Недельная глава начинается со слов “И было по прошествию двух лет...”. А какое происшествие было два года назад, и почему мы о нём напоминаем в начале главы?
Два года назад произошла история с двумя министрами Фараона, которые сидели в тюрьме. Им приснились сны, которые Иосиф удачно растолковал. Закончив толкование сна, Иосиф решил использовать момент и попросил министра вин: «И когда ты вернёшься на свою должность, то вспомни меня и расскажи обо мне Фараону и уговори его выпустить меня из тюрьмы». И Иосиф рассказал министрам о том, как его, украв, продали в рабство и о том, как безвинным он был брошен в тюрьму.
Через три дня во дворце Фараона состоялся большой пир в честь Дня Рождения Фараона. Во время праздника, Фараон устроил суд над всеми своими министрами и слугами, решая, кто останется на своей должности на будущий год, а кто будет сменён. И министра вин и пекаря, вспомнил Фараон и решил, так же как и предсказал Иосиф, казнить пекаря и вернуть винодела.
Но, хотя министр вин на самом деле вернулся на свою должность и увидел, что предсказания Иосифа сбылись, он предпочел забыть просьбу Иосифа и не говорил о нём с Фараоном. В результате Иосиф, доверившийся министру, просидел в тюрьме еще два года. Праведник Иосиф, которому открылся сам Творец и пообещал ему охранять его, не должен был обращаться за помощью к человеку, а только уповать на Творца.
Из этого рассказа мы понимаем, как важно уповать на Творца, а не на людей. И даже если мы не на таком уровне праведности, чтобы вообще не обращаться к людям за помощью, мы должны помнить, что люди - всего лишь посланцы Творца и если Он не захочет помочь нам, то никто другой не сможет нам помочь. А если Творец решит спасти нас, то никто другой нам уже не нужен.
О том, как праведники уповали только на Творца, и не боялись людей, рассказывают следующую историю.
Один праведник ушёл в далёкий путь. Однажды, когда он находился в пути, он заметил, что солнце уже катится к закату, а в окрестностях не видно ни одной синагоги. По еврейскому закону, есть молитва, которая называется Минха, и её надо прочесть до захода солнца и, читая основную её часть, молятся стоя, сосредоточившись на беседе с Творцом, и не двигаются.
Праведник отошёл в сторонку и начал молиться. И тут по дороге важно скача на коне, проехал Римский министр. Все кто встречали его, должны были немедленно кланяться, и громко приветствовать его сиятельство - министра. И на самом деле никто не осмеливался преступить этот неписаный закон, так как все знали жестокость Римских правителей.
Но вдруг министр заметил, что на обочине стоит еврей, молится и не только не кланяется ему, но даже и не смотрит на него. Министр попытался приветствовать еврея, но тот не отреагировал на его приветствие. Министр очень разозлился, но всё равно подождал, пока еврей закончит молитву, а потом сказал ему:
— Дурак! Неужто ты не видишь, кто проезжает мимо?! Как ты посмел не приветствовать меня? Ведь я мог прикончить тебя одним махом сабли! Сейчас я покараю тебя!
— Пожалуйста, подождите минутку! - ответил праведник, - Может я смогу объяснить свой поступок, и Вы не будете злиться на меня. Скажите мне уважаемый министр, не приходилось ли вам стоять перед царём?
— Конечно! - гордо воскликнул министр, - уже много раз, я стоял перед великим Императором!
Праведник продолжил спрашивать:
— Если во время вашей аудиенции с царём, там пройдёт другой важный человек, допустим министр, и поздоровается с вами, вы ответите ему?
— Не в коем случае! - воскликнул министр - Ведь это преступление против его величества Императора!
— А что вам сделает император, если вы всё равно ответите другому министру? - спросил праведник.
— Он убьёт меня, - ответил министр.
— Вы видите? - сказал праведник, - Я стоял с молитвой перед Царём царей, Владыкой всего мира, благословен Он! Как мог я остановиться и приветствовать вас?!
— Ты прав, - согласился министр, - Я больше не сержусь на тебя.
И министр дал праведнику уйти с миром.
В начале недельной главы, мы оставили Иосифа в тюрьме, потерявшим надежду которую он возлагал на министра виночерпия. Но праведник Йосеф понял свою ошибку и начал с ещё большим жаром молиться Творцу и уповать на его спасение, которое на самом деле не замедлилось.
Министр вин не выполнил очень важную заповедь: выкуп пленных. Эта заповедь, гласит о том, что если у тебя появилась возможность, выкупить человека из плена, нужно приложить все усилия для того чтобы воплотить эту возможность в жизнь.
Эта заповедь понятна, ведь Тора учит нас: Люби ближнего как самого себя. А ведь любой человек, который не дай Б-г, попал в плен, хочет быть освобождён. В течение поколений, большие праведники были готовы многим пожертвовать, для того чтобы выполнить эту заповедь.
О том, как на небесах ценят эту заповедь, рассказывают следующую историю.
Однажды в стране Израиля долго не было дождей, и неотвратимо приближалась засуха. Мудрецы постановили, чтобы весь народ постился и молился Творцу о дожде. И сами мудрецы без остановки молились. И вот ночью им всем одновременно приснилось, что в их городе есть один очень простой человек, который не занимает ни какой важной должности, а зарабатывает на том, что возит грузы и людей на своём единственном осле. И так им во сне было сказано: «Если этот человек помолится, то непременно, пойдёт дождь, потому что он праведен и за его заслуги все будут спасены!»
На следующее утро, мудрецы немедля приказали позвать к себе этого человека, и он поспешил прийти к ним. Мудрецы побеседовали с ним немного и не увидели в нём не чего особенного, бедняк как все бедняки, очень простой человек. Но они не хотели судить его поверхностно и поэтому начали его расспрашивать: «Чем ты занимаешься?»
Ответил простой человек: «Почему это интересует Вас? Ведь вы видите, что я простой рабочий. А зарабатываю я тем, что перевожу грузы на спине осла с места на место. Иногда я везу и людей. Они садятся на осла, а я иду сзади и погоняю животное, пока мы не приходим в место назначения. Если вы позвали меня, для того чтобы я для вас что-то отвёз, вам в начале надо договориться с кем-то, кто владеет ослом, так как своего осла у меня уже нет». Продолжили мудрецы спрашивать: «Приходилось ли тебе в последнее время совершать какой-нибудь особенно хороший поступок? Пожалуйста, расскажи нам!» Человек задумался и ответил: «Может быть, то, что я сделал какое-то время назад, может считаться хорошим поступком. Тогда у меня ещё был мой осёл. Какой замечательный осёл это был! Он позволял мне неплохо зарабатывать. Но вот что произошло.
В один день ко мне пришла женщина и попросила меня отвезти её в другой город. Мы вышли в путь, женщина сидит на осле, а я иду сзади и подгоняю. Я видел, что женщина очень грустная, сидит, согнувшись, и нечего не говорит. Её лицо закрывал платок, но всё равно я почувствовал, что она плачет. Я спросил её: «Почему ты такая грустная, и почему ты плачешь?» И она ответила: «Римляне посадили моего мужа в тюрьму, потому что он не мог заплатить им все налоги, которые они требовали от него. И они не собираются его выпускать пока не получат всю сумму. Где же мне взять так много денег? Я должна что-то сделать! Потому что иначе он может погибнуть в тюрьме, как случалось со многими другими, которые попадали туда, так как римляне известны своей жестокостью. Я не знаю, что делать… Может, найду какой то выход в большом городе…» Я очень жалел бедную женщину, продолжал рассказ человек, но не знал, как ей помочь. У меня не было такой большой суммы. Мы молча продолжили свой путь. И вдруг я понял, что я должен сделать, у меня ведь есть здоровый и хороший осёл, за него можно получить хорошую цену! Когда мы приехали в город, я сказал женщине: «Подожди меня здесь какое-то время, я скоро вернусь, может быть, у меня получится достать для тебя деньги. И я пошёл к одному своему знакомому, который давно хотел купить у меня осла. Я продал ему осла, вернулся к женщине и дал ей полученные деньги и сказал: «Вот тебе деньги! Иди и выкупи своего мужа!» И она так и поступила. С тех пор у меня нет осла, но я всё равно рад, что спас пленного и его жену». Так закончил человек свой рассказ.
Мудрецы посмотрели на него с восхищением. Насколько большой поступок он сделал и совсем не гордится им! «Помолись с нами о дожде!» - попросили его мудрецы, «Ты достоин того, чтобы твои молитвы были приняты!» И так было, и от его молитвы пошёл дождь, и много народу было спасено от голода.
Когда Иосифа привели к Фараону, царь сказал ему: «Мне снились два странных сна, и никто из моих чародеев и мудрецов не смог толком их объяснить. Я слышал, что ты умеешь толковать сны, и я хочу, чтобы ты помог мне.»
Вопрос: Представь себе, что ты на месте Иосифа, находишься в замке Фараона, в коронном зале и перед тобой на величественном троне сидит Фараон. Мудрецы рассказывают, что к трону Фараона, вело 70 ступеней, на каждой из которых сидели львы и убивали каждого, кто без разрешения поднимался по ним.
Фараон был в то время самым могучим властелином мира, он обладал сказочным богатством. И вот Фараон сам говорит тебе, что он слышал, что ты умеешь толковать сны, и ты и сам в этом уверен. Как ты отреагируешь, находясь в центре всеобщего внимания? Даже тяжело это представить! Ведь любой другой человек был бы опьянён честью, оказанной ему!
Но Иосиф не теряет голову, он спокойно отвечает: «У меня нет таких способностей, только Всевышний может дать ответ во благо Фараона» (стих 16). Йосеф отказывается от славы и всю славу передаёт Творцу. Мудрецы говорят: от того, кто гонится за славой, слава убегает, а за тем, кто убегает от славы, слава гонится сама.
Фараон выслушал ответ Иосифа и рассказал ему свои сны.После этого Иосиф сказал: «Оба сна намекают на то, что Творец собирается привести в мир. И так как ты - великий властелин и можешь предотвратить бедствие, Творец открыл тебе это. Толкование сна таково: Семь толстых коров и семь полных колосьев намекают на семь лет большого и хорошего урожая, которые начинаются в Египте. Семь худых коров и семь пустых колосьев намекают на семь лет голода, которые наступят сразу после семи лет хорошего урожая. То, что колосья намекают на урожай, это понятно. А коровы и прочий скот, тоже питаются от урожая, и во времена голода скот тоже голодает.
То, что тощие коровы проглотили толстых и не капельку не поправились, и тоже самое произошло с колосьями, всё это намекает на то, что голод будет настолько велик, что все забудут о семи урожайных годах. И нечего не останется от урожая прежних лет. А то, что сон приснился дважды, говорит о том, что вскоре он будет осуществлен…».
Так как сон пришёл, чтобы подготовится к голоду, Йосеф посоветовал Фараону, немедля начать подготовку к семи годам голода. Назначить начальников, которые должны будут собирать пятую часть урожая в погреба царя и там хранить надлежащим образом до голодных лет.
Толкование Иосифа, очень понравилось Фараону и его слугам. Фараон был уверен в точности и правдивости толкования Иосифа, и он начал хвалить его: «Во всём Египте нет человека, в котором было бы столько Б-жественой мудрости! Ему подобает быть главным министром, вторым человеком после царя!»
Но завистливые мудрецы Фараона не хотели допустить этого и сказали: «Ведь в Египте есть закон, что главный министр обязан знать семьдесят языков!» Они были уверены что, назначение Иосифа сорвётся, но Владыка мира думал по-другому. В предыдущую ночь, Творец послал Иосифу, ангела Гавриила и тот научил его семидесяти языков. Тогда Йосеф ещё не понимал, зачем ему это нужно.
И вот, Фараон начал говорить с Иосифом на всех языках мира. И с каждым языком, который Иосиф знал, он поднимался на следующую ступень, ведущую к трону Фараона. И так, на глазах у мудрецов и чародеев, он поднялся до самого трона Фараона. Но тут произошло что-то непредвиденное. Йосеф знал ещё один язык - святой язык Торы. А Фараон, конечно же, не знал его. Фараон был смущён и шепотом попросил Иосифа, ни кому не говоря, научить его и этому языку. В тот час Фараон сказал Иосифу: «Так как я вижу, что велики твои знания, и что ты мудр и честен, я назначаю тебя главным министром. Вся страна будет отдана под твоё руководство, только в одном я буду больше тебя, в царствовании». И для того чтобы дать официальную силу своим словам, Фараон снял со своей руки, перстень, на котором была царская печать, и передал его Иосифу. Теперь у Иосифа были все возможные полномочия Египта. С помощью печати царя, он может дать любой указ.
Иосифа одели в прекрасные царственные одежды, на шею повесили золотые украшения, посадили в царскую карету и повезли по всему Египту. Перед ним бежали слуги и провозглашали о новом назначении Иосифа и о приказе, в котором говорится, что все обязаны кланяться ему, так как он властитель над всем Египтом. Для того, чтобы другие министры не пытались подкопаться под Иосифа, Фараон постановил что ни одно решение в Египте, не может быть принято без согласия Иосифа.
Фараон дал особенное имя Иосифу, он назвал его «Цофнат Фаанеах», что означает «раскрывающий скрытое», и так его звали египтяне.
Тридцать лет было Иосифу, когда он стал править Египтом. Когда его везли по Египту, девушки Египта, поднимались на крыши домов чтобы лучше увидеть нового правителя. И когда карета Иосифа подъезжала, они бросали в неё драгоценности, потому что они хотели, чтобы правитель посмотрел на них. Но скромный Иосиф, сидел, опустив глаза, и за всё путешествие ни разу не поднял их.
Между девушек была и Оснат - дочь Дины, которая попала в Египет и была удочерена, Потифаром. На её шее весела цепочка, на которой была золотая подвеска. На ней было написано на святом языке, имя Всевышнего и её происхождение. Когда карета с Иосифом проезжала мимо её дома, она не нашла ничего драгоценного, кроме этой цепочки. И она бросила её в карету Иосифа.
Иосиф поднял странный кулон и прочитал надпись на нём. Он был очень рад найти в Египте свою племянницу. Он пошёл к Фараону и попросил его разрешения взять Оснат себе в жёны. И так и было. Йосеф женился на Оснат, внучке Иакова.
Итак, когда удача сопутствовала Иосифу, и когда слава о нём распространилась по всему Египту, он не смотря на это, остался скромным и Б-гобоязненым.
рабанит Керен Кацен