Недельная глава Ваигаш

Недельная глава Ваигаш

Недельная глава начинается словами: «И подошёл Йегуда к Иосифу…»

После того как кубок Иосифа был найден в вещах Биньямина, братья вернулись во дворец Иосифа, продолжая думать, что Иосиф - жестокий египетский правитель. И Иосиф тут же приказал взять Биньямина и отвести его в дом рабов. Как только он дал этот приказ, он встал с трона и подал знак, что аудиенция с братьями закончена, и он спешит по делам. Когда Йегуда увидел это, он решил действовать. И, так же как Яаков перед встречею с Исавом, приготовился и к войне, и к мирным переговорам.

Йегуда подошёл к Иосифу и начал твёрдым голосом говорить: «С того дня, как мы пришли в Египет, ты не перестаешь придираться к нам и искать поводы для унижений. Когда мы хотели лишь купить продовольствия, ты начал допрашивать нас о нашей семье, обо всём что произошло с нами в последние годы. Где это слыхано, чтобы так обращались с невинными покупателями?! Потом вы обвинили нас в шпионаже. Знай же: не смотря на то, что ты хочешь навредить нам в любом случае, мы не дадим тебе этого сделать! Если ты тут же не возвратишь нам Биньямина, то ты будешь поражен проказой, как был наказан, много лет назад Фараон, за то, что взял Сару».

Когда Йегуда не увидел на лице правителя желания слушать его, он попытался изменить тактику, и вызвать жалость правителя: «Мы честно ответили тебе на все вопросы. Рассказали тебе всё о нашем младшем брате, потому что не хотели вводить тебя в заблуждение. Когда ты приказал привести его с собой, наш отец ни в коем случае не соглашался на это, потому что не хотел подвергать его опасности. Только после того как отец увидел, что опасность голода очень велика, он согласился отправить всех нас в Египет. Но как сильно он был обеспокоен этим! Если он увидит, что мы вернулись без Биньямина, его жизнь окажется в опасности! Ведь он всей душой привязан к Биньямину. И лишь в нём он находит утешение и по умершей жене и по пропавшему брату. По этому я молю тебя: смилуйся над нашим старым отцом и возьми меня в рабы вместо Биньямина!»

Иосиф посмотрел на Йегуду безразличным взглядом и сказал: «Из того, что я прочитал по моему кубку, у тебя есть старшие братья. Почему именно ты ведёшь переговоры?»

«Я поручался отцу за брата» - горько отвечал Йегуда - «Если с ним не дай Б-г что-то случится, мне не будет жизни ни в этом мире, ни в мире грядущем... Поэтому, я готов отдать свою душу за него!»

Йегуда увидел, что его слова никак не влияют на правителя, и сказал: «Нас десять братьев, богатырей. В прошлом двое из нас зашли в большой город и разгромили его вдвоем. Если ты не согласен отдать нам Биньямина, я достану свой меч и перебью весь Египет. С тебя начну и Фараоном закончу!»

Когда Иосиф услышал такие слова, он дал знак Менаше, своему сыну, и он дал один удар столбу дворца и весь дворец затрясся от удара. Йегуда посмотрел на это чудо и прошептал: «Это сила из дома отца…» Йегуда увидел, что Иосиф не собирается сдаваться. Он обратился к Нафтали, который необыкновенно быстро бегал, и попросил его: «Иди, пересчитай все рынки Египта». Нафтали вышел и через короткое время вернулся и сообщил: «В Египте двенадцать рынков!»

Тогда Йегуда обратился к братьям и сказал: «Я разрушу три рынка, а каждый из вас ещё по одному, не чего не оставим целым!» Иосиф понял, что дело принимает опасный оборот, ведь он знал, насколько велика сила Йегуды. Поэтому он приказал всем слугам выйти из зала и оставить его наедине с братьями. Иосиф сделал это для того, чтобы братья не были опозорены в глазах других. Он обратился к Йегуде и сказал: «С ваших слов я понял, что ваш брат пропал. Я могу вам сообщить, что он находится у меня во дворце, так как я купил его как раба…» Пока братья успели понять, что происходит, Иосиф начал громко кричать: «Иосиф, сын Иакова! Заходи! Зайди и поговори с твоими братьями, которые продали тебя в рабство…»

Иосиф и его братья во дворце в Египте - недельная глава ВаигашБратья с неспокойным ожиданием смотрели во все стороны, удивленные новым поворотом дела. Тут Иосиф не мог больше сдержаться, маска важности спала с его лица, и он начал громко плакать и сорванным голосом сказал, на святом языке: «Я Иосиф, брат ваш! Жив ли ещё мой отец?»

Когда братья услышали это, они настолько смутились и испугались, что не смогли ответить Иосифу нечего и только опустили свои глаза в землю. В начале братья не совсем уверились, что перед ними их пропавший брат, но Иосиф, говоря на их языке, предоставил им несколько свидетельств, и они убедились, что это действительно тот, кого они продали в рабство много лет назад.

Иосиф увидел, насколько пристыжены его братья, и как они сильно раскаиваются, и начал их успокаивать: «Не переживайте, из-за того, что вы продали меня» - говорил он мягким голосом - «Так как это было задумано Творцом, для того, чтобы пропитать всё наше семейство в дни голода. Уже прошло два года голода и ещё пять таких же лет впереди, и теперь мы все сможем их спокойно пережить. И, хотя ваши намерения сперва не были чисты, но Творец повернул их в доброе русло. Вы же видите, как Творец возвысил меня и посадил на трон правителя Египта, для того чтобы обеспечить всех вас».

«Поспешите, братья мои, к отцу» - попросил Иосиф - «Для того чтобы он больше не удручался, и попросите его спуститься со всей семьёй ко мне в Египет. И передайте ему, чтобы не беспокоился о том, что ему придется жить среди Египтян-идолопоклонников, так как я дам ему всю страну Гошен, которая находится рядом с Египтом, но отделена от него. И я обеспечу его во все дни голода».

И Иосиф дал братьям знак, который они должны передать отцу, для того, чтобы он убедился, что его потерянный сын на самом деле найден. Иосиф рассказал братьям, какую тему Торы он с отцом разбирал перед долгой разлукой.

После этого Иосиф увидел, что братьев все ещё страшно мучают угрызения совести, и они очень смущены, и обеспокоены, не держит ли Иосиф на них зла в сердце за прошлые обиды. И тогда он сказал: «Братья мои! Точно так же как в моём сердце нет зла к Биньямину, ибо его не было с вами во время продажи, так же и ко всем вам у меня не осталось недобрых чувств!» Сказав это, Иосиф упал на шею Биньямину, и они оба плакали. Потом Иосиф поцеловал каждого из братьев и много растрогано плакал.

Теперь братья убедились в том, что Иосиф простил их. Они упокоились и начали вести с ним дружескую беседу, расспрашивая его обо всём, что произошло с ним с момента расставания, и до того как он стал правителем Египта. Иосиф представил братьям своих сыновей: Менаше и Эфраима. И братья были рады видеть что, не смотря на детство и отрочество, проведенное среди грешных Египтян, дети Иосифа праведны, и преданы вере отцов.

рабанит Керен Кацен