Ежегодно в праздник Песах мы отмечаем выход из Египта и освобождение от египетского рабства, как в физическом, так и, что может быть более важно, в духовном смысле. Мудрецы говорят: праздник Песах отмечается даже в изгнании; отмечается, несмотря на то, что мы опять несвободны. Потому что такого полного отсутствия святости, как это было в Египте, нигде и никогда больше нет и не будет.
Понятно, что чувство физической свободы и ощущение духовного освобождения разным людям присуще не в равной степени. Мы знаем, что 80% евреев не вышли из Египта. Они умерли во время казни тьмой. (Б-г сделал так, чтобы египтяне не смогли этого увидеть). Они не удостоились Исхода, так как не смогли подняться над ставшим привычным состоянием рабства.
Они не нашли в себе силы освободиться и от египетской нечистоты. Но даже среди тех, кто вышел, были люди с разным духовным уровнем. И это отражается в том, как сформулирована заповедь, повелевающая рассказывать сыновьям о выходе из Египта. Эта заповедь упоминается в Торе 4 раза и каждый раз другими словами.
В Пасхальной Агаде подробно рассматриваются четыре типа сыновей, - мудрец, злодей, простак и глупец, - каждому из них следует передать информацию об Исходе, используя индивидуальный подход.
В предисловии к этому месту Агада говорит следующее: «Благословен Маком, благословен Он, благословен Тот, кто дал Тору своему народу Израилю, благословен Он!»
Спрашивает рабби Цадок hа-Коhен из Люблина: «Что это за благословение такое особенное, и как оно связано с четырьмя сыновьями? Почему мы благословляем Вс-вышнего за сына-злодея? И, более того, почему, именно в том месте, где в Торе приводится вопрос этого сына, - "что это за работа для Вас?", - в конце раздела сказано, что народ поклонялся Вс-вышнему с благодарностью. Мы что, еще и благодарим за сына-злодея? »
Раши объясняет: благодарение Вс-вышнему евреи возносят за то, что Он обещает им рождение сыновей.
Но тут рабби Цадок снова ставит вопрос: что это за особая новость для народа — рождение сыновей? Если бы подобное обещание было индивидуально адресовано каждому еврею, тогда было бы понятно. А когда речь идет обо всем народе, то это как будто естественная вещь, - ничего чудесного в ней нет.
Значит, объясняет рабби Цадок, это обещание имеет особенность, и она заключается в том, что даже сы-новьям-злодеям Вс-вышний повелевает рассказывать о выходе из Египта. Из чего вытекает, что и они не потеряны для еврейского народа. Следовательно, это особое обещание адресовано именно народу: в среде евреев, конечно, имеется много разных людей, в том числе и злодеев, но все еврейские души, вышедшие из Египта, особо оберегаемы Вс-вышним и в конце концов, раньше или позже, так или иначе, они поднимутся. Эта мысль подкрепляется идеей, которую мы несколько раз встречаем в Талмуде: даже согрешивший еврей, все равно остается евреем.
Анализируя упомянутое выше предисловие к этому странному месту в Агаде, рабби Цадок раскрывает смысл благословений. Так слова «благословен Маком» символизируют мудрого сына, поскольку здесь то из имен Вс-вышнего, постижение которого не доступно всем и каждому, оно несет в себе глубокое понимание Его сущности. А слова «благословен Он» содержат намек на сына-злодея. Вс-вышний назван не прямо, а в третьем лице — «Он». Действительно, связь злодея-еврея со Вс-вышним не видна. Но, тем не менее, она существует, пусть в скрытом виде, неявно. И, в конце концов, обнаруживается. Кстати то, как следует отвечать злодею («если бы ты жил во время выхода из Египта, то не вышел бы»), несмотря на жесткость, свидетельствует о том, что он не потерян для народа. Ведь вышел же все-таки! А значит, вошел в сообщество тех, кто стал еврейским народом! И будет, в конце концов, освобожден из своего духовного плена вместе со всеми.
На простака намекают слова «благословен Тот, Кто дал Тору своему нарожу Израилю». Ведь благодаря Торе, даже простак достигает какого-то уровня святости и получает знание о Вс-вышнем.
Последнее «благословен Он» - для глупца. Глупцу не дано воспринять знание о Вс-вышнем, но он остается с среде еврейского народа. Эти узы, эта связь, свидетельствуют о том, что даже и через глупца продолжается еврейская Традиция. А это, в свою очередь, говорит об особенностях отношений Вс-вышнего со всеми (с любыми) представителями еврейского народа, даже с такими, которые кажутся нам недостойными.
Хочу только добавить к словам рабби Цадока hа-Коhена что ни сего дня, ни, наверное, в другие времена, не было и нет стопроцентных мудрецов, «чистокровных» злодеев, исключительных простаков или глупцов. В каждом из нас есть какая-то часть от каждого из этих типов. Разница только в соотношении пропорций.
Когда мы соберемся вокруг пасхального стола, важно вспомнить, что вышли мы из Египта все вместе, и раньше или позже, так или иначе, вместе обретем освобождение.
р.Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"