В преддверии Песаха всегда наступает время, когда мы стараемся разорвать оковы повседневности, справиться со своими недостатками и подготовить себя к наилучшему восприятию Торы. Потому что Песах — это Праздник свободы от привычек и других сковывающих нас вещей, мешающих идти Путем Б-га.
За короткий срок мы должны избавиться от хомца (квасного) не только в своем доме, но и (что может быть еще важнее!) в своем сердце, очищая его для святости.
И тут наши благие намерения наталкиваются на одну весьма серьезную преграду. Имя ей - «мнение окружающих». Оказывается, это невероятно важно, - что они о нас подумают. Что подумают друзья? Что подумают знакомые? Что подумают родные? Что подумают соседи? А вдруг, увидев наше усердие, они решат, будто мы «корчим из себя гиперправедников». И так и скажут нам: «Что это ты изображаешь, что из себя строишь, дорогой? Не далее, как на днях, пил с нами пиво, травил анекдоты, развлекался, кайфовал... А теперь? Иди, дорогой к нам... У нас тут хорошо, весело, ты же это знаешь!»
Что им ответить?
Представим себе песочницу на детской площадке, и детишек, увлеченно играющих в ней. Одни строят домики, другие пекут куличики, третьи устраивают лабиринты, четвертые роют подземные ходы и пещеры... Все в песке, в грязи, но все отдаются своим занятиям упоенно, а то, что они перемазаны, никому не мешает, им и в таком виде хорошо. И тут подъезжает роскошный автомобиль, из него выходит респектабельный господин, зовет одну из чумазых девочек, она радостно, с возгласом «папа, папа», бежит к нему, он подхватывает ее на руки, несет к машине, бережно усаживает на мягкое сидение и уезжает. Проходит совсем немного времени, день или два, и появляется та самая роскошная машина. Она медленно проезжает мимо песочницы, а с заднего сидения в окошко, улыбаясь, выглядывает та самая девочка. Только теперь она вся чистенькая в нарядном и очень дорогом платьице, в ушках ее золотые сережки с бриллиантиками, изящная брошь приколота к воротничку. Девочка улыбается и машет своим старым знакомым. А они, завидев давешнюю подружку, тоже кричат и машут, и зовут ее выйти из машины, чтобы немедленно присоединиться к ним. «Давай сюда! У нас тут здорово! И очень-очень хорошо!» А она отрицательно крутит головой: она не может. Конечно, не может! Ведь она во всем чистом, такая умытая, нарядная, вместе с папой. Они едут в какое-то замечательное место. Она не знает еще точно, что там будет, но ясно, что что-то очень хорошее, потому что папа обещал ей сюрприз. А дети кричат: «Вылезай! Что ты там делаешь? Твое место здесь! Мы придумали новую игру! Такую интересную! Тут весело! Ну! Давай к нам, скорее!» Но девочка смотрит на своих недавних друзей скептически: «Что вы можете предложить? Разве это сравнится с тем, что дарит мне отец, с тем, что есть у меня сейчас, и что будет? Не интересно мне больше в этой песочнице!»
Мидраш на «Шир-hа-Ширим» («Песнь Песней») говорит, что так же случится и с нами, когда настанет час избавления для всего народа Израиля. Вс-вышний поднимет еврейский народ (который называют возлюбленной Б-га) выше других народов Земли, и скажут тогда все эти народы: «Кто та, выглядывающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» («Песнь Песней», гл. 6, стих 10). Поняв же, что это Израиль, который еще недавно так же, как они «развлекался» в грязи этого мира, воззовут: «Вернись, вернись, Шуламит! (С нами тебе было так хорошо!) Вернись, вернись (и мы посмотрим на тебя! Ну, чем ты от нас отличаешься? Ведь только что была, как все мы!) Так возвращайся к нам, и мы дадим тебе много всего хорошего!»
Но ответит Израиль (Шуламит): «Что вам смотреть на меня? Возможно вы правы в том, что я мало от вас отличалась, и не моя заслуга, что так вознеслась. Но не интересно мне больше с вами. Мне лучше с Отцом (со Вс-вышним), Который дает мне то, что никто дать не в состоянии, так как ищу я святость».
Мне кажется, такие же слова мы должны сказать своим привычкам и слабостям, а также тем окружающим, которые плохо на нас влияют. Наверное стоит поблагодарить их за компанию и признать: «Правильно, мне было хорошо с вами, мне было с вами очень весело и интересно. Простите, но сейчас это уже не так. Ваши развлечения меня больше не занимают. Потому что я рядом с Отцом (Б-гом), и то, что дает мне Он, никто дать не может».
Будем надеяться, Творец сделает так, что нас правильно поймут!
p. Леви-Ицхак Шпендик - по материалам вестника "Кol Уaakov"