Ворт рава Эльяшиваזצ"ל на недельную главу Цав
Рассказывает Мидраш (Вайикра Раба 3, 5): "Царь Агрипас как-то решил принести за один день тысячу жертв ола. Приказал первосвященнику в этот день не принимать жертвы ни от кого другого. Пришёл тут некий бедняк и принёс двух голубей для жертвоприношения. Сказал ему первосвященник: "Царь запретил принимать сегодня какие-либо жертвы, кроме его собственных". Сказал бедняк: "Господин мой первосвященник! Я ежедневно ловлю четырёх голубей. Двух приношу в жертву, а за счёт двух других живу. Если ты сейчас не примешь от меня этих голубей, получится, что ты перерезаешь моё пропитание." Первосвященник принял голубей и принёс их в жертву. В следующую ночь царю во сне было сказано: "Жертва бедняка предшествует твоей." Проснувшись, царь вызвал первосвященника и потребовал объяснений. Когда же тот рассказал всю историю, царь решил: "Ты поступил правильно от начала и до конца." А о жертве этого бедняка сказано (Теhилим 22:25): "Ибо не презрел, не отверг Он молитвы страждущего"".
Есть ещё один вид жертв - такие, как в своё время принёс Каин. "И принёс Каин из плодов земли" (Берейшис 4:3) -из остатков своей трапезы" (Мидраш Танхума Берейшис 9).
Итак, находи в Торе три вида жертв: жертву Агрипаса, жертву того бедняка и жертву Каина. Бедняк верит, что его жертва обеспечивает ему пропитание, жертва царя сама по себе замечательна, но для того, чтобы её принести, царю не нужно было даже немного напрячься (царь есть царь - ему не пришлось влезать в долги, чтобы пожертвовать стадо в тысячу голов, да и не последнюю скотину гнали в Храм по его приказу). А Каин и вовсе принёс объедки.
"Сказал Рейш Локиш: "Что означает стих "Вот учение (в оригинале "Тора") о жертвах ола, минха, хатaт и ашам" (Вайикра 7:37)? Каждый, кто учит Тору, как будто приносит все эти жертвы"" (Мнохойс 110а). Здесь тоже есть эти три разновидности. Некоторые выделяют время для изучения Торы и понимают, что всё здоровье, благополучие и пропитание их и их близких зависит от той Торы, которую они учат. Иногда это связано с неудобствами, возможно, трудностями, но такой человек верит: "Если сейчас не принимаются мои голуби, значит перерезается моё пропитание", потому что только Тора держит его и его близких на верном пути.
Есть другие. Те, кто, конечно, выделяют время для занятий Торой, но не готовы поступиться чем-то, - ни минимальными удобствами, ни каким-нибудь удовольствием этого мира. И наконец, есть люди, которые "приносят в жертву обьедки". Такой человек приходит вечером с работы, он просто обязан внимательно изучить газету, просмотреть несколько новостных лент в Интернете, и только после этого, возможно, вспоминает, что у него сегодня урок. Естественно, в Бейт Мидраше он появится за пятнадцать минут до его окончания... Как мы помним, "А на Каина и на дар его не обратил внимания..." (Берейшис 4:5).
Человек, который в плане духовности довольствуется малым, живёт по песенке, которую мы поём в ночь пасхального Седера. Она называется Даейну. Помните? "Если бы приблизил нас к горе Синай, но не дал нам Тору, с нас довольно... Если бы кормил нас маном, но не дал нам заповедь Шабата, с нас довольно... Если бы привёл нас в землю Израиля, но не построил нам Храм, с нас довольно..."
Однако, шутки в сторону. Если, когда речь заходит о Торе, человек говорит: "Хватит!" - он может перекрыть жизненно важные "поставки" в самых разных областях. Ведь Тора - источник жизни, а если человеку всего довольно...
Пересказ р. Шимона Анетдинова