Недельная глава – Шмот
Святая Тора разделена на пять книг. Закончив изучение первой книги Берешит, мы начинаем учить вторую книгу, Шмот.
Книга Берешит называется также, книгой Творения. Потому что всё, что описывается в ней - это часть процесса сотворения мира. Все события, которые происходят в этой книге, намекают на будущее. И нечего в мире не происходит без намёка на это в книге Берешит.
Так и человек сажает семя в землю: сначала не видно, что за побег вырастет из этого семени, но в генетическом коде уже заложено всё будущее растение. Также и в книге Берешит заложено всё развитие мироздания.
В книге Берешит выбраны праотцы еврейского народа, и им дана особая миссия, которая должна повлиять на историю всего человечества. И точно так же, как невозможно изменить факт сотворения мира определенным образом, также невозможно изменить роль еврейского народа.
* * *
Книга Шмот, называется также книгой избавления. Потому что в ней подробно рассказывается о том, как еврейский народ освободился от Египетского рабства.
«И вот имена сынов Израилевых, вошедших в Египет» - с этих слов начинается книга Шмот. После этого идёт перечисление всей семьи Иакова.
Зачем Тора опять перечисляет имена спустившихся в Египет в начале книги Шмот, если список уже присутствует в конце книги Берешит?
Мудрецы отвечают на этот вопрос следующим образом: Творец хотел показать этим повторным перечислением важность каждого человека и его особенную любовь к нему. Когда спрашивают учителя, который очень любит своих учеников, кто учится в его классе, он не ограничивается сухим ответом типа: «У меня в классе двадцать учеников», а отвечает, перечисляя их всех: «У меня учится, Вася, Петя, Коля, Максим…» и так далее.
Творец хотел показать нам, насколько важен для него каждый человек. Ведь у каждого есть уникальная душа и неповторимые возможности. Никто не сможет познать Творца именно так, как это можешь сделать ты. И никто в мире не сможет дать Творцу такую молитву, которую ты возносишь.
Вся картина мироздания напоминает большой пазл, у каждого из нас есть там своя часть. И, если мы её не заполним, то, какими бы прекрасными другие части не были, всё равно картина не будет полной.
Об одном великом мудреце рассказывают, что когда он был маленький, он собирал в альбом картинки известных раввинов. Один раз его мама наткнулась на этот альбом. Среди картин больших людей, она нашла пустое место, под которым было написано подчерком её сына: «Если я буду хорошо учиться, то придёт время, и моя фотография будет приклеена здесь, а если не буду, то нет».
* * *
Аврааму было пророчество о том, что его потомки будут порабощены, и долгое время будут находиться в изгнании. Мы не можем постичь истинных причин этого. Но некоторые объяснения Творец открыл мудрецам, а они открыли нам.
Мудрецы говорят, что для того чтобы извлечь чистое золото, надо бросить брусок метала, в котором золото перемешано с железом, в горячую печь. И, когда металл расплавится, золото отделится от других металлов.
Так сделал Творец. Перед тем как выбрать народ, который будет ему служить и дать ему свою святую Тору, Творец послал его в такую печь. И уже тот народ, который вышел из этой печи, был на самом деле достоин великой миссии.
* * *
Теперь наступило время выполнять пророчество; стихи 8-11: «И восстал новый царь над Египтом, который не знал Иосифа…»
Пока Иосиф и его братья были живы, египтяне не смели поднять руку на евреев. Но после смерти Иосифа и братьев, после того как всё поколение египтян, жившее вместе с Иосифом, покинуло этот мир, и никто уже не помнил как Иосиф спас Египет от голода и обогатил страну, началась новая эпоха – эпоха слепой ненависти.
Первая причина, которая привела к зависти и к ненависти - это необыкновенное рост численности еврейского народа. Евреи спустились в Египет семьёй в семьдесят человек, а теперь они расселились десятками тысяч. Еврейские женщины рожали по шесть близнецов одновременно. И хотя обычно в каждом народе бывают бездетные пары, у евреев в Египте таких не было. Кроме этого, евреи обладали сверхъестественной силой и были настоящими богатырями. И это тоже было чудо, потому что когда рождаются близнецы, они часто бывают маленькими и слабыми. К тому же, когда в семье много детей, то их тяжело прокормить, но евреи были очень богатыми и с легкостью могли прокормить свои большие семьи.
Когда страх перед евреями напал на Египтян, Фараон позвал своих советников на секретное заседание. На этом заседании были три главных советника Фараона: Бильам, Эйов и Итро. Фараон открыл заседание и сказал: «Вы знаете, что со дня прихода евреев в Египет, они всё больше и больше размножаются. На данный момент они очень сильны и многочисленны, и если так будет продолжаться, то может наступить момент, когда их станет больше чем Египтян. И тогда над нашим царством нависнет страшная угроза. Если же начнется война, то евреи наверняка с радостью присоединятся к нашим врагам, и, победив, выгонят нас из Египта! Надо что-то делать, чтобы это прекратилось! Бильам! Ты большой чародей, каков твой совет?» Билам был большим злодеем и только и ждал возможности навредить евреям, и он поспешил сказать своё мнение: «Мой совет таков: надо изнурить их рабской работой, тогда они прекратят размножаться, да и время думать о восстании у них не останется!» «Ты отлично придумал!» - ответил Фараон, и продолжил: «А что ты предложишь Эйов? Ты ведь великий мудрец!» Но Эйов промолчал. Он знал, что нельзя творить такое зло, но он боялся высказать своё мнение вслух. Тогда Фараон попросил Итро сказать своё предложение. И Итро сказал: «Я считаю, что не в коем случае нельзя приносить вред евреям. Ведь история показывает, что того, кто вредил им, Всевышний всегда жестоко наказывал. Фараон, который взял их праматерь Сару, был наказан проказой; Авимелех пытался взять Ривку, и тоже был страшно наказан. Двое из них перебили целый город, после того как его жители пытались забрать у них сестру. Поэтому мой совет оставить их в покое!»
Как только Фараон услышал это, он страшно разозлился и приказал бросить Итро в тюрьму и казнить его. Но Творец помог Итро, он сбежал из тюрьмы и ушёл из Египта в соседнюю страну Мидьян.
Проследив за судьбами советников Фараона, мы можем получить хороший урок. Бильам, который советовал поработить евреев, был убит на войне. О том, как это произошло, мы расскажем в следующих главах. Эйов, который промолчал, был обречён на тяжёлые мучения, но осознал свою ошибку, и Творец простил его и позволил жить без бедствий. Об этом подробно рассказывается в свитке «Эйов». А Итро, который, не смотря на опасность, заступился за евреев, удостоился присоединиться к еврейскому народу. И из его потомков вышли большие мудрецы Торы, которые сидели в святом храме и судили народ.
рабанит Керен Кацен