В недельной главе Тазрия Тора подробнейшим образом объясняет порядок ритуального очищения от цараат (проказы), описывая разные формы ее проявления, цвет и прочее. Однако детально не раскрывается суть проказы, и только намеками даются причины ее появления.
Мудрецы, основываясь на случаях, откровенно описанных в Торе, показывают, что, как правило, эта болезнь приходит в виде наказания за лашон кара (злоязычие). Так была наказана Мирьям, сестра Моше, с уст которой слетели недобрые слова в адрес Моше и его жены. Другие причины цараат, названные Мудрецами, также связаны с разного рода негативными отношениями между евреями.
Раввин Шломо Ганцфрид, известный как автор популярной книги «Кицур Шульхан Арух», пишет в своих комментариях к Торе, вышедших под названием «Апирьон», следующее. В самом начале раздела, посвященного цараат, Тора употребляет очень определенные слова, раскрывающие причину болезни. Написано: «человек, у которого будет проказа». Использовано слово Адам — человек. Согласно Мудрецам, Тора, называя человека Адамом, всегда имеет в виду только еврея! - несмотря на то, что так был назван Первый Человек, сотворенный Б-гом, предок всех народов. Отсюда вытекает интересный и важный вывод: характер Первого Человека в полной мере остался только у евреев. Почему?
Рав Ганцфрид говорит, что тот же вопрос можно поставить и в связи с проказой, появление которой наблюдалось только у евреев. Почему у неевреев, в случае их неправильного и пренебрежительного отношения друг к другу, ничего подобного не происходило.
Как объясняет рав Ганцфрид, оба вопроса связаны друг с другом. Слово Адам, в отличие от других названий человека, таких, например, как Энош, не принимает множественного числа. Если хотят сказать «много людей», используют множественное число от слова «Энош» — «анашим». Адам — это либо один человек, либо человечество целиком, но не люди. Данная особенность точно характеризовала первого человека, созданного в единственном числе по образу Единого Б-га. Он, Адам, как один-единственный предок объединяет все будущее человечество.
Разъединение происходит в его потомках. Те или иные качества Адама постепенно утрачиваются. Формируются разные обособленные народы со своими характерными чертами, они развиваются׳ по-своему и избирают свои особые пути.
Каждая из множества наций шла к индивидуализации своих характерных черт. Стремление быть исключительным, единственным в своем роде, породило не вполне правильное понимание единственности человека.
А вот, что характерно, для еврейского народа, - так это его сплоченность, единение. Есть разные характеры, разные колена, но всех объединяют общие предки и полная взаимная ответственность.
Поэтому, - объясняет рав Шломо Ганцфрид, - слово Адам используется теперь только в отношении евреев, и ясно, что проказа - есть следствие любого разобщающего действия, совершенного одним евреем по отношению к другому. На индивидуумов-неевреев она не распространяется.
Интересно следующее. На протяжении двух последних столетий слова Мудрецов о том, что только еврей называется в Торе Адамом (человеком), активно - использовались в антисемитских выступлениях в качестве могучего аргумента,- работающего не в нашу пользу. Утверждалось, что каждый еврей относится к неевреям, как к нелюдям. «Что ж тогда удивительного, что со стороны неевреев наблюдается столь же яркое (или яростное). негативное отношение к евреям?!» - восклицали наши оппоненты. Одним из последних громких публичных дел, когда прозвучали подобного рода аргументы, стало судебное слушание по делу Менахема Мендела Бейлиса, обвиненного в ритуальном убийстве, совершенном накануне Песаха в марте 1911 года. Жертвой оказался 12-летний ученик Киевско-Софийского духовного училища Андрей Ющинский. Обвиняющая сторона высказала то соображение, что ради выполнения заповеди мацы евреи убивают неевреев (замешивая тесто на крови христианских младенцев и непорочных юношей). Еврейская сторона возразила: «Никто не вправе обвинить нас в подобного рода убийствах, так как важнейшая для нас заповедь не убивать!» «Да! Не убивать себе подобных, евреев! Ведь все остальные для вас не люди! Что в ваших книгах написано?! Адам, человек, - еврей! А запрета на убийство нечеловека нет!» - заявило обвинение. И тогда рав Мазе, раввин Москвы, сказал: «Я объясню вам разницу между нами и вами. Она в том, что Адам, еврей, человек, — символ единения еврейского народа. Каждый из вас, неевреев, - энош — человеческий индивидуум, символ разобщения, обособленности личности. Подумайте! Вот, на скамье подсудимых сидит один из нас, «Адам», ставший сейчас центром внимания, сопереживания, сострадания для всех евреев мира. Если бы вы хотели осудить за убийство не Бейлиса, а Ивана Сидорова, - стали бы все, неевреи мира, объединяться с целью защитить его и поддержать? Разумеется, нет!» Возможно читателю будет интересно узнать, что прямых улик против Бейлиса не было, он был признан невиновным в убийстве и освобожден из-под стражи.
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"