Из недельной главы мы знаем, что Вс-вышний, через Моше, повелел Аhарону зажигать Менору в Храме.
Мидраш рассматривает такой вопрос. Почему Вс-вышний дал эту заповедь сразу же после того, как все колена Израиля принесли в Храм свои дары и жертвы. Тора подробнейшим образом перечисляет, кто, от имени какого колена и что приносил. От имени колена Леви жертву принес Моше — лично. Но где Аhарон? Его имени нет в списке несущих дары. Аhарон печален, он ничего не принес сам. И его мучает мысль, что он недостоин. По-этому-то Вс-вышний, чтобы Аhарон не огорчался, дал ему особую заповедь. Ведь жертвоприношения идут только тогда, когда существует Храм. А Менора зажигается всегда. Вечно. Рамбан задает вопрос: почему? Разве Менора не связана с деятельностью Храма? И он предлагает такой ответ: Мидраш имеет в виду Ханукальную Менору, а не ту, которая стояла в Храме. Заповедь зажигания Ханукальных свечей никогда не перестанет действовать.
Рав Салантер, светлой памяти, в своей книге «Бээр Иосеф» объясняет этот Мидраш по-другому. Он говорит, что Вс-вышнии имел в виду именно Менору, стоящую в Храме. Молитва и Тора для евреев вечны. Они приводят нас к цельности. Настоящий еврей лишь тот, кто учит Тору. Жертвоприношения после разрушения Храма прекратились, но нам осталась Молитва. Она несет ту же нагрузку, что и жертвоприношения. Когда наши предки могли приносить жертвы, Вс-вышний прощал им грехи. Мы не можем использовать силу жертвоприношения. Мы можем только молиться. И еще мы можем учить Тору - это свет, который не иссякает никогда.
Символом Торы в Храме была Менора. Ее ставили на южной стороне. Талмуд в трактате «Баоа Батра» (25) говорит: кто жаждет мудрости Торы, должен отправляться на юг. И как знак того, что на юге сосредотачивается Мудрость, Талмуд приводит Менору. Трактат Брахот (57) говорит: тот, кому снится оливковое масло (им наполняли светильники Меноры в Храме), пусть ожидает удостоиться света Торы. Действительно, все колена принесли жертвы. Но дары эти носили временный характер. Аhарон же удостоился такой заповеди, свет которой помогает многим поколениям идти правильным путем. Эта честь много выше.
Написано в стихе: Тора не забудется потомками и потомками потомков твоих—на веки веков. Мудрецы объясняют: если у знатока Торы сын, а потом внук пойдут по его стопам, тогда Вс-вышний сделает так, чтобы Тора из этой семьи не ушла никогда.
В Израиле есть знаменитая семья Абухацира. Это семья больших праведников. Массы евреев идут к ним за советами и благословлениями. Особая духовная сила пришла в эту семью около 100 лет назад. Родоначальником семейного клана был рабби Шмуэль Эльбаз, который жил в Марокко и прославился своей праведностью. Однажды община решила отправить его в другую страну для сбора средств, необходимых для выкупа пленных евреев. Предстояло пересечь Средиземное море, а денег на это не было. И тогда раввин решил попросить капитана взять его на корабль бесплатно. Тот, разумеется не согласился и только посмеялся над странной просьбой.
Раввин ничего не сказал, взял соломенный коврик, привязал его длинным тросом к корме корабля. Он уселся на коврик, открыл Теhилим и стал читать в ожидании, пока корабль отчалит. Посредине пути капитан заметил «человека за бортом». Он поднял шум, стал бросать спасательные круги, спустил шлюпку и потребовал, чтобы странный «заяц» немедленно поднялся на борт. Раввин ответил отказом: ему хорошо там, где он находится, он не согласен подчиниться непонятному приказу капитана, ведь капитан лично не пустил его на корабль.
После этого чуда семья Эльбазов получила прозвище Абухацира, что переводится, как «отец соломенного коврика». Со временем, прозвище стало фамилией.
Каждое поколение этой семьи давало праведников. И дает их до сих пор. Откуда берется такая силаг Неужели вы не поняли? От той самой Меноры, зажигать которую заслужил Аhарон.
р. Арье Аминов - по материалам вестника "Кol Уaakov"