Июнь 2017 / Сиван 5777

Для детей и взрослых к субботнему и праздничному столу.

Праздник Суккот.

После суда Нового года и расскаяния Йом кипура, наступает радостный праздник Суккот. В течение 7-ми дней евреи покидают свои дома и живут в шалашах.
В Торе, в книге Ваикра, в гл. 23-й написано: «В шалашах живите семь дней: всякий житель в Израиле должен жить в шалаше – дабы знали во всех поколениях ваших, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда выводил их из страны Египетской».
Простое толкование этого стиха таково: находясь в пустыне в течение 40 лет, евреи жили в шалашах. И в память об этом мы получили заповедь во время праздника суккот сидеть в шалашах. Но почему стих подчёркивает что евреи сидели в шалашах именно при выходе из Египта? И почему это настолько важно, что все поколения должны знать, где жили евреи в то время?
Разве есть что-то особенное в шалашах?
Объясняют мудрецы – когда евреи были в Египте, они очень глубоко погрязли в грехе, и духовная нечистота прилипла к ним. Египетская нечистота заключалась в погоне за удовлетворением плотских желаний. Египет был на тот момент самой богатой страной, и евреи попали под влияние окружения. Они тоже стремились к материальным ценностям.
Поэтому для того, чтобы вывести евреев из этой нечистоты, Всевышний посадил их в шалаши. Именно жизнь в этих простых, временных строениях должна была научить евреев, насколько временны и непостоянны материальные ценности этого мира.
И это – мораль, которую должны знать все поколения еврейского народа. Помнить, что этот мир – только подготовка к миру грядущему.

Однажды к Хафец Хаиму (1838—1933), духовному руководителю поколения, приехал американский богач. Богачу очень хотелось лично познакомиться с великим мудрецом, по слову которого принимаются все важные решения еврейского мира. Когда богача подвели к простому домику, тот был крайне удивлён, “В этом доме живёт глава поколения?” недоумевал он. Но, когда его ввели в комнату Хафец Хаима, и он увидел, что рав сидит на старом стуле перед простым столом. И вообще в комнате больше никакой мебели не было. Тут недоумение достигло предела.
"Уважаемый Рав, а где же ваша мебель?” - спросил он.
"А где Ваша мебель?” спросил Хафец Хаим гостя.
"Да я ведь в дороге! Моя мебель дома!” ответил богач.
"Я тоже в дороге!” объяснил Рав, “и моя мебель в моём постоянном доме, там … ” и Хафец Хаим показал наверх.
Так себя постоянно чувствовал глава поколения. А мы удостаиваемся это почувствовать в праздник Суккот. Именно тогда, когда после сбора урожая, наполнив доверху амбары, человек чувствует уверенность в будущем дне, Тора требует от него оставить свой постоянный дом с крепкими стенами и выйти в ветхое и временное жилище.
Поэтому мы читаем в этот праздник книгу Коэлэт, в которой царь Саломон, самый богатый и самый умный человек, приходит к выводу что все ценности этого мира – суета сует. И единственная настоящая ценность – бояться Творца и соблюдать Его заповеди.
Когда с таким чувством мы будем заходить в сукку, мицву в которую можно зайти целиком, с сапогами, мы сможем по-настоящему радоваться. Радоваться тому, что выполняем свою задачу в этом мире.

рабанит Керен Кацен