Здравствуйте, рабби! Вопрос касается моей близкой родственницы, которой 84 года. Недавно умерла ее единственная дочь. Она всю жизнь жила рядом с дочерью и помогала ее семье. После смерти дочери она стала помогать зятю, который был женат на дочери около 40 лет. Но теперь зять снова хочет жениться, стал намного меньше общаться с тещей и говорит, что когда женится, то вынужден будет полностью прекратить общение. Так ему советуют раввины. Действительно ли существует в иудаизме такой закон?
Не существует такого закона.
Создание семьи не может и не должно приводить к тому, чтобы человек не мог оказывать милосердие особенно тому, кому он лично обязан.
Мир вам! Скажите пожалуйста к чему призывает Иудейское учение людей и призывает ли вообще?
Призывает.
К возвышенной реальности.
К раскрытию Б-га – Творца мира, скрывающегося от человека, который украл Его мироздание и пребывает в телесном.
Уважаемый рав Хаим, мы знаем, что в основу веры входит утверждение, что Тору мы получили от Моше, что она вечна и не будет в ней никакого изменения (и нет в ней никакого изъяна). Напрашиваются два вопроса. Первый, если запрещено изменение законов Торы (Сам Всевышний категорически запретил что-то прибавлять или убавлять), то почему, например, отменено разрешение Торы иметь нескольких жён? Почему кому-то можно, а большинству - запретили? Разве это не явное нарушение законов Торы (почему допускается нарушение воли Всевышнего в зависимости от того, как поступают другие народы; как они посмотрят и что скажут)?
Вы очень правильно отметили запрет исказить Слово Торы, как сказано: "Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того, дабы соблюдать заповеди Господа, Б-га вашего, которые я заповедую вам" (Дварим 4:2).
Этот запрет касается только ситуации, когда человек отменяет повеление Торы, или устанавливает нечто новое, утверждая, что - это заповедь Торы.
Рабейну Гершом, установивший запрет на многоженство, не утверждал, что это запрещено из Торы.
Он отметил, что в связи изменением человека в последующие поколения это не приводит к добру.
Таким образом речь идет о раввинском запрете, на что наши учителя имеют право, данное им Торой, как сказано: "И поступи по слову, как они тебе скажут…" (Дварим, гл 17).
Шалом. Подскажите, пожалуйста, если человеку сделали добро, а он употребил это во зло, то является ли сделанное добро - добром?
Безусловно является.
Исполненные вами заповеди не находятся в зависимости от других людей.
Но в том, что касается исполнения заповедей по отношению к ближнему, нужно быть внимательным, чтобы они были результативны.
Как снять с себя клятву, которую я дала, и не могу исполнить?
1. Необходимо дополнительно поразмыслить действительно ли вы не можете исполнить принятую на себя клятву.
2. Обратиться к компетентному раввину с вопросом: является ли форма принятия клятвы, которую вы использовали галахически валидной.
3. В случае, если вы ретроактивно (с момента принятия) сожалеете о данной клятве, и вы допустили определенную существенную ошибку при принятии, клятву можно снять в раввинском суде.
Шалом. У меня к Вам вопрос личного характера.Я много слушаю и читаю лекции по Торе,стараюсь жить по этим правилам.Особенно интересуют меня разделы,относящиеся к семье,нахожу почти всегда ответы на мучающие меня вопросы. Но,к сожалению,не нахожу ответы по поводу брака для людей не особенно молодых.Мне 50 лет, моему другу 55. У обоих в прошлом неудавщиеся попытки создания семьи.Мы встречаемся уже 2 года,и во многом помогаем и дополняем друг друга,часто обсуждаем статьи по Торе,и нет для нас большей радосте,чем от сознания,что мыслим и понимаем мы многое одинаково.Но... Я очень хочу оформить наши отношения,а мой друг категорически против женитьбы.И я всё больше и больше замечаю,как это несоответствует моим представлениям о еврейской семье,что никакая это не семья,а так... Моё желание выйти за него замуж очень велико,потому что я вижу в нём того человека,с которым я смогла бы воплотить все мои мечты и желания относительно построения еврейской семьи. Мой вопрос - должна ли я дальше оставаться с этим человеком и мучаться от невозможности создания семьи(о чём я очень мечтаю),или закончить это мучающее меня ожидание(он всё время говорит - подожди,не сейчас,но о чём то конкретном отказывается говорить,а недавно сказал,что вообще не хочет больше жениться) и попробовать найти человека,с которым это возможно? Но я очень люблю своего друга. Извините меня, пожайлуста,за то,что отнимаю у вас время со своими личными переживаниями,но,если возможно,ответьте,я нахожусь в тупике.
Ваша задача, однозначно, «построить надежный дом в Израиле», а не пребывать с кем бы то ни было в «дружеских отношениях», что является запретом Торы.
Более подробно: «Еврейский взгляд на мир» лекция № 28 «Еврейская семья».
Уважаемый раввин, ответьте пожалуйста на мой вопрос. В Торе написано о том, что запрещено есть "и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;". Любой же человек, хотя бы немного разбирающийся в зоологии, знает, что зайцы жвачку не жуют. Получается, что в Торе содержится ошибка.
В Торе не содержится ошибка.
Вопрос этот не новый и на него дано немало ответов.
Один из них сводится к пониманию значения слов «маалэ гера», что обычно не совсем верно переводится, как «отрыгивает жвачку».
Более верный перевод: «поднимает жвачку».
Именно этот процесс происходит в желудочной системе зайца, разделенной на две части, и недостаточно переваренная пища из первого желудка «поднимается» во второй.
Шалом рав. К Вам два вопроса: 1) Прочитал в одной книге что в Талмуде написано «Если женщина с ребенком видит, что ребенок мешает выйти ей замуж, своего ребенка надо удушить». Нигде в интернете не нашел ответа. 2) У нас в городе остро стоит вопрос можно ли на поминках ставить спиртное, в частности водку.
Гениальное предложение: удушить ребенка и семью строить – матери, убийце
А затем поминки по удушенному ребенку «остро отметить» со спиртным, в частности водкой.
В каком городе вы живете, имея такие обычаи?
Только Талмуд, прошу, никогда больше не «цитируйте».
Шалом! Раби, я недавно принял гиюр, а по работе мне часто приходится общаться с мусульманами. Мне очень важно разобраться для себя в следующем вопросе: где конкретно в талмуде или в Танахе говориться о том, что пророком может быть только еврей, а не к примеру, упаси Б-г, любой араб?
Пророк Иешаягу говорит об этом в 41 главе, предлагая народам мира сказать, были ли у них пророки, которые сказали и сполнилось...
Но в любом случае пастух Магомет пророком не был. Более подробно: «Еврейский взгляд на мир» лекция № 23 «Тора об арабо-израильском конфликте».
Шалом. Раввин, скажите, а женщина может выучиться на машгиаха или нет?
Не может, а обязана, чтобы ее дом был кошерным.
Сказано в Талмуде: «Одному свидетелю верят в вопросах, является предмет запрещенным или разрешенным (исключая имущественные, бракоразводные вопросы и наказания).
В Торе мы учим это, как раз из того, что на женщину полагаются в вопросе чистоты семейной жизни.
Что касается официального трудоустройства женщины на должность машгиаха кошрута, то это все больше практикуется, хотя не очень делается достоянием гласности.
Глубоко выучить законы кошрута женщина может при помощи своего грамотного в Законе Торы мужа или на занятиях участкового раввина.