Август 2017 / Ав 5777

image2.gif (406 bytes) “Ту Бишват” буквально означает “Пятнадцатое число месяца Шват”. Мы отмечаем Новый год деревьев пятнадцатого Швата, поскольку именно в это время на деревьях в Земле Израиля начинают распускаться почки. Но Ту Бишват - это не просто празднование “дня рождения” деревьев. Этот день имеет большое значение с точки зрения галахи, еврейского Закона – он определяет отделение десятин от плодов Земли Израиля.

Что такое десятина?

Десятины на иврите называются image3.gif (397 bytes)маасрот. Это пожертвования и дары, отделяемые от урожая. Согласно еврейскому Закону, еврей в Земле Израиля должен отделять определенную часть своего урожая и отдавать ее коэнам (священникам) и левитам, которые служили в Храме и не имели своей земли, а также беднякам.

Эти дары должны отделяться от плодов, выросших в текущем году, а не от плодов предыдущего года. Когда же начинается Новый год для плодов деревьев? Именно в Ту Бишват.

image4.gif (8309 bytes)

В благословении Билама народ Израиля уподоблен деревьям: “Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль! Как ручьи растекаются они, как сады при реке, как алоэ, которое насадил Г-сподь, как кедры при водах” (Бамидбар, 24:5-6).

Как мы празднуем Ту Бишват?

Европейские евреи празднуют Ту Бишват, вкушая пятнадцать различных видов фруктов. Многие произносят один из пятнадцати псалмов (Псалмы 120-134) после каждого вида фруктов.

Восточные евреи следуют мнению “святого Ари” (рабби Ицхак Лурия Ашкенази) и каббалистов Цфата, которые установили, какие именно фрукты нужно есть в Ту Бишват. По одному из обычаев, нужно вкусить пятьдесят видов фруктов!

Сегодня мы ставим на стол в Ту Бишват лучшие плоды Земли Израиля, особенно те семь видов плодов, которыми Земля Израиля прославляется в Писании:

image5.gif (8044 bytes)пшеница, image6.gif (7574 bytes)рожь, image7.gif (6437 bytes)виноград, image8.gif (8322 bytes)инжир, image9.gif (7594 bytes)гранаты, image10.gif (6896 bytes) и оливки, image11.gif (6960 bytes)финики.

Деревья в еврейской традиции

Сыны Израиля, приходя в Святую Землю, выполняли завет: “Когда ты придешь в Землю, то насадишь все виды фруктовых деревьев” (Ваикра 19:23). Сама Тора уподоблена дереву: “Она – Древо жизни для тех, кто держится ее, а поддерживающие ее – счастливы”. (Мишлей, 3:18). Праведник также уподоблен дереву: “Он будет подобен дереву, посаженному у потоков вод, которое приносит плоды в свое время, и все, что он делает, будет успешно” (Псалмы, 1:3).

Евреям было заповедано оберегать деревья не только в мирное время, но и во время войны. Запрещено срубать фруктовые деревья даже для строительства осадных сооружений. Почему? “Разве полевое дерево подобно человеку, который может убежать от тебя при осаде”? (Дварим, 20:19).

Великий еврейский ученый Маараль объясняет, что уподобление человека дереву имеет глубокий смысл. Подобно тому, как деревья для того, чтобы выполнить свое предназначение, должны произвести на свет ветви, цветы и плоды, человек послан на землю, чтобы плодотворно трудиться, постигая моральные, духовные и научные истины. Именно поэтому Мудрецы называют воздаяние за добрые дела “плодами”.

image14.gif (8438 bytes)

Человек не всегда сажает деревья для собственной пользы. Талмуд рассказывает, что как-то раз рабби Хони шел по дороге и увидел человека, сажающего рожковое дерево. Он спросил: “Когда это дерево принесет плоды?” Тот ответил: “Через семьдесят лет”. “Ты уверен, что доживешь до этого?” - спросил рабби Хони. Человек ответил: “Я собираю плоды рожковых деревьев, посаженных до меня. Так же как мои предки сажали деревья для меня, я сажаю для моих детей” (Таанит 23). Стоит задуматься, каков

Из интервью с г-ном Берлом Рабиновичем

(восьмидесятилетним евреем из Литвы, в настоящее время живущим в Йоханнесбурге, ЮАР)

Вот как мы праздновали Пятнадцатое Швата. Я помню, как мой дедушка покупал плоды рожковых деревьев, растущих в Земле Израиля. Этот фрукт был мало знаком нам, европейским евреям, и поэтому когда мы держали его в руках и пробовали, мы чувствовали себя ближе к Земле Израиля.

Когда отец приходил из синагоги, мы садились ужинать. Плод рожкового дерева из Земли Израиля лежал в центре стола, а пятнадцать других видов фруктов клались вокруг него. Почему именно пятнадцать? Потому что сегодня – пятнадцатое Швата! Я помню, что там были яблоки, груши, орехи, вишни, сливы и другие фрукты.

Церемония начиналась с чтения первого из пятнадцати псалмов “песен Восхождений”. Эти псалмы соответствуют пятнадцати ступенькам, которые вели во внутренний двор Храма. Их пели левиты, стоявшие на этих ступеньках. Эти псалмы – символ нашей надежды “подняться” из галута, изгнания, и отстроить Святой Храм.

image12.gif (10195 bytes)image13.gif (11381 bytes)

Отец поднимал вверх коричневый плод рожкового дерева и рассказывал нам, как он рос во фруктовом саду в Эрец Исраэль и насколько сладок его вкус. Он говорил о любви к Земле Израиля, о том, насколько солнечна и прекрасна она по сравнению с нашим местечком и с мраком галута, изгнания.

Я помню, что церемония всегда заканчивалась традиционным пожеланием: image15.gif (871 bytes) “Лешана абаа – Бирушалаим!”, что значит “в следующем году – в Иерусалиме”.

image16.gif (12610 bytes)

SABJE (South African Board of Jewish Education)