Октябрь 2017 / Тишрей 5778

Огонь, вода и так далее...

(По Ксав Сойфер)

«В трёх вещах дана Тора - в воде, в огне и в пустыне» (Бемидбар Раба 1:7). Всё это, разумеется, видно непосредственно из текста Письменной Торы (в частности, из первого же стиха нашей недельной главы). Вопрос вот в чём - а почему, собственно?

В разных источниках мы находим множество объяснений каждого из свойств, упомянутых нашими Мудрецами. Одно из них такое. Вода, как мы знаем, течёт сверху вниз. Слова Торы, оказывается, ведут себя похожим образом. Говорит Мидраш (Танхума Коhэлет 8): «Слова Торы оставляют высокого духом (то есть гордеца) и переходят к низкому духом (скромному)». Именно по этой причине Тора была дана на горе Синай - самой низкой из гор-претендентов (см. Ялкут Шимони Шойфтим, намёк 47).

Сравнение Торы с огнём - не редкость. Например: «Ведь свеча -заповедь, и Тора свет...» (Мишлей 6:23). Она как бы освещает путь человека, указывая верное направление и предостерегая от ошибок. Но не так всё просто, - предупреждают наши Мудрецы (Брохойс 17а): «Цель мудрости - раскаяние и добрые дела». Если целью учёбы является соблюдение заповедей, Тора помогает бороться со своим злым началом (ецер кара). А вот если учёба не влечёт за собой исполнение, тогда человек в опасности. Ведь с учёного и спрос больше. Говорят наши мудрецы (Трактат Бава Меция 33б): «...неумышленные провинности мудрецов Торы расцениваются как намеренные, ...намеренные нарушения человека неучёного становятся неумышленными».

Как возможна такая несправедливость? Оказывается, нет здесь никакой несправедливости. Ведь, видя, как мудрец (возможно, даже ненамеренно!) позволяет себе даже небольшие нарушения, человек малограмотный делает вывод, что ему-то наверняка дозволено гораздо больше! Таким образом они как бы обмениваются намерениями сознательные нарушения неуча становятся ошибками, а ненамеренные упущения мудреца - наоборот. Это и делает Тору похожей на огонь - чем ближе к нему стоишь, тем сильнее жжёт. Две стороны этого явления наши Мудрецы определяют следующим образом: "Тора написана чёрным огнём на белом огне" (Иерушалми Школим глава 6 закон 1). Белый цвет естественным образом ассоциируется с удачей, радостью - в общем, со светлой стороной жизни, а чёрный -наоборот. Бот здесь и заключена разница. Если не только изучаешь, но и соблюдаешь, для тебя Тора будет белым огнём, а если только учишь - чёрным. Кстати, обратите внимание -основой является именно белый огонь, он-то как раз основной. И только если мы используем Тору не по назначению, на белом огне проступает чёрный...

Именно это имели ввиду наши Мудрецы, когда сказали (Дворим Раба 4:2): "Книга и меч, сплетённые вместе, спустились с неба...". Это не две разные вещи сама книга может стать смертельно опасным оружием. Отсюда и сравнение с огнём, который не только греет и освещает, но может и обжечь.

Что же касается пустыни, то это слово происходит от слова "пусто". Иначе говоря, тот, кто надеется на обильное и разнообразное питание, должен искать другое место. А вот Тора как раз тяготеет к таким местам (и к таким людям). «Не дана Тора, а только тем, кто питается маном» (Мехильта Бешалах 17). Ман - пища особая. Одно из его свойств - порционность. Никто никогда не мог сделать запасов впрок - ежедневно выпадала новая порция, но только на один день. Довольствоваться тем, что имеешь, не искать необязательных удобств и удовольствий - путь получения Торы (см. Пиркей Авот глава 6 Мишна 4).

Часто мы ловим себя на том, что до сегодняшнего дня делали что-то не совсем так, как следовало бы. Иногда приходится начинать сначала. Правда, это всегда трудно: "Всегда трудно начинать сначала" (Элия Раба глава 2). Но есть моменты, когда определённое начало легче, чем в другое время. Шавуот - праздник дарования Торы. Это идеальное время для того, кто хочет как бы начать сначала взаимоотношения с Торой. Дело за малым - начать.

p. Шимон Анетдинов - по материалам вестника "Кol Уaakov"