В начале недельной главы «Беhар» читаем законы Шмиты (7-го года). Тора называет год Шмиты Шабатом земли. В этот год нельзя возделывать землю, а плоды, вызревшие сами собой, имеет право есть каждый, не только хозяин надела или участка. По сути, на этот год каждый земельный надел утрачивает принадлежность своему хозяину.
Тора, от имени Творца, говорит: «...будет земля давать свои плоды и будете есть и насыщаться и спокойно сидеть на ней». И далее: «Чтобы не сказали, что будем есть в 7-й год, если не посеем и не соберем плоды, Я буду давать большое благо в шестой год. И этого урожая хватит вам на три года». Во второй главе нашей недели, «Бехукотай», сказано: если евреи не будут соблюдать эту заповедь, понесут наказание, -изгнаны будут из земли Израиля, «и останется она пустая. И тогда будет отдыхать и получит свои субботы. Все годы ее пустоты она будет отдыхать вместо тех лет, в которые вы были на ней (и не дали ей этот отдых)». «Диврей Аямим» приводит слова Нави: изгнание Вавилонское будет 70 лет, «до тех пор, пока земля не получит все свои субботы».
Раши и другие комментаторы объясняют: в общей сложности, из-за правления царей-злодеев, Шмита и Йовель (50-й год) не соблюдались народом Израиля 430 лет. За этот срок земле полагается ровно 70 лет отдыха. Но почему свой отдых земля получает только во время еврейского изгнания? Разве не бывает неплодородных лет, когда евреи возделывают свою землю, но не получают урожай. Почему эти годы не засчитываются земле как отдых? Как сказано в главе «Бехукотай»: «из-за того, что вы не станете соблюдать Тору.., земля не станет давать плоды».
Отношения между народом Израиля и его землей, определенны Б-гом. Когда евреи живут в Израиле, земля обязана давать урожай. Причем плоды ее урожая должны быть особого качества. Даже когда евреи не соблюдают Тору, земля все равно обязана родить для них. Евреи, в свою очередь, должны давать земле годы Шмиты, но, не зависимо от того, выполняют ли они это обязательство, земля все равно обязана их кормить. Если евреи работают на земле в 7-й год, она будет давать урожай, а наши задолженности «записываются» на наш счет.
За несоблюдение заповедей может нарушиться нормальная деятельность природы, и земля замрет. Но это произойдет только по приказу Вс-вышнего. Таким образом, земля не отдыхает, стараясь выполнять свою задачу, сама она не вправе сводить счеты с евреями-нарушителями заповедей.
Когда народ Израиля в изгнании, земля вправе отдыхать, ведь евреи на ней не живут. Действительно, в разных исторических источниках находим информацию, подтверждающую, что земля Израиля феноменальна. Неевреи, придя к власти, никогда не могли получить удовлетворительный урожай. В стране возникал голод, и только активный импорт продуктов позволял выжить. Так, легионы римлян не могли прокормить себя. Как только евреи были изгнаны, земля перестала родить.
Но что происходит, когда Шмита в Израиле соблюдается? Обязана ли земля обеспечивать сверхурожай шестого года, так, чтобы хватило на три года вперед? На самом деле, земля не должна обеспечивать седьмой год. Сверхурожай — итог особого обещания Вс-вышнего: если евреи полагаются на Него и соблюдают законы Шмиты, Он приказывает земле дать дополнительный урожай. Обратная ситуация - когда евреи не соблюдают Тору, и по приказу Вс-вышнего земля ничего не дает.
Ор hаХаим пишет: «Если евреи соблюдают Шмиту лишь потому, что им обещан утроенный урожай, обещание Б-га перестает работать». Действительно, год Шмиты приходит следом за урожаем 6-го года. Человек уже получил все, пища у него в руках, ее хватит с лихвой на год отдыха. Разве возможно в этот момент доказать, что соблюдаешь Шмиту, во имя Творца и лишь уповая на Творца? (Однако, Вс-вышний знает, кто действительно готов соблюдать закон Шмиты без всяких обещаний и поощрений, и дает ему блага. Ближайший год, 5768-й, является годом Шмиты. В Израиле уже идет подготовка к нему в тех агрофирмах, которые понимают и соблюдают эти важные законы.
В каждом еврейском доме должны также готовиться к предстоящему году, учить законы, регламентирующие правильное отношение к плодам Шмиты. Вне Израиля не стоит покупать в этот год израильские продукты, поскольку запрещено выносить плоды Шмиты за пределы Эрец Исроэль.
Желаем тем, кто соблюдает Шмиту, получить то, что обещано Вс-вышним, — все блага в утроенном размере.
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"