Июнь 2017 / Тамуз 5777

В основе недельной главы Бехукотай лежат вопросы награды и наказания. Нужно отметить, что так или иначе они упоминаются во многих местах Торы, но здесь им посвящена целая недельная глава. Почему?

Тора не может быть получена человеком просто так, как ни к чему не обязывающий подарок. Есть определенные правила, по которым Тору принимают. Основополагающим является понимание того, что есть награда и есть наказание. Это понимание включает в себя несколько принципиальных моментов, которые должны быть подробно разъяснены каждому еврею, а также человеку, желающему принять еврейство.

К Торе и заповедям нельзя относиться как доброму совету Творца. Их соблюдение — обязательный и единственный способ существования, нерушимое правило жизни. То, что на каждого человека возложена ответственность за свою судьбу, хотим мы того или не хотим, - основной принцип общего миропорядка. Не нужно особого углубления в идею создания и развития этого мира, чтобы понять: Вс-вышний сотворил его, чтобы делать человеку добро, награждая за правильные поступки. А человек может принять награду Творца только тогда, когда чувствует, что достоин ее. Мир этот устроен так, что человек в нем должен трудиться, ему надлежит заниматься духовной работой (именно за нее он получает награду).

Подобным же образом своими собственными руками человек создает для себя наказание, если неправильно действует. Он портит свой мир и карается тем же, что сам натворил.

К сожалению, многие питают надежду, что успеха можно добиться совсем другими способами: «При чем здесь заповеди Торы? - недоумевают они. - Зачем нам знать о них и, тем более, их исполнять? У нас свои правила, своя собственная учеба, своя этика!» Бывает, они действительно добиваются результатов, но это мираж, к реальности не имеющий отношения. Даже в недавней истории человечества можно найти довольно много ярких тому примеров. Все, казалось бы хорошо, бизнес, основанный на канонах и правилах общепринятой школы успеха, процветает, государство преуспевает, и вдруг — «Бац!» - все рушится по совершенно непонятным причинам. Но люди, вместо того, чтобы задуматься об ошибочности своих представлений, о том, что в их понимании мира упущен главный фактор — Б-г, принимаются с жаром обсуждать обнаруженное «исключение» и добавляют еще одну главу в учебники, где подробнейшим образом разъясняют новые правила, действующие в подобных исключительных ситуациях.

Но неслучайно Тора выстраивает такую, а не иную систему! И с соблюдением заповедей связывает не только духовные награды и наказания, но также и материальный успех и неуспех. И хотя в первую очередь Тора имеет в виду евреев, обязанных соблюдать ее заповеди, в Книге пророков можно найти немало примеров, показывающих, что подобным же образом успех народов мира зависит от их духовной праведности. С одной стороны, материальный мир в целом действует сообразно физическим правилам, которые могут быть выявлены, отслежены и обобщены. С другой стороны, мы располагаем достоверными историческими сведениями, зафиксировавшими как выдающиеся государственные успехи, так и грандиозные провалы, соответственно вызванные праведностью или неправедностью державных правителей. Причем, это касается всех народов мира. А уж евреям, тем более, следует обратить внимание на этот аспект мировой истории, изучить те влияния, которые оказывают на мир их действия, и поступать подобающим образом, не портя, но улучшая все, что их окружает, - весь материальный мир.

Сосредоточенность на внешнем и пренебрежение к главному затрудняет понимание основной идеи, заключенной в главе Бехукотай, и ослабляет один из центральных принципов веры.

Известный Магид нашего поколения раби Яаков Галинский однажды сравнил эту ситуацию с притчей о бедуине, живущем в песках пустыни. Сколько он себя помнил, главной заботой его племени была вода. Столько сил и времени тратилось на поиск источников и на доставку живительной влаги к шатрам! А как иначе? Ведь ничего более ценного и важного в человеческой жизни не было никогда, нет и не будет. И вот однажды этот бедуин, оказался в городе. Ему захотелось посмотреть, как там живут. Конечно, он увидел множество диковинных вещей, но самое сильное потрясение пережил тогда, когда один из жителей города дал ему попить. Чтобы налить воды в стакан, не нужен был ни бурдюк, ни бидон, ни даже бутылка. Этот горожанин всего лишь повернул какую-то штучку в стене и вода потекла сама! Причем чистая и вкусная! «Что это такое? Где продается? Сколько сто

ит?» Оказалось недорого. Бедуин решил, что осчастливит все племя — он привезет такие штуковины для каждого шатра. Купил. Привез. Не работают. Он поехал в город, в магазин: «Что такое? Почему неисправно?»

Нужна система, объяснили ему, водопровод, канализация. То, что торчит из стены и бросается в глаза, — лишь самая несущественная часть.

Нередко бывает, когда мы встречаем нехороших людей, имеющих успех, почет, материальные блага и прочее. Но ведь это противоречит принципам, изложенным в нашей недельной главе! Б чем тут дело?

В начале главы Б-г говорит (26:9): «Я освобожусь для вас...», чтобы выполнить данное вам обещание. Сифри, объясняя эти слова, приводит в пример царя, который лично рассчитывается со слугами, исполняющими для него определенную работу. Бот они выстроились в длинную очередь, каждый ждет, пока подойдет его черед, чтобы получить причитающуюся ему награду. Бее это обычные люди, работники, не хуже и не лучше других. Но среди них есть один особенный. Он служит царю верой и правдой, - так, как никто. Вдруг, царь замечает, что человек этот стоит в общей очереди. И немедленно посылает сказать: «Не стой со всеми, подожди, я быстро покончу с мелкими выплатами, и, как только освобожусь, рассчитаюсь с тобой по-другому».

Хофец Хаим в своей книге «Шем Олам» добавляет: видимый успех тех людей, которые, кажется, не заслужили его, и неуспех тех, кто больше других достоин награды, лишний раз доказывает, что здесь заложена иная идея. Когда «Вс-вышний освободится», чтобы дать вечную награду заслужившим ее, Он не захочет, чтобы с ними рядом были те, кто где-то когда-то сделал что-то мелкое и незначительное. Не вписываются посредственности в хорошую компанию. Им надо выплатить заранее.

И тут, как всегда в таких случаях, Хофец Хаим приводит притчу.

Богатый человек, владелец большого завода, собирается выдать дочь замуж. Готовится грандиозная свадьба. Приглашены важные гости - ближайшие помощники и советники, все высшее звено управленцев, крупные клиенты, родственники, друзья... Но разве возможно, чтобы с этой компанией смешались простые рабочие?! Конечно нет! Обойти их вниманием не хорошо, поэтому за несколько дней до свадьбы для них устраивается отдельное торжество, прямо на заводе. Б самом большом помещении накрывают красивый стол, хозяин пирует и запросто, вместе со всеми, распевает песни.

Один умный рабочий, глядя вокруг себя, размышляет: «Странно, где его родственники? Где управленцы, чиновники, партнеры?.. Наверное, важнее нас у него никого нет. Мы — главное в его жизни, а с теми, остальными, он просто вынужден общаться по работе».

Если бы рабочий был еще умнее, он мог бы сделать совсем другие выводы.

р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"