Важность изучения Торы

Тора - Книга Ваикра

Р. Иеуда Анаси послал р.Хию, р. Аси и р. Ами проверить, как изучают Тору жители разных городов Эрец Исраэль.

Отправились они и пришли в город, в котором не было учителей Хумаша или Мишны.

"Мы хотим поговорить со стражами города, — сказали мудрецы. — Приведите их сюда!"

Созвали военачальников и представили им.

"Мы звали не этих, — заявили мудрецы. — Мы хотели видеть стражей города. А эти — не стражи его, а разрушители (ибо они занимаются никчемным делом)!"

"Кто же тогда стражи?" — удивились жители города.

И сказали мудрецы: "Истинные стражи города — это его мудрецы, постоянно занятые изучением Торы, и наставники, обучающие Торе детей и взрослых.

Занимаясь Торой день и ночь, они день и ночь защищают жителей города".

Так в мидраше (Шохер Тов 127) объясняется стих "Если Ашем не охраняет город, напрасно бодрствует страж" (Теилим 127:1).

Если Ашем находит в городе евреев, поглощенных Его Торой, то Его Присутствие нисходит на них. Но если там мало мудрецов, изучающих Тору, то Шехина не может найти себе места. Тогда "напрасно бодрствует страж": сколько бы ни было в городе войск — они не предотвратят беду. На самом деле, еврей, изучающий Тору, защищает не только свой город, но и весь мир.

"Каждый день выпускаются два Демона Разрушения, Аф и Хемая, чтобы уничтожить мир (из-за людских грехов). Но им не разрешается сделать это, потому что они встречают на земле мудрецов, занятых Торой, и еврейских детей, повторяющих Шма Исраэль" (Отийот Дерабби Акива 4).

Изучение Торы не только спасает человечество от гибели, но и поддерживает само существование вселенной.

Ашем сказал: "Если бы не продолжающееся изучение Торы, Я прекратил бы действие законов природы во вселенной" (Песахим 88б).

Ашем хранит вселенную ради Торы.

Царь приказал, чтобы воздвигли роскошный дворец. Когда строительство было закончено, царь пришел посмотреть на него. Дворец оказался таким прекрасным, что царь воскликнул: "О, мой дворец! У меня только одно желание: чтобы ты всегда приносил мне столько же радости и удовлетворения, как сейчас!"

Подобно этому, когда Творение было завершено, Ашем окинул его взором и нашел великолепным. Тогда Он воскликнул: "О, мир! У Меня только одно желание: чтобы Я всегда смотрел на тебя с такой же радостью и удовлетворением, как сейчас!" (Берешит раба 9:3).

Когда еврей изучает Тору, сбываются надежды Ашема, связанные с созданием мира, и это позволяет Ашему смотреть на мир с той же радостью и удовлетворением, что и в день его создания (Нефеш ахаим).

Наши мудрецы утверждают, что мудрые наставники — благодетели человечества. Занимаясь Торой, они сохраняют своих собратьев и обеспечивают дальнейшее существование и процветание мира.

В Гемаре (Санхедрин 99б) приводится мнение, что можно считать отступником еврея, который пренебрежительно смотрит на изучающих Тору, замечая: "Что нам за польза от этих людей, которые сидят и занимаются учением? Они трудятся для себя, а не для нас!"

Такой человек не понимает, что мудрецы поддерживают существование мира.

В древности еврейский народ и его цари глубоко почитали своих мудрецов. Те из царей, которые были праведниками, настаивали, чтобы каждый еврей изучал Тору.

•  Первый царь, Шаул, имел обыкновение вставать навстречу каждому мудрецу и целовать его.

•  Над постелью царя Давида висела арфа. Когда полночный ветер задевал ее струны, она волшебным образом начинала играть сама собой. Когда Давид слышал звуки арфы, он поднимался и до рассвета занимался изучением Торы и слагал песни во славу Ашема.

Случалось, что внутреннее злое начало, которое есть в каждом человеке, — уговаривало его остаться в постели: "Давид! Ты царь, а алаха настаивает, чтобы еврейский царь вел себя так, как положено царю. Если ты встанешь в такой неурочный час, разве ты не нарушишь тем самым установленный порядок?" "Я встаю не для личных дел, — возражал тогда самому себе царь Давид, — а для служения Создателю. Его честь превыше моей" (Брахот 36, Бемидбар раба 15:12).

Каждое такое пробуждение Давида было сигналом для его учеников и для мудрецов тоже встать и изучать Тору до рассвета.

•  Царь Хизкияу воткнул в землю меч во дворе Храма и сказал народу, что "каждый, кто не учит Тору, будет заколот!" Эта угроза подействовала: мужчины, женщины и даже маленькие дети стали изучать сложнейшие алахот, касающиеся ритуальной чистоты.

К сожалению, сейчас никто не втыкает мечей перед нашими синагогами, вынуждая нас изучать Тору. Поэтому каждый еврей должен осознать сам для себя, что небо и земля были созданы только с одной целью — с целью изучения Торы и выполнения ее заповедей и что нет у человека иных ценностей, кроме этих.

Однажды лиса увидела прекрасный виноградник. Спелые грозди сгибали лозы и наполняли воздух ароматом. Но виноградник был обнесен крепким забором, и в поисках лазейки лиса обнаружила только узкую щель.

Тогда лиса решила голодать до тех пор, пока не сможет протиснуться внутрь. Через три дня она так отощала, что пролезла в щель и набросилась на виноград.

Когда же она, наевшись вволю, захотела вылезти обратно, выяснилось, что щель опять узка для нее. И пришлось лисе голодать еще три дня, и когда она, наконец, выбралась обратно, то воскликнула: "Ах, какой дивный виноград! Но что с того? Я ушла с тем, с чем пришла!"

Мидраш Коэлет раба (5:21) этой притчей поясняет наше положение в мире. Человек приходит в мир нищ и наг и, уходя из него, тоже не уносит с собой никаких материальных ценностей. Он сохраняет только Тору и мицвот, накопленные им в жизни. Тогда зачем ему гнаться всю жизнь за преходящим, пренебрегая тем, что он может приобрести навечно?!

• • •

Законы о жертвоприношениях, входящие в книгу Ваикра, составляют один из тех разделов Торы, изучением которых пренебрегают чаще всего.

Несколько десятилетий тому назад Хофец Хаим убеждал каждого изучать эти законы и хорошо знать их.

Нижеприведенные цитаты взяты из письма, написанного Хофец Хаимом.

"Каждый день мы молимся о восстановлении Храма, чтобы мы могли приносить свои жертвы так, как предписано Торой.

В Шмоне Эсре есть особое благословение, в котором мы просим: "И восстанови служение в Храме Своем..."

Мои друзья и братья! Мы должны ознакомиться со всеми законами, касающимися Храма, ибо как только придет Машиах, служба в Храме снова будет восстановлена и от нас потребуется практическое знание этих законов.

Обо всех алахот, относящихся к службе, должны быть осведомлены прежде всего коэны. Когда придет Машиах, их спросят, почему они не подготовились к его приходу.

Тем не менее и некоэны тоже должны быть знакомы с законами о жертвоприношениях, чтобы наставлять коэнов и давать им советы.

Если мы изучим эти законы, то мы действительно получим право просить Всевышнего о приходе Машиаха. И тогда, увидев, что мы готовы к этому, Ашем выполнит нашу просьбу, послав к нам Элияу и Машиаха".

Мидраши - притчи в иудаизме