Как известно, в Хануку мы вспоминаем два чудесных события: победу малочисленной армии Маккавеев над многочисленной армией Греции и восьмидневное горение маленького кувшинчика масла. Казалось бы, чудо с победой, о котором мы вспоминаем в молитве, превосходит по масштабам чудо с кувшинчиком, тем не менее, мудрецы установили праздник именно в честь кувшинчика. Есть мнение, что дело в том, что чудо с кувшинчиком – чудо свершившееся, а победа над греками – временная победа. Война продолжается и окончательная победа еще впереди.
И все-таки, почему бы не праздновать эту, пусть и временную, но такую важную победу? Почему символом Хануки является именно масло (свечи, латкес, пончики)? Интересный ответ дает... полковник КГБ. Точнее, ответа он не дает, он задает вопросы, но вопросы-то эти и приводят к ответу. Вот цитата из книги р. Исроэля и Леи Левиных «Чистое оливковое масло»:
«- Из всего услышанного, - сказал Сергей Николаевич, - я понял, что праздник этот связан с победой вашего народа над греческой империей. Однако звучит это неправдоподобно... Но если даже поверить в это сказочное повествование, то непонятно, почему ваш праздник связан с маслом. Если бы вы установили день спортивных игр в честь этой семьи – я бы понял, что вы гордитесь доблестью и мужеством вашего народа. Если бы, подобно нам, вы устраивали салют в знак победы – и это было бы ясно. Но восемь дней, как вы говорите, связаны с чудом масла, это понять невозможно. Какая разница, сколько времени масло горело? Даже если все восемь дней, что это вам дает? Что прославляет в вас? Где здесь мужество и признак победы? Все дни просто сидеть и смотреть на свечи – и в этом праздник?»
Отличие еврейского мировоззрения – в признании факта существования Всевышнего. Отличие еврейских праздников – в прославлении Всевышнего. Нееврею еврейские праздники непонятны. «Что это вам дает? Что прославляет в вас?» Если бы символика Хануки хоть как-то была связана с победой над греками, евреи бы каждый год подвергали себя испытанию – не забыть ни на минуту, что победа над греками – чудо от Всевышнего. И вот мы вспоминаем об этой победе только в молитве, и только в контексте «Ты отдал сильных в руки слабых и т.д.», что дает нам возможность помнить о чуде этой победы и при этом не подвергать себя испытанию.
Перевод и обработка текста - Хана Берман