Тосафот, трактат Мегила, говорит: в качестве покрывала для Свитка Торы нельзя использовать ткань, сделанную для других целей. Так же и в Храме - не используют предметы, которые сделаны и которыми пользовались не для службы Б-гу. Рамбам добавляет: все, что используется для службы в Храме, обязательно изначально должно быть сделано именно для этого. Даже новые вещи, сделанные не для Храма, не годятся.
Мишкан, который строился в пустыне, сооружали из того, что приносили в дар евреи. А они, в свою очередь располагали вещами, вывезенными из Египта. Тора не только называет материалы, использованные для создания Храма, но и дает перечень украшений, отданных в Храм. На самом деле, эти драгоценности ранее использовались. Но раз так, как их можно было брать для Мишкана? Объяснение можно найти, изучая комментарии к нашей недельной главе, связанные с храмовым умывальником (кийором). Тора пишет, что кийор был сделан из медных зеркал, принесенных женщинами. Безусловно, прежде женщины пользовались этими зеркалами, гляделись в них, чтобы убедиться в своей привлекательности, или чтобы «навести красоту». А разве возможно после этого использование зеркал в Храме с самым высоким предназначением - во имя служения Вс-вышнему? Мидраш отвечает: можно! Те зеркала были свидетелями сокровенных помыслов своих хозяек, каждая из которых стремилась нравиться мужу, и своей миловидностью хотела только укрепить Дом. Принося зеркала для Храма, женщины подчеркивали чистоту своей души. Значит, такие предметы подходят Храму. Комментаторы сравнивают храмовую пригодность зеркал с пригодностью других украшений, которые использовались не сами по себе, а только с добавлением слитков чистого золота (оно, в свою очередь, никогда ни для чего другого не использовалось).
Но кийор был сделан только из зеркал. На самом деле, как объясняет Маген Авраhам, даже для кийора, если бы медь не расплавляли, нельзя было использовать эти зеркала. И все остальное, что пошло на оснащение Храма, переделывалось специально для Храма.
И еще объяснение: основным материалом, из которого создавались предметы Мишкана, была древесина кедра. Откуда она бралась в пустыне? Мидраш говорит: даже в Египте такие деревья не росли, пока Яаков не привез их семена из Израиля, и, спустившись в Египет, не посеял их именно для Мишкана, который, как он знал, будет сооружен в пустыне. Возможно, не имело значения, каков источник золота, поскольку оно использовалось для покрытия поверхности и инкрустации предметов. Ведь в основе их была древесина кедров, посеянных и взращенных специально для Храма. И только Менора была полностью золотой, без деревянной основы. Поэтому, чтобы ее сделать, переплавили чистый слиток. Так же кийор, сделанный из чистой меди, должен был состоять из цельного материала, без деревянной основы. Возможно, не только чистые помыслы женщин позволили использовать зеркала для кийора. Как показывает Бааль hа-Турим, слово, которым Тора называет зеркало, в других местах означает пророческое ведение. И женщины, зная, что медь потребуется для кийора, изначально заказывали себе зеркала с этой целью (подобно Яакову, посадившему кедры). Рамбам пишет: если исходное предназначение вещи - для Храма или Синагоги, ее можно использовать и в личных целях, пока она не будет востребована по своему назначению.
р.Акива Йосович - по материалам вестника "Кol Уaakov"