В недельной главе Бехукотай в очередной раз, но теперь уже подробнейшим образом, оглашена обещанная Вс-вышним награда. Она уготована за соблюдение законов Торы и касается в основном материальных благ этого мира, то есть хорошей и спокойной жизни.
Многие комментаторы заостряют внимание на том, что ни здесь, ни в других местах Торы по-настоящему не обозначена награда, обещанная нам в Будущем Мире. Почему? ־ спрашивают они.
Нужно отметить, что отсутствие этого обещания оказалось как раз тем пунктом, которым охотно пользовались и пользуются апологеты «новых» религий, христианства и ислама. Их бог в отличие от еврейского, «...обещает прекрасное будущее, а не занимается материальными благами здесь и сейчас».
В книге Рабби Иеhуды hаЛеви «Кузари», описан подробный диалог еврейского Мудреца и Хазарского царя. Этот вопрос возникает тоже. Мудрец говорит: легко обещать людям Будущий Мир, в котором все распрекрасно, ...правда, наступит не скоро, не в нашей жизни. Кто из ныне живущих может проверить, сбудется ли обещание? «Я уверен, ־ продолжает Мудрец, ־ что ни один из глубоко верующих людей, как бы он ни сокрушался из-за необустроенности и заброшенности этого мира, из-за отсутствия в нем Б-га, все равно не торопится в мир иной». Поэтому Вс-вышний в своей Торе говорит исключительно о награде здесь и сейчас, даже если она не главная. Он показывает нам, что Б-г в этом мире присутствует, и учит, как правильно жить, и объясняет, что от наших поступков зависит наше состояние не только в духовном, но и в материальном плане.
Автор книги «Кли Якар» в своем комментарии на начало недельной главы Бехукотай, в сжатой форме приводит семь фундаментальных положений, сформулированных по этому вопросу семью комментаторами. С одним из них мы читателя только что познакомили (см. чуть выше наш материал, место о споре в «Кузари»). Перейдем к остальным пунктам списка.
Рамбам в своей книге «Яд hа-Хазока» говорит: в Торе за выполнение мицвот вообще не названа никакая награда! Те материальные блага, о которых идет речь, не являются наградой, они всего лишь дают возможность выполнять заповеди. Человек, правильно использующий этот мир, просто получает больше возможностей, больше того, что необходимо для преумножения Служения Творцу. Евреи должны служить Б-гу ради Его заповедей, а не ради награды, какой бы она ни была — духовной или материальной, здесь, или в любом другом месте. Значит, никаких записей о награде не должно быть вообще. Благодаря пророкам и устной традиции мы все-таки знаем, что награда есть. Но это не входит в установленный порядок вещей. Вс-вышний одаривает по Своей доброй воле, в ответ на наше добровольное Служение Ему.
Рамбам в своей книге «Море Невухим» говорит, что блага, которые названы в Торе, — это все-таки материальные награды, а не только средство для дальнейшего выполнения заповедей. Тора не хочет фиксировать цену награды, - ведь мы должны служить добровольно. Однако награда является противовесом тем благам, которые были доступны идолопоклонникам, умевшим использовать различные силы этого мира себе на пользу, то есть для улучшения своего материального состояния. Вс-вышний обещает нам, что мы в этом мире получим награду лучше и значимее, чем они.
Ибн Эзра в своем комментарии говорит: Будущий Мир — наша главная награда. Но она не вполне понятна для большинства людей. Ограниченность нашего материального существования не позволяет нам даже вообразить духовное наслаждение Будущего Мира. Вот почему Творец обещает награды материальные, вполне реальные и ощутимые, достоинства которых понятны всем без исключения. И эти награды, в то же время, являются проекцией духовных наград Будущего Мира.
Раббейну Бахьей hакоэн считает: то, что награда Будущего Мира есть, это факт, это настолько ясно, что можно и не говорить. Уже одно то, что за некоторые грехи полагается отсечение души от Б-га (карет), показывает, что естественное, нормальное состояние ее — привязанность к Творцу. Совершенно понятно, что когда человек уходит от материальных связей (как это бывает с наступлением смерти), душа автоматически возвращается к своим корням и наслаждается близостью ко Вс-вышнему. Это ясно. Но то, что духовная работа — выполнение заповедей -впоследствии приносит удачу в материальных сферах, совсем непонятно, ново. Вот почему об этом чуде, о материальной награде, так подробно написано в Торе. (С этим объяснением соглашается и Рамбан).
Еще одно мнение принадлежит Раббейну Нисим. Он считает, что речь в главе Бехукотай идет именно о духовной награде, то есть о Шхине. Б-г обещает возможность видеть и чувствовать Его даже в этом мире, среди людей. Как сказано (26, 12): «И ходить буду среди вас, и буду вам Вс-сильным Б-гом и вы будете моим народом».
Раши, разбирая Мидраш «Торат Коhаним», говорит: фраза «и ходить буду среди вас» -означает обещание совместных со Вс-вышним прогулок в Ган Эдене. Но Раббейну Нисим считает, что возможность подобной близости есть и здесь. Имеется в виду Шхина в наших домах и общинах. И если такое возможно уже в материальном мире, то как велика духовная награда в Мире Будущем!
В книге «Икарим» говорится: все награды, описанные в Торе, -предназначены всему народу, соблюдающему законы Б-га. Нужно только, чтобы большинство его представителей находилось в состоянии духовного подъема. Награды же Будущего Мира — сугубо личные. Каждый получает в точности то, что заслужил. Как сказано, «каждый у своего виноградника и каждый под своей пальмой». Награда Будущего Мира не является общественным достоянием. Но в нашем мире мы все влияем друг на друга и награду одерживаем сообща. Поскольку наша Тора написана для еврейского народа языком, понятным народу, заповеди, на которых она останавливает внимание, не индивидуальны, они распространяются на весь народ, а награда за их исполнение - это общая награда нашего мира.
Я предлагаю еще раз прочитать каждый из приведенных выше комментариев, чтобы осмыслить различие между ними. Этот материал — стоит использовать как базовый, необходимый для фундаментального понимания нашей веры.
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"