На этой неделе начался месяц Нисан. В парашат hа-Ходеш говорится, что этот месяц является первым в ряду месяцев, составляющих еврейский год.
В Нисане евреи вышли из Египта, и именно в тот момент был создан наш календарь и окончательно установлен порядок месяцев.
Наши Мудрецы утверждают: время Нисана наилучшим образом «приспособлено» для освобождения. Однако тот факт, что с него начинается отсчет месяцев, показывает, что не только он, но и вся наша календарная система привязана к выходу из Египта. (Кстати, месяцы в Торе не имеют названий. Они обозначены порядковыми номерами).
Известно, что задолго до выхода из Египта наши праотцы руководствовались таким же календарем, каким мы пользуемся сегодня. Отсчет дат велся от Сотворения Мира, месяцы считались по фазам Луны.
Уже в главе Берей-шит было определено, как будут отсчитываться даты и праздники и как они привязаны к движению Луны и Солнца. Известно также, что наши праотцы соблюдали праздник Песах, - и именно в установленные для него сроки. Как известно, ангелов, пришедших к Авраhаму с вестью о совершившемся зачатии и предстоящем рождении сына, радушный хозяин угощал мацой, поскольку это было как раз в Песах.
И вот еще что интересно: согласно Торе, новомесячья и праздничные даты еврейского календаря имеют особую связь с еврейскими Мудрецами. Без них, без их решения и даже приказа, фактически не наступает новый месяц, а следовательно и праздник. Это совсем не означает, что Луна по приказу Мудрецов меняет скорость своего движения. Цикл продолжается и без этого. Но принцип, на котором основано использование еврейского календаря, заключается в сотрудничестве природы мира и наших Мудрецов. Новомесячья и праздники не отмечаются «механически», то есть, исключительно по той причине, что миновал месяц или, соответственно, год, с прошлого такого же события. Событие должно быть освящено Бейт-Дином (Раввинским Судом). То есть, сначала Бейт-Дин сообщает о нашей готовности, объявляет время и дату, и только потом событие наступает.
Периоды еврейского года имеют свои особенности, благодаря тому, что осознаны человеком. Это случилось только после выхода из Египта, когда став единым народом, евреи смогли осознать предназначение времен года и создать постоянный календарь. Теперь система отсчета времени привязывалась к освобождению. Весь календарный год стал поделен на периоды. Они были связаны между собой и каждый имел собственное предназначение. Действительно, уже с Песаха начинали готовиться к тому, чтобы вскоре получить Тору (в шестой день третьего месяца). Затем всем народом готовились отпраздновать Рош-hаШана, а дальше и праздники месяца Тишрей.
Месяцы Нисан, как в момент Исхода, так и через год, были очень насыщенными. Накануне выхода из Египта Вс-вышний дал евреям информацию о календаре и заповедал подготовить пасхальную жертву. Времени было крайне мало, и при этом нужно было многое успеть: очиститься, попросить имущество у египтян, подготовить условия для первого пасхального седера. В следующем году в это время уже был Миш-кан (Переносной Храм), и 1-го Нисана в нем прошла первая Служба. В этот же день был приготовлен пепел красной коровы и многое другое, связанное с началом постоянного Служения Б-гу. С тех пор и до сегодняшнего дня весь Нисан является месяцем радостных событий. В Нисане, единственном месяце в году, мы не читаем молитву Таханун.
Современный Нисан также предельно насыщен событиями и проходит очень напряженно. В каждом еврейском доме с его наступлением уже плотно и напряженно занимаются подготовкой к Песаху. Проводятся тщательные уборки помещений на предмет изъятия и уничтожения хомца (квасного), заказывается специальная пасхальная продукция, и, в первую очередь, маца и вино. Но поскольку каждый еврейский праздник требует осознания и внутренней подготовленности, запастись мацой и вином недостаточно. Нужно пропитаться атмосферой и духом Нисана и Песаха.
Обязательное чтение основной части Пасхальной Агады в Шабат, предшествующий Песаху (в этом году — через неделю), не зря установилось как обычай. Ведь люди так могут погрузиться в бытовую подготовку, что совсем не успеют подготовиться духовно. Именно в Шабат, когда все дела откладываются, можно и нужно заняться духовной работой.
Чтобы практическая подготовка осуществлялась правильно, мы уже с 15-го Адара должны были заняться изучением законов Песаха. А с наступлением Нисана, пора сосредотачиваться на духовных вопросах. Как сказано Мудрецами, интенсивность духовной работы начала Нисана такова, что можно было бы подумать, будто заповедь рассказывать сыну об Исходе и читать Пасхальную Агаду вступает в силу уже с 1-го числа. Нет, конечно. Но эта напряженная духовная работа нужна для того, чтобы мы и наши сыновья смогли наилучшим образом, то есть наиболее полно и глубоко, осознать и прочувствовать идею духовного освобождения. Ведь именно благодаря духовной работе, евреи успели так быстро выйти из Египта — уже к середине месяца они были свободны от рабства.
Так и сегодня. Если с начала месяца нам удается сосредоточиться не только на бытовой уборке, но и на чтении текстов и комментариев, посвященных великому периоду Исхода, значит, с Б-жьей помощью, нам удастся достигнуть необходимого настроя и готовности к Пасхальному Седеру.
р. Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"