Шалом! В субботней молитве "Нишмат" Есть такие слова: "Поэтому все части тела, которыми Ты наделил нас, и дух, и душа..." Что это за дух и душа? В чём разница между духом и душой? Заранее благодарю.
Шалом Геннадий, Кабала рассматривает душу человека, условно разделяя ее на 5 уровней. Без глубоких знаний Галахи и Талмуда будет невозможно постичь эту тему. Насколько я смог раскрыть для себя эти вопросы, я привел в начале цикла лекций "Еврейский взгляд на мир".
Получилось так, что еврей на еврейском кладбище был закопан без молитвы: отсутствие миньяна. Чем это чревато, осквернено ли кладбище? Требуется ли заново его освятить?
Шалом Гирш, От того, что еврей был похоронен на еврейском кладбище без надлежащей молитвы и очищения тела, осквернения кладбища не произошло. Безусловно это тяжело для души покойного, которая мучается больше,чем если бы он был похоронен согласно еврейской традиции. Теперь подъему его души может помочь только кадиш и цдака.
Шалом! Я хочу задать один вопрос который меня очень волнует,потому что он связан с моим лучшим другом,который хочет женится,а женится он хочет на своей троюродной сестре.Можно ли женится или выходить замуж за троюродных и двоюродных??? Прошу помочь, пожалуста!!!
Шалом Алексей, Еврейский закон запрещает жениться только на близких родственниках первого порядка. Жениться на двоюродных и троюродных сестрах запрета нет, хотя подобное случается достаточно редко.
Уважаемый рав Бурштейн, В ближайшую субботу после годовщины смерти близкого человека нужно произнести молитву в синагоге. За неимением таковой в нашем городе мы это делаем в общине. В этот раз такая суббота приходится на 1 января, и не приходится рассчитывать, что община будет открыта. Как мне в этом случае поступить? Спасибо. Благополучия и Шалом!
Уважаемый Вэлвл, В годовщину смерти (точно по еврейскому календарю) очень важно произнести Кадиш по ушедшему.Это помогает его душе на Небесах. Кадиш произносится только в миньяне. Если ваша община не позволяет такой возможности, можно обратиться к человеку из общины, которая не закрывается 1 января. В вашем случае это может быть соседний Страсбург. Что касается вашего участия в этот день, вы можете почитать Теилим и учить Тору в целях подъема его души. Что касается возможности вам пешком пойти в Страсбург зависит от того есть ли между краем Келя и началом Страсбурга 2000 локтей не застроенной территории. По этому вопросу надо обратиться к местному раввину в Страсбурге. Примите мои пожелания духовного роста вашей общине.
Шалом Рав Хаим! Я очень хочу стать еврейкой, я знаю что для этого мне надо пройти гиюр. Скажите, от чего будет зависеть принятие меня в общину? Спасибо.
Уважаемая Ксения, Прохождение гиюра весьма затрудняется в наше время по причине отсутствия у современного человека даже минимальной духовной практики. Переход в иудаизм предполагает длительный путь постижения, изучения и требует последовательности в своем решении. С моей точки зрения, большинство людей поднимающих этот вопрос на самом деле не готовы пройти подобный путь. В любом случае нет возможности продвинуться в этом вопросе без многолетней учебы и контакта с местным раввином.
Уважаемый Рав Хаим Бурштейн! Мой дедушка Гуревич Цодик Шмуелевич 1869г. рождения и бабушка Гуревич Гинда-Шейна Иосифовна, девичья фамилия Коэн (Коган)родилась в 1879 г. Оба из Паланги. Дедушка был назначен раввином в 1898 г., а позже был раввином в Дашковке, что южнее Могилёва. В 1932 г. уехал в Палестину, где жил в Иерусалиме. Похоронены они там же, на Масличной горе. Я ищу дедушкиного родного брата, который всё время помогал материально им из Америки, для чего работаю с интернетом. Я прошу Вас сообщить мне,в раввинате какого города производилась запись новорожденных из Паланги, в середине ХIХ начале ХХ века. Так как я не знаю года рождения дедушкиного брата, ни его имени, то надеюсь найти сведения о нём в раввинатских списках по фамилии и имени его отца Шмуэля Гуревича. Если есть другие документы о Палангинских евреях этого времени, это также облегчило бы мои поиски. С уважением Алина Ханина.
Шалом Алина, Катастрофа европейского еврейства прервала континиум еврейской общины в Европе, тем не менее сохранились некоторые архивы тех времен. Основным специалистом в этих вопросах является работник гос. архива в Вильнюсе Галина Баранова, тел. +37052137484.
Уважаемый господин Бурштейн! Очень благодарна Вам лично и администрации сайта за то, что предоставлена возможность такой переписки. Вопрос у меня такой: Строгое соблюдение правил кашрута мало того, что очень затруднительно для евреев диаспоры, но и толкает к изоляционизму. С другой стороны, сохранить себя как этническую общность и помочь укреплению позиций Израиля как государства в мире и форпоста демократии на Ближнем Востоке, придерживаясь изоляционистских позиций, нереально. Каковы, по-вашему, пределы компромисса. Скажем, человек, хоть сколько-то склонный выполнять законы Галахи, свинину в свой дом не принесет, но и друзей, независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности, он будет выбирать таких, которые уважительны к правилам чужой веры и не будут удивляться или обижаться по этому поводу. Мне вообще никак не удается понять, каким образом высокая духовность иудаизма сочетается с вульгарным материализмом типа отрицания еврейства «гибридов», у которых еврей отец, а не мать. Сколько примеров, когда супруг-нееврей бывает даже более последовательным в защите своей «половины», чем она сама. А ведь это, подчас, требует огромного мужества.. Буду очень признательна, если ответите. Наталья, 66 лет, врач, Москва.
Уважаемая Наталья, В рамках еврейской жизни не предполагается поиск компромиссов между волей Б-га и мнимыми интересами данного часа. Сказано о еврейском народе: "...И среди народов не будет числиться". Нам предписано сохранять добрососедские отношения с другими народами и нашими соседями в странах изгнания. Эти отношения не предполагают заключения союза и обмен культурными ценностями, о чем сказано: " Не заключи с ними и их богами союз". Человек, который живет служением Б-гу Израиля, обычно имеет другие интересы, чем близкую связь с народами мира. Успехов Вам в Вашем служении.
В конце 19 века в Литве учился в одной из ешив мой прадед Мордехай (мли Моше) Игрон. Он стал раввином и был хасидским посланником а Бухаре. Можно ли что то выяснить о нем. Где учился, как звали его родителей, кто дал смиху?
Уважаемый Аарон! Катастрофа европейского еврейства стерла и уничтожила великие общины Литвы. Мы до сего дня пребываем в трауре о великом пожарище, произошедшем на земле. Прервался исторический континуум, и мы многое потеряли из того мира, которого больше нет. Биография вашего прадеда весьма не стандартна для еврея Литвы. У него как-то сочлись ешива, хасидизм, Бухара. Все это вместе - достаточно нестандартное сочетание. В Литве, где практически все еврейское население было противниками хасидизма, тем не менее было несколько маленьких хасидских общин. В городе Рокишкис находилась в те времена небольшая хасидская - любавическая (при этом не Хабад), община и у них была небольшая ешива. Возможно, эта информация поможет вам в поиске.
Уважаемый Рав Хаим! Я украинка, замужем за евреем (его мать была еврейка). Он воспитывался в совершенно нерелигиозной семье и ничего не знал. в моем роду были православные христиане и даже священники, хотя меня с сестрой в этом не воспитали и мы были атеистами, в 47 лет я пришла в христианскую церковь и позже мой муж тоже, это было 13 лет назад. жизнь изменилась к лучшему, но все равно чего-то не хватало. года два назад мне захотелось выучить древнееврейский и читать в оригинале,я нашла учебник и понемногу учила, потом муж нашел где-то мидраши и стал читать мне, дальше в Интернете через некоторые книги у меня как будто открылись глаза на то, что же есть истина на самом деле, мне бы очень хотелось исполнять все заповеди и присоединиться к еврейскому народу, но муж пока не готов так идти, и как я смогу праздновать Шаббат, если мы в субботу ездим на дачу и там много работы? Я когда-то пыталась (не зная точно заповеди) не работать в субботу, но кроме ссор с мужем это ни к чему не привело. Что мне делать? Я привыкла молиться и спрашивать обо всем Бога, но теперь не знаю, кто я и как мне молиться и можно ли вообще это делать? Извините за многословие, но мне не у кого больше спросить совета. Благодарю за ответ.
Ваш вопрос особенно ярко поднимает проблематику состояния еврейского народа в постсоветском пространстве. Просвещение, коммунизм, катастрофа смогли выбить из еврея духовную практику его отцов. Евреи сегодня в восточной Европе находятся в плену обломков "измов" которые придумали и реализовали их деды. "Измы" развалились, а евреи к прежнему состоянию связи с Б-гом вернуться не могут. Так и оказались с дачами по субботам. Возвращение к Торе непростой, хотя очень интересный и творческий путь. Я знаком с евреями, которых вернули к соблюдению заповедей их нееврейские жены. Главное, чтобы этот процесс был не конфликтным, а рациональным и душевным. Для успеха Вам необходим учитель и единомышленники. Иудаизм - религия общинная, в одиночку не получается.
Шалом Рав, У меня такой вопрос : дело в том что у меня отец был чистокровным иудеем но по не понятным мне причинам мать у меня русская, тут у меня возникает вопрос я уже не смогу продолжить еврейский род? да и к тому же я обрезанный мать говорила что в младенчестве он меня водил к раввину и приходил все время в печали... но в 10 лет случилось так что отца у меня не стало... так как мне быть в такой ситуации ?
Шалом Ярослав, Со всей чуткостью и пониманием к вашему вопросу, я должен отметить следующее; По еврейскому закону национальность при запрещенном Торой смешанном браке определяется матерью. Завет Торы и ее заповеди распространяются на людей, рожденных матерью - еврейкой. В других случаях теоретически возможен гиюр - принятие еврейства, но только теоретически, ибо большинство людей, перед кем встает этот вопрос не находят в себе достаточно сил, мотивации и последовательности, чтобы прийти к полноценному соблюдению Торы и ее заповедей. В любом случае это нереально без постоянного контакта с раввином по месту жительства.