Родственные отношения

Недельная глава Трума следует сразу же за рассказом о даровании Торы и за первыми, сообщенными Вс-вышним законами. Согласно одному из мнений, повеление построить Мишкан было дано евреям буквально вслед за получением ими Торы на горе Синай. И не случайно, так как между этими двумя событиями существует прочная связь.

Есть известный Мидраш, согласно которому, отдав евреям Тору, Вс-вышний просит их «взять» Его с собой. Подобно отцу, решившему отдать замуж единственную и горячо любимую дочь. Он говорит зятю: «Я вверяю тебе свое дитя, свое сокровище, но и ты сделай так, чтобы сердце мое не разрывалось от разлуки. Пристрой к своему дому маленький флигель, чтоб я мог приходить и останавливаться в нем, никому не мешая. Там мы будем видеться с моей любимой дочерью, с тобой и со всеми вашими чадами и домочадцами.

Таким образом, отдав Тору еврейскому народу, Творец, подобно упомянутому отцу, просит, чтобы для Него был «пристроен» Мишкан. Это даст Ему возможность не разлучаться с родными.

Факт дарования Торы и желание Б-га сохранить с евреями близость имеют для нас огромное значение.

Здесь проявляются не только любовь и бережное отношение Творца, но и Его уважение к нам. Такие родственные связи очень ответственны и не просты, они требуют напряженной духовной работы. Даже на том примере, который дан в Мидраше, можно понять, что далеко не всегда такая близость легка.

Несколько облегчает ситуацию тот факт, что евреи (и мы это знаем) были избраны Вс-вышним еще до дарования Торы. Благодаря праотцам, наш народ сформировался «в родстве» с Б-гом. Вверенная нам Тора подобна подробной инструкции. При условии соблюдения всех ее пунктов — заповедей — идеальные отношения не только достижимы, но могут поддерживаться и сохраняться постоянно.

Рамбан пишет: Мишкан — это то особое место, в котором близость между Вс-вышним и евреями поддерживается на уровне, какой был в момент дарования Торы. Здесь Творец и народ как будто всей душой устремлены друг к другу: Творец, нашедший для Себя «удобное» место в этом мире, и евреи, имеющие возможность видеть Его присутствие и ощущать Его благодать. Огромную значимость Мишкан имеет и для Моше, который может здесь продолжать прямой диалог с Б-гом. Следовательно, строительство Мишкана является прямым продолжением событий, происходивших на горе Синай.

Есть еще один вопрос, на котором останавливаются многие комментаторы. Он касается с заповеди «трума» (сбора средств для строительства Мишкана). Собственно, наша недельная глава начинается именно с этой заповеди. Интересно понять связь между дарованием Торы и повелением Б-га собрать приношения для возведения и обустройства Мишкана.

Автор книги «Тур» (Баал hа-Турим) пишет, что слово «трума» (буквально — приношение, ведущее к духовному подъему) состоит из тех же букв, что и Тора, с прибавленной к ним «мем», которая имеет числовое значение 40. Сорок — временной цикл жизни материального мира. Кстати! Тора была дана после сорокадневного отсутствия Моше в нашем мире.

Любому еврею, изучающему Тору с отрывом от материальных занятий, Вс-вышний Сам обеспечивает существование. Это происходит подобно тому, как поколение евреев, принявших Тору в пустыне, получало свою пишу, манн, буквально из «руки Б-га». Отметим, что и тот, кто, занимается материальным, но поддерживает развитие духовного, то есть финансирует изучение Торы, удостаивается особых благ от Вс-вышнего, как материальных, так и духовных.

Автор комментария «Кли Якар» замечает: благотворительность сродни изучению Торы. Посмотрите! Вот человек, чьи познания в Торе глубоки и обширны. Он приходит к другим евреям - тем, кто пока не обладает такими познаниями, и делится с ними. Обучая их, он отдает свои сбережения. Но при этом ничего не теряет сам! Наоборот, понимает еще лучше и еще больше, получает дополнительные знания, дополнительный духовный опыт! Так и тот, кто дает цдоку (вспомоществование). Он не только не теряет, но в заслугу исполнения заповеди получает от Б-га еще больше.

Не случайно Б-г говорит: «Пусть возьмут Мне труму». Не сказано «пусть дадут». Потому что с помощью приношений, евреи берут для себя.

Так же, как далеко не каждый, кто учит Тору, достигает одинаково высокого уровня, - многое зависит от способностей, от суммы прикладываемых усилий и от желания, - так и далеко не каждый, дающий цдоку, находится на самом высоком уровне исполнения заповеди.

Уровень очень важен. Не случайно Тора подчеркивает: добровольные приношения для Мишкана взяли только у тех, кто давал от чистого сердца. Здесь не важен был размер приношения, важны были те духовные качества, которыми люди, имеющие высокие побуждения, наделяли свои подарки.

Достижение как материального блага, так и духовного посредством благотворительности, во многом зависит от сердечных побуждений. Чем выше и чище душевные порывы, тем весомее награда. Но нельзя забывать и тот факт, что есть нечто обязательное, независящее от побуждений, - и об этом мы также узнаём из недельной главы Трума. Одним из видов приношений, и как раз таки обязательным для всех, была половина шекеля. Из этого видим, что основная обязанность еврея — участие в нуждах общины. Такое участие свободно от каких бы то ни было побуждений и желаний. Но оно — то минимальное, что требуется от каждого еврея, чтобы не потерять связи со своим народом.

p. Акива Йосович