Шалом. В книге Есфирь Мардохей отказывается поклониться Аману, но отдает Есфирь замуж за перса. Это нарушение закона, хоть и меньшее, чем поклонение не Богу. Почему? В плену это можно? Если скажете, что это в дальнейшем спасло евреев, так Моисея Бог собирался наказать в пустыне за необрезание сына.
Женщин для персидского царя брали против их воли. Более подробно: "Тайны свитка эстер" - "Еврейский взгляд на мир" лекция 26
Есть разные переводы Дварим, гл.21,ст.23 – 1.«поругание Бога повешенный» 2.«проклят перед Всевышним», 3.“Так, как проклинающих Творца (после казни) вешают”. 1.Почему выставленный на всеобщее обозрение труп человека — оскорбление Имени Творца? В чем оскорбление? Тот, кого повесили, оскорбил Творца тем, что жил недостойной жизнью? 2.Это проклятие Творца? Он проклинает мертвого человека? Или этот человек еще при жизни был проклят Творцом, и это показательный конец жизни всех проклятых? 3.Этого полагается проклинающим Творца и идолопоклонникам, как особая мера наказания – «позор после смерти»? Что проклятие, а что оскорбление? Талмуд разъясняет, что смерть искупает грех человека. Чем больше читаю, тем больше запутываюсь. Помогите, пожалуйста!
Правильный с моей точки зрения перевод: "И если окажется на ком-либо грех смертного приговора, и он умерщвлен будет и ты повесишь его на дереве. Не оставь труп его на всю ночь на дереве, но предай погребению в тот же день, ибо поругание Б-га повешенный, и не оскверняй земли твоей, которую Всевышний – Б-г твой дает тебе в удел". (Дварим 21:22-23). Выставленный на всеобщее обозрение труп человека, созданного по Образу Б-га — оскорбление Имени Творца. Человек, созданный по образу, предназначен для возвышенного, разумного, созидательного, а не для совершения преступления, за которое он был подвергнут казни. В этом и заключается оскорбление. Очень важно иметь в виду, что согласно еврейской традиции, строжайше запрещено выставлять на обозрение умершего в открытом гробу. Это является насмешкой и издевательством над человеком и причиняет большую боль его душе. Очень важно там, где есть такая возможность совершить захоронение еврея по еврейскому закону.
Здравствуйте! С ужасом наблюдаю как в харедином обществе с нечеловеческой ненавистью относятся к сионизму. При этом приводятся такие глупые, рассчитанные на исторически не образованных, слушателей доводы, что просто нет слов. Не последнее место в этом хоре занимает и Цви Вассерман, с которым как я прочитал Вас связывает дружба. Почему харедимные евреи (конечно не все) клевещут на сионизм?
Я очень растроен тоном Вашего письма. За почти 30 лет моего проживания в Израиле я не заметил, что "харедимноое общество" – в смысле евреи, мировоззрение которых строится на Торе относились к сионизму с ненавистью нечеловеческой или какой-то иной. К тому же, занимаясь более 30 лет изучением Торы и трудов мудрецов "харедимного общества", я не заметил в них глупых и исторически несостоятельных доводов. Подозреваю, что для Вас сионизм – это некоторая идеализированная концепция, за которую вы решили рьяно бороться, проживая в Москве. А для нас, проживающих в Израиле, в период развитого сионизма, идеализированная концепция сионизма периода начала 20 века является приятным настольгическим воспоминанием об идеализме европейского еврейства. О раввине Цви Вассермане... Раввин Цви Вассерман подал заявление на выезд из СССР в Израиль в 70 годах. Более 10 лет провел в отказе. Подвергался многократным задержаниям, избиениям, арестам. Его не раз выгоняли с работы. Пытались организовать его судьбу так, чтобы другим было неповадно соблюдать заповеди Торы и стремиться в Землю Израиля. Приехал в Израиль при первой возможности в 1987 г. Раввин Цви Вассерман несмотря на все преследования со стороны властей стал учителем Торы всего Ленинграда – всех кто был в этом заинтересован, поддерживал еврейскую жизнь в нескольких других городах, оказывал помощь многим узникам СИОНА. В условиях подполья перевел, написал, издал и распространил тысячи томов книг по еврейской традиции и сионизму... Я бы на Вашем месте задумался о том, что не всегда красиво сформулированные идеи так же успешно реализовываются на практике, а перед Р. Цви Вассерманом просто извинился. К тому же Вы не задавались вопросом, имеем ли мы вообще право возвращаться в Землю Израиля, если Всевышний изгнал нас из нее, разрушив Храм в Иерусалиме? Более подробно: "Книга Иегошуа" - лекция 11 - "Заповедь проживания в Земле Израиля".
Ответ р. Цви Вассермана О сионизме
Сущность спора между еврейством Торы и его оппонентами не выражается в их различном отношении к государству Израиль и уж тем более не исчерпывается этим различием. Сущность этого спора касается определения понятия "еврея", "еврейства".
Тысячи лет здесь все было ясно, и вопросов не возникало. Сущность еврейства выражалась в вере в Единого Б-га и в истинность сказанного в Торе Письменной и Устной, а также в соблюдении Завета, который Творец мира заключил с нашим народом на Синае: вы будете Моим народом, а Я буду вашим Б-гом – Правителем, Судьей, Защитником. Быть членом Завета подразумевало принятие к обязательному исполнению Б-жественного Закона – Его заповедей. Значимый элемент Завета – идея особенности, избранности и уникальности еврейского народа.
Так продолжалось до тех пор, пока в еврейском мире не появилось движение Аскалы (Просвещения). Это движение сделало своей целью переопределение сущности еврейства. Вдохновленные идеями европейских просветителей просветители еврейские призвали отказаться от идеи избранности нашего народа и особой роли Завета, Торы и заповедей в нашей жизни и провозгласили лозунг "Будь как все народы, Израиль!" Они объявили несостоятельным утверждение иудаизма, что наш народ стал народом не в силу каких-то материальных, экономических или культурных факторов, но исключительно силой Завета и Закона: "Вот народ, который Я Себе создал, чтобы рассказывать о Моей Славе!" (Йешая 43:21). Но, утверждали они, еврейский народ, как и все остальные народы в мире, возник в результате действия вполне материальных, земных причин: общности территории, хозяйственной деятельности, языка и культуры.
Продолжением этих идей Аскалы и явился политический сионизм, поставивший перед собой задачу национального (в его понимании) возрождения еврейства. А инструментами выполнения этой задачи были объявлены образование национального государства, создание национальной экономики, возрождение иврита и собственной национальной культуры. Положение евреев во многих странах изгнания было тяжелым, и не удивительно, что политический сионизм довольно быстро приобрел поистине мессианские черты и размах.
Разумеется, ведущие раввины ХХ века выступили против нового движения, которое в их глазах являлось естественным продолжением Аскалы. По их мнению, любое переопределение сущности еврейства – будь то националистическое, или социалистическое – ведет к отрыву еврея от его естественных корней – Торы и ее заповедей, к его ассимиляции и, Б-же упаси, исчезновению.
События ХХ века полностью подтвердили справедливость их позиции. Одна за другой множились и исчезали реформистские организации, а что произошло с некогда могучим еврейством Восточной Европы, серьезно пострадавшим в результате частично насильственно, но частично и добровольной ассимиляции социалистического толка хорошо известно всем, кто хоть немного интересовался этой темой.
Но тщетными оказались и надежды сионистов. Казалось бы, им удалось выполнить все поставленные задачи: чудом воссоздать государство, несмотря на крайне
неблагоприятные условия и вражеское окружение, построить развитую экономику и возродить из небытия национальный язык. Но государство ни коим образом не способствовало наше национальной "нормализации". В глазах миллиардов, населяющих земной шар, Израиль является государством-изгоем, а его еврейское население – "воплощением мирового зла". И наша личная и национальная безопасность нисколько не укрепились: все эти десятилетия над евреями Израиля черной тучей висит угроза тотального уничтожения, просто мы привыкли к этому состоянию и не всегда замечаем его.
Да и самобытной национальной культуры не возникло. Пишутся книги и стихи, работают театры и оркестры, выпускаются фильмы – а национальной культуры нет, как нет, даже по признанию самих властителей светских дум! Потому что для национальной культуры необходимы корни, а наши корни – в хедерах, ешивах и домах учения, а не в музеях и филармониях. Там они и прорастают, и цветут, и плодоносят!
По этой причине сами коренные израильтяне, во-первых, педантично проводят разделение между "евреями" и "израильтянами" – новой породой, выросшей здесь, на Святой Земле, в полном соответствии с предсказаниями наших мудрецов. Только вот еврейского в "израильтянах" становится все меньше. Во-вторых, на смену идеологии сионизма пришла и закрепилась в израильском обществе идеология "постсионизма", которая в переводе на незатемненный русский язык означает полный отказ от национальной идеи, объявленной пережитком прошлого. "Настоящие сионисты" остались сегодня только в русской среде, среди тех, кто еще не успел разобраться в том, какие общественные процессы происходят сегодня в Израиле или истово, фанатично исповедует религию "радикального сионизма". (Я не имею в виду то немалое число людей, которые сделали сионизм профессией и делают на нем деньги.)
А кто же поддерживает нашу национальную идентификацию? Не кто иной, как обитатели синагог и домов учения – трижды нелюбимые типовыми посетителями русскоязычных сайтов! Все эти "пейсатые, пархатые, сидящие на нашей шее"! И те, кто раз за разом бросают религиозному еврейству эти лживые антисемитские обвинения, не отдают себе отчета в том, насколько они сами далеки от еврейства и насколько при этом пропитаны элементарной ксенофобией. Не отдают они отчета и в том, что все еврейское в этой стране поддерживается и живет усилиями еврейства Торы, и без этих усилий все здесь рухнуло бы в одночасье!
С почтением, Цви Вассерман
Здравствуйте, уважаемый рав Хаим. Мой вопрос касается пророка Даниэля. В каком году по еврейскому календарю он жил? О каких годах говорится в в пророчестве? Сколько времени пройдёт со дня прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения. Какой это будет год по календарю? Спасибо.
Книга Даниэля – Книга Писании, которую составили Люди Великого собрания после разрушения 1 Храма. Она повествует о четырех изгнаниях еврейского народа и временах конца дней – прихода Машиаха. Эта книга подлежит глубокому изучению. В ней приводятся тайны четырех изгнаний и расчет времени прихода Машиаха и завершения исторического процесса. На протяжении последнего года в Литве мы изучали эту книгу. Диск с 20 лекциями по этой книге можно приобрести по символической цене в "Швут Ами".
Где и какие книги учения раввинов Литвы можно приобрести на русском языке?
Труды раввинов Литвы в основном относятся к глубокому аналитическому исследованию Талмуда и Закона. На русский язык это перевести малореально и не очень нужно поскольку речь идет о "высшей талмудической логике", что, к сожалению, нерелевантно для "проницательного русскоязычного читателя". В Иерусалиме находится интернет-магазин "Швут Ами", где можно приобрести совсем недорого книги по еврейской традиции, истории и в частности по Мусару – учению евреев Литвы.
Шалом. Где в Торе можно найти о смерти Эсава? На одной из лекций слышала, что он лишился головы. Так-ли это? Спасибо.
Об этом повествует Мидраш. После смерти, нашего праотца Яакова привезли из Египта для захоронения в Хеврон в пещеру Махпела. В похоронах приняли участие все его сыновья – родоночальники колен Израиля и египетская знать. Эсав – родоначальник Рима попытался помешать захоронению Яакова в пещере Махпела, утверждая, что он – старший брат и права на эту недвижимость принадлежат ему. Эсаву указали на факт продажи им первенства и несостоятельность его претензий. Один из внуков Яакова был глухой. Он увидел, что некий странный дядечка не позволяет предать захоронению его дедушку, ударил его палкой по голове, которая закатилась в пещеру. Таким образом голова Эсава удостоилась захоронения в пещере Махпела. Мидраш объясняет, что голова Эсава училась в Доме Учения Ицхака, а тело не следовало за Учением головы. Поэтому они были захоронены в разных местах. Важный урок для нас, чтобы мы исполняли заповеди Торы, которые смогли постичь.
Вообще-то у меня 2 вопроса, если вы не возражаете. 1. Почему ханукальная менора бывает 7 и 9-свечной и определено ли применение? 2. Имеете ли вы какую-либо информацию или ссылки на нее о евреях Шальчининкай? Заранее благодарю.
Менора в Иерусалимском Храме имела 7 свечей. Этому было много причин. Одна из них - символ того, что 6 сторон света (трехмерное эвклидово пространство) основываются на центральном стволе – духовности. Духовность – это объективная Б-жественная реальность, данная нам в в ощущение и не зависящая от нашего сознания. Ханукальный подсвечник имеет 8 свечей в связи с тем, что чудо горения маленького кувшинчика с маслом после очищения Храма от греческого осквернения продолжалось 8 дней. К нему добавляется еще одна "служебная" свечка. Немного известно о еврейской общине Шальчининкай. В первые дни войны все евреи этого местечка были выведены в леса и расстреляны литовцами, которые стали полицаями при немецком режиме.
Шалом, спасибо за Ваши лекции! Такой вопрос. Почему первая реакция человека на этот мир - плач?
Ребенок находится в утробе матери... Ангел обучает его Торе... Он видит и понимает все мироздание "от края до края"... Рождается... Смотрит вокруг... Ангел бьет его по губам и дает дар речи... Он смотрит на все эти "радости жизни", которыми мы с вами столь дорожим... Плач... А что бы Вы сделали на его месте?
Уважаемый рав Хаим! Мы получили документы из архива Литвы о некоторой земельной собственности в г. Шиляле. Первый документ о купле-продаже земли моему отцу, был составлен в 1922 г. по еврейским законам и скреплён рукопожатием за подписью раввина г. Шиляле. В 1937 г. земельное управление не признало этот договор и вменило отцу заплатить, как за аренду этого участка. Отец это не признал и не заплатил, в связи с этим мы лишились наследства. Можно ли опротестовать решение земельного управления, если есть договор купли-продажи по еврейским законам?
Согласно законам Литовской республики реституция частной собственности (имущества, захваченного в годы нацистской и советской оккупации) возможна только гражданам Литвы. Гражданство Литвы невозможно получить лицам эмигрировавшим на свою национальную Родину. Этот закон был принят специально, чтобы защититься от исков евреев, ибо евреи – единственный народ в Литве, национальность которого ясно определяется. Существуют определенные детали в законе о гражданстве и статусе имущества. В Литве есть один человек, который ведет и выигрывает эти процессы – адвокат Фаина Куклянски, которая является к тому же председателем общины Вильнюса. Я могу посоветовать Вам к ней обратиться. fainakukliansky@takas.lt
Добрый день, рав Хаим! Предложил мне друг участвовать в кассе взаимопомощи, как раньше было: скидывались по 5 руб в месяц, а потом взять можно было, хоть в сумму, что вложил за это время, хоть больше если нужда такая есть. В новой кассе MMM2011, сразу 20$ дарят и пока деньги лежат, процент набегает большой (от 20% до 75% в месяц). "Как так выходит?", - я его спрашиваю, а он мне и говорит, что многих он уже пригласил и число участников множится быстрее чем процент набегает. Вот с их взносов и получаю я процент. Выгодное дело, однако, опасаюсь я: а если среди участников братья мои попадутся? Ведь сказано в писании: "Не давай в рост брату своему не хлеба, и ни чего, что можно давать в рост". Однако если дело это новое было и я первый вступлю участником, тогда можно мне участвовать, а другим уже нельзя. Прошу, направьте меня и спасите меня от метаний.
Вам предложили участие в грубой финансовой пирамиде, аналогично той за которую Бернард Майдоф отбывает 150-летнее заключение в федеральной тюрьме Нью Йорка. Принять в этом участие запрещено не потому, что вы получаете некую процентную прибыль, а потому, что это воровство средств более поздних участников этой пирамиды, что запрещено вне зависимости от их национальности.