Учавствовать в Б-жественном порядке

Рабовладельческий строй древнего мира диктовал следующий порядок: одни были угнетены и работали на других; другие, угнетатели, пользовались плодами труда угнетенных.

Постепенно общество стало расслаиваться. Появились зажиточные люди, затем выделилась знать. Знатные семьи скупали земли соплеменников. Оставшиеся без земли становились либо ремесленниками, либо наемными работниками, а те, кому не удавалось ни то, ни другое, превращались в нищих.

Время шло. Богатые богатели. Бедные беднели. Наемные рабочие все более уподоблялись рабам. В какой-то момент чаша терпения переполнялась и многочисленные бедняки поднимали восстание против поработителей-богачей. Те, кому удавалось захватить власть и деньги, со временем, становились такой же властью, угнетающей народ.

Какая связь, спросите вы, между этим кратким экскурсом в историю и нашей недельной главой? Однажды, читая главу «Беhар», я подумал о том, что было бы интересно посмотреть на законы Торы, описанные в этой главе, именно с исторической точки зрения.

Посмотрите, как, благодаря Творцу, мудро устроена наша жизнь.

1.   Раз в 7 лет все прекращают работы на своих землях. Поля и сады в этот год становятся доступными для всех. Заходи и лакомись каждый, кто хочет. Нет в этот год разделения на богатых и бедных в плане использования урожая. Более того, в период, когда существовало рабовладение, евреи-рабы на 7-й год получали освобождение.

2.   У каждого еврея был надел в земле Израиля. Этот надел переходил к нему по наследству от отца, и по наследству впоследствии доставался его сыну. Если, в случае крайней нужды, родовое имение приходилось продать, то на 50-й год (Йовель) оно все равно возвращалось к исконному владельцу. Таким образом, ситуация, при которой в руках немногих сосредотачивалось и продолжало накапливаться все больше земли и денег,, исключалась.

3.   В Йовель освобождались все евреи, которые по той или иной причины оставались рабами у своих соплеменников.

4.   Целый ряд заповедей, таких как «пеа»—оставлять край поля, «маасер ани» - десятина для бедного, «маасер ксафим» - десятина от выручки, «цдока» и т.д., создают определенные условия в еврейской среде.

Не буду идеализировать наш народ. Такая задача передо мной не стоит. Были и разногласия, и политические противоречия, и идеологические расхождения... Но, насколько мне известно, не было противостояния между богатыми и бедными.

Данные нам заповеди, без сомнения, имеют глубочайший смысл. Каждая из них работает с так мощно, так эффективно, что зачастую простои человеческой логикой этого не постичь. Но что-то, безусловно, открыто нашему сознанию. Какая радость понимать, как мудро этот мир устроен Творцом. Он дал евреям Тору, заповедал ее изучать, соблюдать ее заповеди. И мы с удовольствием осознаем, что следуя правильным путем, становимся включенными в тот мудрый порядок, который намечен Б-гом.

р. Леви Ицхак Шпендик - по материалам вестника "Кol Уaakov"