Декабрь 2024 / Кислев 5785

Недельная глава – Хаей Сара

Недельная глава – Хаей Сара

Элиэзер и Ривка - недельная глава Хаей СараВ нашей недельной главе, рассказывается о том, как Элиэзер, раб Авраама, нашёл жену Ицхаку.

Элиэзер сам по себе был великим мудрецом и очень праведным человеком. Он был главой ешивы Авраама. Тора очень подробно описывает путь Элиэзэра и его беседу с родными Ривки. Мидраш говорит: “красива беседа рабов праотцов, больше Торы их потомков”. Объясняют мудрецы: о сложных законах Шабата в Торе написаны лишь намёки, а беседа Элиэзэра описана очень подробно. Тора, данная евреям, чтобы они научились работать над собой и исправлять свои плохие черты характера. Из каждой фразы Элиэзэра мы узнаем, как это делать.

Раби Йосеф Юзель Орвиц, Саба из Новардака, в своей книги “Мадрегат аадам”, задаёт несколько вопросов, по поведению Элиэзэра:

  1. Почему Элиэзэр должен был молиться за успех, разве не достаточно того, что Авраам молился за своего сына?
  2. Почему Элиэзэр дал Ривке браслеты до того, как точно узнал из какого она дома?
  3. Почему не согласился кушать, пока не скажет, для чего пришёл?
  4. Почему ему было так важно, чтобы Ривка не оставалась даже на короткое время в доме своих родителей?

Объясняет Раби Йосеф Юзель, все эти действия Элиэзэра, должны были побороть одно желание, которое было у него в сердце.

 

У Элиэзэра была дочь. Понимая святость Авраама, Элиэзэр мечтал выдать дочь замуж за Ицхака. Поэтому, выполняя послание Авраама, найти жену Ицхаку из его семьи, Элиэзэр всё время боялся, что его намерения не достаточно чисты. Ведь это сокровенное желание может привести к тому, что он не достаточно усердно будет выполнять задачу. Элиэзэр вышел как настоящий герой на войну со своими желаниями. А для того чтобы победить на этой войне надо вести себя хитро, потому что иначе внутренний голос победит. И так же как для того, чтобы выпрямить кривое железо, надо в начале искривить его в обратную сторону, так и Элиэзэр прикладывал намного больше усилий, чем ожидалось, чтобы удачно завершить задачу.

В этом и заключалась его молитва, чтобы Творец помог ему не послушаться внутреннего голоса и выполнить задание лучшим образом. И поэтому он дал Ривке браслеты, до конца не выясняя происхождение, боясь, что потом может уже не дать... Поэтому, он не хотел есть, опасаясь, что внутренние силы заставят его полениться, и не выполнить поручения. И в том же и причина того, что он не хотел оставлять Ривку в доме родителей.

 

О том как, учась у Элиэзэра, надо бороться со своими естественными плохими наклонностями, мы узнаем из истории о Раби Исраэле из Саланта.

Один раз Раби Исраэль ехал в поезде из Ковны в Вильнюс. Он был одет как простой еврей и ехал в вагоне для курящих. Раби Исраэль курил. (Тогда ещё не знали насколько вредно курение, и многие мудрецы Торы курили) Рядом с Равом сидел молодой человек. Этот человек, грубо обращаясь к раву, сказал, что не терпит запах сигарет. Раби Исраэль не стал оправдываться, что вагон предназначен для курящих, а сразу потушил сигарету. Через пару минут, молодой человек опять повысил голос и сказал: “Не возможно сидеть рядом с этим стариком, он открыл окно и всех нас морозит". Раби Исраэль спокойно ответил: “Извините, окно открыл кто-то другой, но если это вам мешает, я его закрою”. И Раби встал и закрыл окно. Тем временем поезд приехал в Вильнюс. На вокзале собралось множество евреев, которые с почестями встречали Рава Исраэля. Когда тот молодой человек понял что оскорбил большого человека, ему стало дурно.

Он поспешил к дому, в котором остановился Раби Исраель. Как только Рав увидел его, он с улыбкой подошёл к нему и сказал: “Шалом Алейхем! Как ваши дела в Вильнюсе? Успели ли вы отдохнуть от дороги?” Тот человек был поражён таким отношением и со слезами упал в ноги раву, прося прощение. Рав успокоил его, утверждая, что совсем на него не злится. Рав спросил, что привело его в Вильнюс, и молодой человек ответил, что хотел бы получить смиху (разрешение) на шохета от раввинов Вильнюса. "О! Так я могу вам помочь в этом!” обрадовался Рав. И он попросил зятя, который был Равом проверить знания того еврея.

Зять Рава Исраэля поговорил с ним, и понял что тот совершено не знаком с нужным материалом. Тогда Раби Исраэль сам нашёл Б-гобоязненого шохета, который в течение какого то времени учился с евреем из поезда, пока тот не выучил то, что надо и не сдал экзамен. Но и на этом Раби Исраэль не успокоился. Теперь Рав принялся искать общину, в которой требуется шохет, и только когда еврей был устроен на работу, Рав был удовлетворён.

Близкие Рава, были очень удивлены, что Рав тратит так много время на того еврея. “Почему Рав уделяет так много внимания этому молодому человеку?”, - недоумевали они. "Когда он пришёл ко мне просить прощения”, - отвечал Рав, - “Я не мог на сто процентов быть уверенным, что где-то в моём сердце не кроется обида на него. Поэтому, я решил сделать ему добро, и тем самым искоренить из своего сердца все отрицательные эмоции”.

По мотивам - Ялкут Леках тов.