В Торе читаем: «И сказал Элазар, священник, воинам, ходившим на войну: вот закон Торы, который Господь заповедал Моше: только золото и серебро, медь, железо, олово и свинец - все, что проходит через огонь, проведите через огонь, и (оно) очистится, но и очистительной водой пусть очистится; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду» (Бемидбар, 31:21-23).
Эти слова были сказаны воинам, участвовавшим в войне с государством Мидьян и захватившим в числе прочих трофеев также и посуду. Элазар предупредил их, что пользоваться захваченной посудой можно только после того, как ее стенки очистят от впитавшегося в них вкуса запрещенной для евреев пищи, которую ели мидьянитяне. В основе слов Элазара лежит принцип, который можно сформулировать так: вкус недозволенной пищи запрещен Торой иногда не менее строго, чем сама эта пища. Оказывается, посуда впитывает вкус пищи, которая варилась или жарилась в ней, а затем выделяет его, присоединяясь к вкусу новой еды. Другими словами, если мы варим кашерные продукты в кастрюле, в которой раньше варилась запрещенная пища, то вкус этой запрещенной пищи, выделяясь, делает запрещенными наши кашерные продукты, на которых стояли самые строгие печати. Поэтому необходимо каким-то образом уничтожить оставшийся на стенках сосуда вкус. Такой процесс называется кашерованием посуды.
Все сказанное выше верно и по отношению к запрету на хамец (любое мучное блюдо, в том числе хлеб, при приготовлении которого в тесте происходит процесс брожения) в Песах. Посуда, которой пользовались весь год, впитала хамец, а потому не может быть использована в Песах. Если нет отдельной пасхальной посуды, нужно знать, как кашеровать ту, которой пользовались в течение года, чтобы удалить запрещенный вкус.
Каким образом кашеруется посуда? В процитированном выше отрывке Торы содержится основной принцип: впитавшийся вкус выводится со стенок посуды в соответствии со способом использования: посуду, предназначенную для приготовления пищи на огне, следует прокалить; посуду, в которой продукты варят в кипящей воде, следует прокипятить. Как говорится, клин выбивают клином. Таким образом, посуду, которой пользовались только для холодной пищи, достаточно вымыть, чтобы очистить ее от хамеца. Кипятить или прокаливать ее не нужно, потому что вкус холодной пищи не впитывается в стенки посуды. Правда, есть исключения из этого правила: некоторые виды пищи способны впитываться даже в холодном виде. В первую очередь это относится к жидкостям, простоявшим в сосуде более 24 часов (например, пшеничный спирт в бутылке), а также к острой пище, которую резали ножом или измельчали в мясорубке (например, мясорубка, в которой проворачивали холодное мясо с хлебом и луком для котлет). В таких и подобных случаях посуду надо кашеровать как будто бы ей пользовались для приготовления горячей пищи.
Итак, у нас есть три основных способа кашерования: прокаливание на огне, кипячение и отстаивание в воде (им пользуются тогда, когда холодная жидкость простояла в посуде 24 часа).
Окинем взглядом кухню и проверим, что нужно обработать, возможно ли откашеровать всю посуду (не все материалы поддаются кашерованию), и если да, то каким образом это делается.
Вилки, ложки и металлические кастрюли кашеруются кипячением. Сложность возникает с эмалированными кастрюлями. Согласно некоторым авторитетам, кипячение здесь не помогает, и в этом случае нужно прокаливать, но многие законоучители разрешают пользоваться в Песах эмалированной посудой, прокипяченной три раза. Этому указанию можно следовать, находясь в стесненных обстоятельствах (когда нет других кастрюль), но в обычной ситуации следует прокалить.
Ножи: вследствие сложности их кашерования желательно иметь отдельные ножи на Песах. Если такой возможности нет, можно кашеровать имеющиеся ножи, но не все. Те, что состоят из двух частей (то есть ручка прикреплена к лезвию клеем или заклепками), кашеровать нельзя. Их придется отложить и не пользоваться ими в Песах. Те ножи, в которых лезвие и ручка являются единым целым (отлиты целиком или припаяны), желательно прокалить на огне, но, следуя букве закона, достаточно их прокипятить.
Тарелки из стекла и дюралекса у ашкеназийских евреев не принято кашеровать, но в стесненных обстоятельствах (если нет средств купить новые) можно прокипятить их или кашеровать отстаиванием в воде в течении трех суток. То же самое относится к стаканам из стекла: их кашеруют только в стесненных обстоятельствах.
Газовая плита: желательно иметь на Песах отдельные железные подставки, на которые ставят кастрюли. Если нет пасхальных подставок, следует прокалить повседневные. Конфорки нужно тщательно чистить от остатков пищи, прилипших к ним, а затем зажечь их на час. Эмалированный поддон плиты кашеруют струей крутого кипятка с раскаленным камнем (предварительно хорошенько вычистив), в крайнем случае, достаточно покрыть поддон толстой фольгой.
Сковороды кашеруются прокаливанием, тефлоновые сковороды, портящиеся от прокаливания, принято не кашеровать, однако есть авторитеты, разрешающие кипятить их троекратно.
Краны следует обдать крутым кипятком, желательно установить на них фильтры.
В мясорубке, в которой проворачивали время от времени хамец (многие хозяйки проворачивают хлеб вместе с мясом для котлет), следует прокалить все металлические части, а те, что нельзя прокалить, - прокипятить. Если мясорубка электрическая, не забудьте удалить крошки хамеца с электрических частей. Мясорубку, в которой никогда не проворачивают хамец, достаточно прокипятить.
Кухонная раковина тоже нуждается в кашеровании. Если она сделана из нержавейки, то процесс кашерования выглядит следующим образом: кипятят чайник и одновременно накаливают камень или любой железный предмет. Когда он накалится, кладут его в раковину и льют на него крутой кипяток из чайника. Постепенно передвигают его по всей поверхности раковины и в каждом новом месте льют крутой кипяток. Керамическую раковину кашеровать нельзя.
Остается только вымыть ее начисто от остатков пищи и покрыть специальным покрытием так, чтобы посуда не касалась стенок и дна. Если у вас нет такого покрытия, придется мыть посуду навесу, не опуская в раковину.
Духовки, в которых пекли изделия из муки, принято не кашеровать. Духовка с грилем, в которой на протяжении всего года готовили только мясо и не пекли ничего мучного, может быть откашерована. Следует ее тщательно вымыть с сильными моющими средствами, подождать после этого сутки, а затем включить духовку на максимальную температуру в течение часа.
Блендер - режущую часть следует заменить, потому что очистить ее полностью от хамеца невозможно.
Холодильник чистят самым основательным образом,причем полки принято покрывать бумагой или другим материалом.
Термос, как и любую стеклянную посуду, не принято кашеровать.
Миксер нужно хорошенько вычистить, желательно снять крышку, для того чтобы удалить муку, забившуюся в щели во время приготовления теста. Те части, которые соприкасаются с пищей, необходимо обработать: а) ножи прокалить, б) насадки для взбивания прокипятить. Те части, которые используют для приготовления теста, не кашеруются.
Посудомоечную машину нужно очистить от остатков пищи, особенно поддон, и не пользоваться ею 24 часа, затем включит на максимальную температуру без посуды. Есть мнения, что, если температура воды ниже 100 градусов, следует поместить внутрь машины железный предмет для того, чтобы вода вскипела.
Стол, на который непосредственно не ставят горячие кастрюли, а обычно пользуются подставками, достаточно очистить и покрыть скатертью.
Терку, на которой трут только овощи, достаточно прокипятить, если же на ней терли и мучные изделия, следует прокалить ее.
Полотенца, которые соприкасались с тестом, не кашеруются, другие просто стирают.
Скатерти стирают при максимально высокой температуре.
Сушилку для посуды тщательно моют, и этого достаточно.
Чайник кашеруется кипячением «кли ришон», а если он слишком велик, то кипятят воду в нем и бросают в него раскаленный камень.
Женщины, не снимающие кольца во время приготовления теста, должны вычистить и прокипятить их; некоторые авторитеты настаивают на «продаже» таких колец, подобно посуде, постоянно контактирующей с хамецом, которую не кашеруют.
р. Моше Пантелят - по материалам журнала "Община"