"И вот законы, которые поставишь перед ними"
Человеку нужно поставить законы Творца перед своими личными амбициями и желаниями. И поэтому сказано "перед ними" - заповеди должны стоять на первом месте в иерархии ценностей человека, а уже на втором месте его личные желания.
(Коль Симха)
"И вот законы, которые поставишь перед ними" – это плеть, которая лежит перед судьями(РАШИ)
Зачем же начинать разговор о законах с таких неблаговидных вещей, ведь можно это отложить на то время, когда будет случай непослушания судей, и тогда сообщить о «мерах воздействия» на непослушных? Ответ на это мы можем увидеть из слов царя Шломо: «И Бог сделал, чтобы его боялись». Качество правосудия было создано для того, чтобы человек заранее знал, что за плохие поступки его ждёт возмездие. И тогда человек будет остерегаться плохих поступков, а «плеть» не понадобится. Не стоит ждать такой ситуации, когда понадобится плеть - нужно делать всё возможное, чтобы предупредить создание необходимости в наказании.
(Сидуро шель шабат)
"И вот законы, которые поставишь перед ними" – – Везде, где сказано «вот» - идёт новая тема. Там, где сказано «и вот» - продолжает предыдущие слова. Также, как предыдущие (10 изречений) с Синая, так и эти законы (в главе Мишпотим) с Синая (РАШИ)
Поскольку имущественные законы в большинстве своём логичны, люди могут подумать, что в отличие от заповедей, по отношению к Творцу – эти законы установлены людьми – мудрецами и праведниками. Поэтому подчёркивает Тора, что имущественные законы надо исполнять не потому, что так правильно и логично поступать, а чтобы исполнить волю Творца.
(Раби Исроэль Меир из Гур)
"И вот законы, которые поставишь перед ними" – Моше было сказано, чтобы он объяснил логически эти законы, а не просто передал сухие предписания закона.(РАШИ)
Моше подумал, что если он будет объяснять логически законы, полученные на Синае, то люди будут исполнять их из-за своего понимания, а не потому, что так повелел Творец. Поэтому Бог говорит Моше, чтобы научил народ исполнять заповеди из-за того, что это – заповедь Творца, не смотря на то, что они будут знать также логическое объяснение этих законов.
(Сфас Эмес)
Поэтому Талмуд говорит, что даже то, что возможно узнать, используя принцип «каль вахомер» (- «тем более»), Тора всё равно пишет. Для того, чтобы мы исполняли этот закон из-за повеления в Торе, а не основываясь на логическом принципе «каль вахомер».
(Имрей Менахем).
"Законы Санхедрина (главного суда) записаны сразу после закона о жертвеннике, чтобы научить нас, что суд должен находится возле жертвенника (т.е. на территории Храма в Иерусалиме)" (РАШИ)
У остальных народов мира, имущественные и государственные законы отделены от религиозных законов. Законы каждого государства составлены лишь с целью, чтобы в стране царил порядок и спокойствие. А в иудаизме, как имущественные законы также являются заповедями. В такой же степени, как жертвоприношения в Храме являются служением Богу, имущественные законы являются служением Богу в повседневной жизни еврея.
(Авней Эзель)
"И вот законы, которые поставишь перед ними" – это то, что подразумевает 147-ой псалом: «Он даёт повеления Яакову, законы и правосудие Своё – Израилю. Не делал Он этого для всех остальных народов, и не знают они законов его».
(Мидраш)
Этот мир называется нашими мудрецами «миром неправды» - в этом мире бывает много несправедливости и истина сокрыта от людей. Поэтому не удивительно, что государственные законы бывают несправедливы. Ведь их составили люди, которые живут в этом «мире неправды» и часто сами ошибаются.
И только народ Израиля - у которого есть Тора, которая дана Свыше и называется «Истиной», могут избегать ошибок, и судить по истинной справедливости.
Таким образом, становятся понятны слова этого псалма:
«законы и правосудие… – Израилю» - еврейский народ способен поступать справедливо, даже находясь в «мире неправды». Потому, что: «Он даёт повеления Яакову» - эти повеления даны им самим Творцом, для которого открыта абсолютная истина и справедливость.
рабанит Керен Кацен