Ноябрь 2024 / Хешван 5785

Шмита, броха и наша жизнь

Недельная глава «Беhар» рассказывает о шмите— заповеди, которая заключается в запрете на возделывание земли в течение одного года каждые семь лет. Личное поле в этот год должно считаться бесхозным. Любой человек может прийти на чужое поле (или войти в сад) собрать часть плодов урожая этого года. Но Б-же упаси, не для продажи, а только, чтобы поесть. Понятно, что для выполнения этой заповеди требуется большая вера во Вс-вышнего, т.к. с житейской, обывательской точки зрения теряется заработок целого года.

Тора от имени Вс-вышнего говорит: «Я пошлю Вам благословение в 6-й год, и вы получите урожай на три года вперед», Творец обещает еврею помощь, чтобы приободрить его и помочь выполнить эту заповедь. Святой Жизнелюб (Хофец Хаим) говорит: «У Вс-вышнего есть три способа управления миром. Первый —природный, второй—чудесный, как это, например, было при выходе из Египта. Такое управление выходит за рамки законов природы. Оно реализуется ради еврейского народа или ради отдельных праведников. Третий способ — благословение — нечто среднее между двумя первыми. Это как бы синтез природы и чуда. Если благословение с Небес снисходит в деяния человека, он добивается невероятного успеха».

Пример находим в Талмуде (Трактат Бава Меция, лист 42б). «Идущий измерять свое гумно, говорит: "Да будет воля с-вышнего, чтобы послал благословение в дела моих рук״». Порой это благословение проявляется в том, что удается реализовать некую затею, кому-то казавшуюся несбыточной. Порой ваша деятельность дает вам какой-то особенно большой успех. Или, например, вам необходима помощь определенных людей, и вдруг они сами приходят без вызова. И то, и другое —результат действия брохи — благословения — в котором природа и чудо переплетаются. Этот вид управления еврейским народом мы находим в стихе Торы «Помни Г-спода Б-га своего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатства...» В нескольких местах Торы мы находим обещания, построенные на брохе. В их числе броха, обещанная тем, кто соблюдает заповедь седьмого года — шмиты. Этот вид управления Вс-вышний передал Аврааму.

Как сказано, «и будешь благословением». Потом броха перешла по наследству к Ицхаку, Яакову, а от них, в момент дарования Торы, ко всем евреям. Реализация благословения не зависит впрямую от усилий, вложенных в дело. Человек, если на него снизойдет броха, может, совершив небольшое усилие, добиться колоссального успеха. Во время изгнания Вс-вышний управляет еврейским народом именно так, поскольку никакой логикой невозможно обосновать экономический успех евреев. Благодаря принятию Торы и выполнению ее заповедей, евреи удостаиваются брохи. Те, кто очень сильно уповает на Б-га, в особенности заслуживают того, что благословение приходит к ним прямо домой.

Приведу эпизод из личной жизни. Однажды мне срочно, буквально в считанные дни, нужно было снять квартиру в том же районе, где я проживал. Бесчисленные звонки, выяснение поиски ничего не давали. Наити квартиру и подписать арендный договор было очень-очень важно. Резерв времени таял. Оставалось только молиться, чтобы Б-г помог мне в этом деле. И тут, кто-то из знакомых дал мне еще один номер телефона и сказал: это то, что нужно. Я записал на бумажке номер, поблагодарил, попрощался и, сделав вдох и выдох, снова взялся за телефон, чтобы звонить. В этот момент раздался стук в дверь. Это был хозяин той самой квартиры! «Мне сказали, вы ищете квартиру на съем?!» Читатели, наверное, уже догадались - нам понадобилось 3 минуты, чтобы обо всем договориться.

А вот еще одна история которую мне рассказали недавно. Молодой человек, приехавший из России в Израиль, чтобы в одной из литовских йешив учить Тору, собрался в какой-то момент жениться. Невесту послал ему Б-г особенную, о лучшей и мечтать невозможно, и в дальнейшем жизнь показала, что из этих двоих получилась прекрасная семейная пара. Но в тот момент, накануне свадьбы, перед юношей стояла сложнейшая проблема. Траты предстояли нешуточные, а у него не было денег. Он получил у своего Рош-Йешивы письменное ходатайство и отправился по гмахам (кассам взаимопомощи) и благотворительным фондам в надежде собрать нужную сумму: на аренду зала, на золотые подарки невесте, на угощение для гостей и прочее. А еще предстояло снять квартиру, хотя бы на первые три месяца после свадьбы. От одних этих мыслей можно было сойти с ума. Итак, он отправился за деньгами. В первый день, оббегав пол-Иерусалима, набрал 400 долларов, во второй—200. Это было, как минимум, в десять раз меньше того, что требовалось. В третий день удалось получить 50 долларов. Оставались считанные дни до последней даты, когда еще можно внести плату за свадебный зал. Юноша очень переживал, он понимал, что продолжать беготню в поисках денег— бессмысленно. На четвертый день он пришел к Рош-Йешиве и сказал: «Все, с меня хватит! Я прекращаю суетиться». Тот спросил: «Как ты собираешься оплатить свою свадьбу?» «Не знаю, как, - ответил молодой человек, - но я приехал сюда не для того, чтобы бегать по гмахам. Я должен учить Тору. А Он, если увидит, что Его заповеди выполняются как следует, Сам обо мне позаботится!» Сказал —и ушел в Бейс-Мидраш. На следующий день с улицы в Иешиву вошел незнакомый человек, хасид, и попросил проводить его в кабинет начальства. Рош-Иешива, увидев посетителя, поинтересовался, чем может помочь. Тот спросил: «У вас есть студент-жених?» «Есть», - ответил Рош-Йешива. «Вы можете его позвать?» Этот, никому не знакомый хасид, хотел оплатить чью-нибудь свадьбу. Он хотел сделать большую мицву, и получить возможность повести жениха под хупу. Под хупой во время свадебной церемонии —особая святость. В этот момент можно просить у Вс-вышнего что-то самое важное и сокровенное. Хасиду было о чем просить. У него тяжело болела младшая дочь. И Вс-вышний послал его именно к тому, кто в этот момент тоже нуждался в помощи и так сильно на Него уповал. Хочу пожелать всем нам никогда и ни при каких обстоятельствах не утрачивать способности уповать на Творца и удостоиться Его благословения.

р.Шломо Шапиро