Февраль 2017 / Шват 5777

Недельная глава Бо

 

Недельная глава  Бо

 

недельная глава Бо, казнь первенцев, десятая казнь египетскаяИ Творец повелел Моше рассказать евреям о десятой и последней казни, которая падет на головы Египтян. В полночь, четырнадцатого числа первого месяца Нисана, все первенцы Египта погибнут по воле Творца. И только тогда Фараон покорится воле Всевышнего и выпустит евреев из Египта.

Евреи были рабами Египтян многие поколения и, в уплату за годы рабства, по воле Творца, египтяне, устрашенные казнями, готовы были отдать золото и драгоценности, открывшиеся евреям во время сошедшей на египтян по мановению руки Моше тьмы – девятой казни. И Евреи должны были выйти из Египта с богатством, чтобы исполнилось обещание, данное Творцом Аврааму: что, несмотря на грядущие годы рабства, его потомки покинут Египет в достатке.

И сказал Всевышний Моше: «Внуши же народу своему, чтобы взял каждый у ближнего своего… вещей серебряных и вещей золотых». Творец велит Моше убедить евреев выполнить Его волю.

Если в наше время сказать человеку: «У твоего соседа есть деньги, которые по закону принадлежат тебе. И если ты попросишь у него, он отдаст их тебе добровольно. Так иди и проси». Разве найдется тот, кто откажется?

Но евреи не хотели брать богатство египтян. По мнению мудрецов Торы, в тот момент они уподоблялись, узнику, которому говорят стражники: «Мы тебя выпустим на свободу, и дадим тебе подарки». И заключенный отвечает им: «Мне не нужны подарки, просто освободите меня» - он не верит в чрезмерную милость Всевышнего. Так и евреи остерегались брать имущество египтян. «Ведь Злодей Фараон, через какое то время после нашего ухода может передумать и пуститься в погоню. И тогда чем меньше у нас будет вещей, тем больше шансов ускользнуть от него» - думали евреи. И, ведь, их предположения подтвердились. Но Моше сумел-таки уговорить их взять золото у египтян, и уповать на Творца, который в любом случае спасёт их.

 

* * *

 

И вновь пришел Моше к Фараону. И тот, устрашенный девятой казнью, разрешил покинуть Египет еврейскому народу, но потребовал оставить скот и имущество. Но Моше отказался. И выгнал его Фараон и повелел не приходить боле к нему во дворец. «Не приду я боле» - ответил Моше, и поведал Фараону о последней казни: «Так сказал Г-сподь: около полуночи Я пойду посреди Египта. И умрёт всякий первенец в земле Египетской, от первенца Фараона, который должен сидеть на престоле его, до первенца рабыни, которая за жерновами, и всё первородное скота».

«И было, в полночь Г-сподь поразил всякого первенца в земле Египетской…» (глава 12, стих 29).

И предупредил Моше Фараона: если не смягчит он своё сердце, не останется в ночь четырнадцатого Нисана ни одного Египетского дома, в котором не раздастся крик горя. А в еврейских домах даже собаки не залают.

И так было: мир и тишина царили в домах народа Моше, и ни одна собака не лаяла во дворах евреев, в то время как в каждом египетском доме погибали первенцы по воле Творца, и стоял горестный вой матерей и отцов по всей земле египетской.

И в ознаменование верности собак воле Творца, в Торе есть заповедь: мясо не пригодное в пищу людям, нужно отдавать собакам.

 

* * *

 

Все египетские казни были посланы египтянам в наказание за порабощение евреев. Так почему в последней казни должны были умереть первенцы египетских рабынь? Потому что, они тоже радовались, видя страдания евреев, и, как могли, издевались над ними. А зачем Творец наказал скот? Египтяне поклонялись тельцу, и Творец низверг их идола.

Всевышний намеревался сразу после выхода из Египта дать евреям свою Тору. И в этом заключается основная причина египетского рабства - почему Творец, любящий евреев, послал на них такое страшное испытание? Творец хотел дать евреям Тору и с ней шестьсот тринадцать заповедей. А ведь эти заповеди совсем не просто выполнять: еврей должен постоянно бороться со своим злым началом, которое всё время пытается свести его с верного пути, начертанного Творцом. И разве приняли бы евреи все тяготы этих заповедей, если бы жили спокойной, безмятежной жизнью?

Теперь же, когда они вышли из египетского рабства, они с радостью согласились всеми силами служить Творцу мира. Они понимали, что вместо жалкого существования в рабстве у египтян, удостоились служить милосердному Владыке мира, награждающему бесконечным счастьем и в этом мире, и в мире грядущем, всех покорных Его воле. И после всех чудес, явленных евреям после исхода, они всем сердцем поверили в величие Творца.

Когда зёрна пшеницы сажают в землю, они прорастают, давая жизнь новым колосьям. И мучается женщина, дающая жизнь своему ребенку. И бывший разбойник испытывает муки раскаяния, прежде чем стать праведником.

Так и еврейский народ мучался в египетском рабстве, прежде чем подняться до получения святой Торы и начать служение Творцу.

рабанит Керен Кацен