниках. В своих лекциях я поставил перед собой несколько задач: раскрыть перед слушателями, что Танах – Священное Писание, и насколько существенно он отличается от книг, написанных рукой человека, увидеть образы великих, понять глубину, ясность и доказательность слов мудрецов – еврейского комментария, почерпнуть из Танаха сил для дальнейшего изучения Торы и соблюдения заповедей Всевышнего. Устная форма передачи разъяснения Танаха порой может дать больше, чем сухой текст.

Вопрос:    

Почему ортодоксальные евреи носят именно такую одежду, тёмную, именно такой головной убор? Если в ТаНаХе указание на это, ходили ли так пророки, люди писания? Или же это нововведение?

Ответ: 22.08.2011  |

На протяжении тысячелетий Тора и ее понимание оставались неизменны. То же касается заповедей, возложенных на нас на горе Синай. Однако на протяжении веков происходила определенная динамика в вопросах еврейских обычаев. В частности это касается одежды. Подозреваю, что в древние времена в Земле Израиля евреи одевались слегка иначе, чем в Европе сегодня. На нас сегодня распространяются обычаи евреев Европы, в связи с чем темный костюм, галстук, кипа и шляпа для мужчины являются надлежащей формой одежды.

Вопрос:    

Здравствуйте, рав Хаим! Я задаю этот вопрос многим раввинам, действую по их ответам, но у меня остаются сомнения. Вы вероятно знаете, что сейчас в мире идет процесс перехода от печатной книги к книге электронной. Многие еврейские тексты мы давно уже изучаем в электронном виде, используя т.н. "ридеры" - устройства для чтения текстов. "Ридеры" бывают разные: с технологией "электронные чернила" (e-ink), обычными жидкокристаллическими экранами. Так вот мой вопрос: можно ли в шабат читать Тору с помощью такого устройства? И - возможное продолжение вопроса - каким требованиям должно отвечать такое устройство, чтобы его можно было использовать в шабат? Вопрос отнюдь не праздный, как Вы понимаете. Бумажно-печатная книга уходит, что, конечно, не означает, что Книга исчезнет - она просто поменяет свою форму. Но как нам тогда читать Тору в шабат? У меня, например, нет Торы в печатном виде (в электронном есть несколько изданий), поэтому пока в шабат я использую издания, выпущенные библейским обществом. Это меня, конечно, не очень удовлетворяет, но печатное издание, по некоторым причинам, я себе позволить не могу. Да и привык уже к электронным книгам. Дайте, пожалуйста, совет - как быть.

Ответ: 19.08.2011  |

В шабат однозначно запрещено использование любой электрической (дигитальной) аппаратуры. Поэтому могу посоветовать только одно: проводить шабыты, согласно еврейской традиции: с молитвой в миньяне в синагоге, субботней трапезой, изучением Торы и соблюдением заповедей.

Вопрос:    

До какого места гоим могли дойти, чтобы передать свои жертвы в Храм? Есть ли галаха и где написано, что при определённых обстоятельствах гоим могут владеть Храмовой горой? Если они могли дойти до определённого места и не более, то как они могут вообще владеть ей,ходить и строить там свои молельные дома. Ведь даже евреи немогли и немогут сейчас по некоторым мнениям входить в определённые места. Как же с другими народами? Благодарю за ответ и просьба ссылки на источники.

Ответ: 17.08.2011  |

Законы о Храме приводятся в Талмуде в трактате Менахот. Я не очень понимаю, какие первоисточники Вы от меня требуете, поскольку ислам завладел Храмовой горой не в силу еврейских первоисточников, а в результате победы султана Омара над армией Византии в 638 г., решением ООН в 1947 г. и решением правительства Израиля в 1967г. о передаче Храмовой горы исламскому Вакфу.

Вопрос:    

Здравствуйте, Подскажите пожалуйста есть ли какие-нибудь запреты на музыку, литературу, кино для еврея?

Ответ: 17.08.2011  |

У еврейского народа есть свои книги, музыка и ценности. Все, что выходит за эти рамки – чуждо еврейской традиции в большей или меньшей степени. О еврее, который оставляет учение своего Б-га и следует за чуждыми культурными ценностями, сказано в Торе: «И слово Б-га презрел...»

Вопрос:    

Почему шабат называют невестой?

Ответ: 14.08.2011  |

Почему шабат называют невестой? В словах Кабалат Шабат дается ответ на Ваш вопрос: . יָשִׂישׂ עָלַיִךְ אֱלֹהָיִךְ. כִּמְשׂוֹשׂ חָתָן עַל כַּלָּה. Возрадуется тебе твой Б-г, как радуется жених невесте. Сказали Хазаль, что Шабат – прообраз будущего мира, в котором нет места бренному зарабатыванию на хлеб, а только возвышенному отдыху. Что касается этого мира, еврей должен раскрыть перед собой потенциал и величие Шабата, чтобы тот дополнил его жизнь, внеся в него еще одно измерение, которое полностью атрофировано у тех, в жизни которых нет места Шабату. Не случайно нарушение Шабата на иврите – Хилуль, – умерщвление 7-го измерения, так, что человек пребывает в Эвклидовом шестимерном пространстве. В этом мире Всевышний создал человека нуждающимся во многих потребностях, без исполнения которых его существование не возможно. Больше всего восполняет человека жена, поэтому и сказано, что самая большая радость у человека возникает тогда, когда он встретил ту, что станет "помощью для него". Радость субботы должна стать неким прообразом радости человека, встретившего свою невесту, вместе с которой они станут одним целым. Ибо Шабат своей святостью влияет на возвышенность всей последующей недели и жизни в целом.

Вопрос:    

Помогите найти ответ на вопрос. Если в командировке нет возможности есть кошерную пищу - как надо поступать в таком случае? Заранее благодарен за ответ!

Ответ: 12.08.2011  |

Ответ на Ваш вопрос на редкость простой. Если в командировке нет возможности есть кошерную пищу, то остается только поститься или не ехать в командировку, или, как обычно поступают в подобных ситуациях евреи, достать... Согласитесь, это элементарно. На самом деле всегда можно решить вопрос, взяв с собой что-то из дома и купить в местном магазине овощи и консервы, согласно списку, или обратиться за помощью к местным евреям.

Вопрос:    

Является ли кошерным напиток ЛИТОВСКИЙ МИДУС? И есть ли в интернете список кошерных продуктов литовского производства?

Ответ: 12.08.2011  |

Компания "Стумбрус" производит кошерные напитки (те, что не включают коньяк), и в частности Крупникас. В Литве нет особого списка, ибо во всем мире сегодня все продукты одинаковые. Глобализация...

Вопрос:    

Здравствуйте. У меня такой вопрос. На вечерней молитве в Йом Кипур впереди сидящий меня еврей сказал вслух на другого человека (он это не слышал зато слышал я): старый козёл. Как я должен к этому человеку после этого относиться. И кстати этот человек считает себя ортодоксальным евреем. Я живу в Германии. У нас в городе есть еврейская община и синагога. 99 % русскоговорящие евреи. 6 лет назад ортодоксального раввина уволили, и взяли либерального раввина. Некоторые члены общины были не согласны с этим и вышли из общины. Вкратце это так. Есть у нас один член общины который считает себя ортодоксом (он закончил ешиву в Иерусалиме, умеет читать на иврите молитвы и Тору),ему этот раввин очень не нравится. И каждый раз он это высказывает вслух, или своим поведением во время молитвы. Он не встаёт когда все встают, потому что он считает что раввин читает не все молитвы, а он ещё до этой молитвы не дочитал. Он говорит вслух quatsch - вздор, чепуха, глупость если он считает что раввин читает что-то из своих либеральных вставок в молитву. Некоторым тоже не нравиться но они молчат и не хотят другим мешать. Есть у нас ещё один член общины, он являеться переводчиком раввина (раввин немецкоязычный) и ярым его защитником. И вот почти каждую субботу происходит театр,первый что-то сказал а второй сразу к нему подбегает и начинает с ним ругаться со взаимными оскорблениями и угрозами. И это происходит во время молитвы и на кидуше. Меня это очень раздражает и последний раз я даже с переводчиком повздорил о чём потом жалел. Я уже раньше им обоим говорил что нельзя это делать во время молитвы но каждый остаётся при своём мнении. В последнее время меня это очень раздражает и я не знаю что делать. Подскажите.

Ответ: 11.08.2011  |

 1.  В ситуации, где мы сталкиваемся с грубостью, серостью или другими проявлениями духовного сбоя, принципиально существуют 2 способа реакции: "проклинать тьму" или "осветить тьму" нашим примером и позитивом. Тора нам, конечно, предписывает второй путь. Одна из первостепенных заповедей по отношению к человеку – увещевание, показать человеку возвышенные ценности и помочь ему приблизиться к "образу человека". Более подробно: Еврейский взгляд на мир - лекция 27  "Еврейские качества".   2.  К сожалению нет ответа на Ваш второй вопрос. Похожая ситуация сегодня практически во всей Германии, может, кроме нескольких городов. Лишь там, где общину создали действительно верующие люди, приятно зайти в синагогу. Если ваше руководство готово освободить реформистского "раввина" от занимаемой должности, я готов помочь вам найти грамотного достойного русскоязычного раввина, который начнет строить общину в вашем городе на ценностях Торы.

ЗАДАТЬ ВОПРОС   |  Всего вопросов: 1607. посмотреть все