Глава «Трума»
Тема: пожертвования, цдака.
Недельная глава начинается с повеления:
“…и возьмут мне приношения”. «мне» - для меня (РАШИ)
Наши мудрецы говорят, что глагол «лакахат» (брать) на иврите всегда означает «поднять». Если человек использует деньги для служения Богу или на благо людей, тем самым он «поднимает» и превращает эти материальные ценности в духовные.
(Сихойс цадиким)
Говорят наши мудрецы: «Праведники - их имущество важнее для них, чем их тело». Это высказывание на первый взгляд кажется совершенно непонятным: как это может быть, разве праведникам свойственно стремление к наживе?
МААРАМ из Люблина объяснил это высказывание так:
Дело в том, что праведники понимают, сколько добрых дел можно сделать с помощью своего имущества: поддержать бедняков, помогать изучающим Тору, организовать учебные заведения и т.п. Всего этого не совершить только при помощи своих рук, не имея денежных средств. И поэтому праведникам, их имущество важнее, чем тело.
Людям же, которые тратят свои средства для достижения личных эгоистичных желаний – для них важнее всего удовлетворить свои потребности. Ведь они все свои средства вкладывают в то, чтобы доставить удовольствие своему телу. “…и возьмут мне приношения” Если человек приносит приношения Богу – то только он сам получает от этого пользу. Ведь всё в мире и так принадлежит Творцу. А человеку его дар - идёт в заслугу. Поэтому говорит Тора: «возьмут» а не «дадут».
(Сфас Эмес)
“Когда народ Израиля сказал: «будем исполнять и слушать», Всевышний сразу повелел Моше: «и возьмут мне приношения» (Тано двей Элиёу)
Основным условием для того, чтобы святость смогла снизойти и покоиться в материальном мире (как было в Храме) – является полное смирение своей воли перед волей Творца. Тогда они удостаиваются раскрытия Божественного света в этом мире, как говорит пророк Ишая (66 гл.): «Так сказал Бог: небеса – престол Мой, а земля – подножие ног Моих. Что за дом, который вы можете построить Мне, и где место покоя Моего?...И на этого смотреть буду: на смиренного, и сокрушённого духом и трепещущего над словом Моим». То есть – только люди «смиренные и сокрушённые духом» – те, которые смиряют свою волю перед волей Творца, могут построить дом и место, где будет раскрытие Божественности в большей степени, чем где-либо.
Поэтому, сказав «будем исполнять и слушать», даже не узнав заранее содержание этих повелений - еврейский народ выразил готовность исполнять волю Творца, как свою. И за эту готовность - смирить свою волю перед волей Творца, они удостоились того, чтобы Всевышний повелел «И построят Мне святилище, и Я буду обитать среди них» - здесь идет речь о Божественном присутствии в Мишкане.
(Якар мипаз)
“…от каждого человека, сердце которого пожелает того, возьмите приношения мои ”. На самом деле, всё серебро и золото принадлежит Творцу, как сказано: «У Меня серебро и у Меня золото, говорит Б-г» - и человек, в принципе, не может дать Всевышнему, что-то своё. Единственное, что он может отдать действительно от себя – это доброе желание и чувство благодарности в момент, когда он даёт приношения в Мишкан. Но дающий приношения не от всего сердца и без желания – по сути, он так ничего и не приносит в дар Всевышнему. Ведь его имущество – и так принадлежит Творцу, а желание сердца у него отсутствует в данном случае.
Это имеется ввиду в посуке: «От каждого человека, сердце которого пожелает» - только от дающего с желанием, «возьмите приношения мои» - можно взять приношения Всевышнему. А те же, которые дают без желания – от них нечего взять для Мишкана…
(Тойрас Мойше)