Один за всех

В текущей недельной главе Тора рассказывает о различных жертвоприношениях, в том числе и о жертве хатат, приносимой тем, кто нарушил некоторые запреты Б-га по незнанию. Интересно, что в этом случае вид жертвенного животного меняется в зависимости от того, кто согрешил. Коhен Гадоль приносит в жертву быка, царь — козла, обычный человек — козу или овцу. Комментаторы находят еще некоторые различия между грешниками «разных сословий».

Автор «Кли Якар» обращает внимание на то, что везде, кроме отрывка о Первосвященнике, сказано: «...и будет прощено ему». Почему?

Коhен Гадоль является примером для других, все равняются на него. Поступая неправильно, не по Торе, он как бы побуждает окружающих делать так же! И, следовательно, на нем не только личный грех, но и грех всех тех, кто повторил его проступок. Жертва же может служить искуплением лишь личного греха.

Слова Торы об ответственности Первосвященника не теряют актуального значения и для нас. Те, кто удостоились обучать евреев Торе, приближать их к Б-гу, должны знать: за ними следят внимательные глаза учеников, и каждое действие или слово запоминается и передается дальше. Руководитель одного из коллелей Йешивы «Швут Ами», рав Яаков Баум, часто повторяет тем, кто вступает на тернистый путь кирува: «Для ваших учеников цепочка передачи Торы выглядит примерно так: Г-сподь Б-г — Моше Рабейну — и вы, т.е. преподаватель!»

И действительно, еврей, родившийся в религиозной семье, прошедший обычный путь — хедер, йешива, коллель — видит перед собой немало примеров для подражания: своего отца, учителя в хедере, преподавателей йешивы, раввина синагоги и т.д. У человека, возвращающегося к Торе, есть зачастую только один Раввин, один Учитель — тот, кто привел его в «Райский Сад» иудаизма. Само собой, такая ситуация накладывает на раввина особую ответственность, особую обязанность не ошибаться. В Талмуде (Санhедрин 56) рассказано об одном ученике Йешивы, обладавшем нечеткой дикцией. Жители некоего места поняли его речь неправильно и это привело к ошибке в hалахе. Раби Йеhуда hа-Наси, случайно оказавшись в тех краях, исправил ошибку. И с тех пор было постановлено: ученик не имеет права давать hалахические указания без разрешения на то своего раввина. А раввин должен проверять не только знания ученика, но и его произношение!

Как видим, любой, даже не слишком серьезный дефект речи может привести к опасным последствиям.

Вот случай из моей практики. Как-то на уроке мы обсуждали, какое благословение произносится на шоколад. Я сказал, что по некоторым мнениям следует говорить «борэ при hа эц», как на фрукты, так как в основном плоды дерева какао употребляются в виде шоколада. О том же, что по общепринятому мнению говорят «шеhаколь», я сказал, видимо, недостаточно ясно. Неприятным сюрпризом для меня оказался спор, разгоревшийся через несколько дней. Кто-то из присутствовавших на уроке теперь уверенно доказывал, что броха на шоколад именно «борэ при hа эц».

При этом он ссылался на мое «авторитетное мнение», прозвучавшее на том самом уроке!

Иногда в ходе занятия раввину задают вопрос, в ответе на который он не уверен. Возможно, об этом и сказали наши Мудрецы: «Приучи свой язык говорить: я не знаю!» Положившись на память, или того хуже, на смекалку, легко впасть в заблуждение и ввести в заблуждение окружающих. Но если уж вы все-таки даете ответ, то не забудьте особо подчеркнуть, что это лишь ваше предположение и что следует его перепроверить. Написано, что благо, посылаемое Творцом, на порядки больше, чем наказание. Человек, допустивший ошибку, наказывается «за всех», кто ошибся вслед за ним, и это тем более страшно, чем большее число людей на него равняются. Насколько же большую награду получит тот, кто ведет себя правильно, обучая евреев истинной Торе!

На самом деле, не только официальные раввины, преподаватели и наставники, но и любой религиозный еврей является примером для подражания. Поведение каждого из нас оценивают. И нередко от этой оценки зависит чье-то решение, - жить по Торе или нет. Известны случаи, когда одна-единственная встреча с соблюдающим евреем переворачивала еврею светскому всю его жизнь.

Дай же нам Б-г сил и успеха в правильном поведении, освящающем Имя Твое!

р. Шломо-Залман Кренцель - по материалам вестника "Кol Уaakov"