В нашей недельной главе рассказывается о чудесном, пророческом сне, который видел наш праотец Яаков. Когда Яаков проснулся, он помолился Творцу такими словами: "Если будет Б-г со мною и хранить меня будет на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы облачиться. И я возвращусь с миром в дом отца моего... и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе".
Почему когда Яаков просит о физических потребностях, как еда, одежда и охрана он присваивает эти действия Творцу? “Если будет Б-г со мной и хранить меня будет... и даст мне хлеб...” А своё возвращение с миром он присваивает себе - “И я возвращусь с миром...”?
Раши комментирует слова "возвращусь с миром", следующим образом: Невредимым (т. е. незапятнанным) грехом. Чтобы мне (ничему дурному) не научиться от Лавана.
Говорят мудрецы – всё в руках небес кроме страха перед небесами. Человек не может поднять и мизинца без того чтобы об этом не провозгласили в духовных мирах. Другими словами весь материальный мир полностью управляется Творцом. В руках человека остаётся только выбор, боятся ли Б-га. Все поступки, связанные с духовностью, соблюдением заповедей, милосердием, изучением Торы, остережением от греха, - это и только это в руках человека.
Таким образом объясняет автор комментария “Тора тмима” Рав Барух Алеви Эпштэйн разницу между этими двумя стихами. Все физические потребности может удовлетворить только Творец, но то, что Яаков должен вернуться незапятнанным грехом - это его выбор.
Чтобы лучше понять это, Рав Эпштэйн рассказывает о незабываемом дне, который он провёл вместе с Равом Йосеф Довом Соловейчиком, в гостинице города Минск. Рав Соловейчик был великим мудрецом и главой поколения. Когда жители города Минск узнали, что Рав находится в гостинице, в их городе, многие из них поспешили прийти туда, чтобы увидеть праведника и получить от него совет или благословение.
Среди пришедших были раввины, главы общин и много простых евреев. Среди них был и один молодой человек, который недавно женился и переехал в Минск на постоянное место жительства. В прошлом, этот парень был учеником Рава в его ешиве в Слуцке, а так как он был очень близок и дорог Раву, Рав был очень рад его видеть. Как только Рав увидел бывшего ученика, он спросил его:
— Чем ты занимаешься?
— Слава Б-гу, я очень преуспеваю в своём бизнесе. Примерно год назад я вместе со своим родственником стал поставщиком сахара, и, с Б-жъей помощью, мы хорошо раскрутились” - ответил ученик.
После того как Рав Соловейчик услышал его ответ, он продолжил приём других своих гостей. Через какое то время, он опять обратился к своему ученику, с тем же вопросом:
— Чем ты занимаешься?
И ученик опять рассказал ему о своём удачном сахарном бизнесе. Когда на третий раз Рав заметил ученика, он опять спросил его всё тот же вопрос:
— Чем ты занимаешься?
Ученик очень удивился, а с ним и все окружающие, и он деликатно спросил Рава:
— Уважаемый Учитель! Объясните мне, пожалуйста, почему Вы задаете мне один и тот же вопрос уже в третий раз? Ведь я уже дважды ответил на него!
Рав Соловейчик, который заметил, что это занимает и всех остальных, находящихся вокруг, повысил голос и ответил так, чтобы всем было слышно:
— Уже в первый раз я слышал твой ответ и понял его смысл, но ты так и не понял смысл моего вопроса. Из-за этого я повторял свой вопрос трижды, надеясь, что ты поймешь, что же я имею в виду. Но после того как это повторилось три раза, я не вижу смысла продолжать спрашивать, поэтому я объясню тебе смысл вопроса.
Известно, что судьба человека, с его материальным положением в этом мире, его достаток, здоровье, положение в обществе, управляется полностью Б-жественным проведением. Всевышний даёт силы и правильные мысли человеку, для того чтобы он мог действовать в нужном направлении. Так что во всех земных делах, человек действует только в роли посланца. И это то, что сказали мудрецы: “Всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами”.
И есть только одно исключение из правила, качество, которое Творец отдал человеку, чтобы тот действовал в нём на своё усмотрение - и это Б-гобоязненость. В этой сфере деятельности человек, хозяин своих поступков. Все духовные поступки человека называются его действиями. Б-гобоязненость - это общее имя для всей духовной работы человека в этом мире: исполнение заповедей, работа над качествами характера, милосердие и прочее. Так что все достижения этого физического мира можно назвать деянием рук Творца, а все духовные достижения - это деяния рук человека.
— Из этого мы видим, - продолжал Рав, обращаясь к ученику, - что если бы меня интересовало положение твоего бизнеса, я бы спросил тебя: «Что Всевышний сделал для тебя?» И тогда твой ответ был бы правильный. Но я спросил тебя: “Чем ты занимаешься?” Я хотел поинтересоваться действиями, которые зависят от тебя самого, как например, установил ли ты постоянное время для изучения Торы, даешь ли ты милостыню, и т.д. Теперь ты понимаешь, что твой ответ совсем не подходил к моему вопросу.