Март 2017 / 5777

О любви

В текущей недельной главе Тора подробно говорит о строительстве переносного Храма — Мишкана. Мне бы хотелось сосредоточить внимание читателей на тех храмовых предметах, которые оснащались шестами, необходимыми для их переноски. К таким предметам относился Ковчег, в котором хранились Скрижали Завета. Шестами были снабжены также жертвенники и стол, на который выкладывались лехем hа-паним — 12 хлебов особой формы. Они в течение недели оставались на столе, а в Шабат заменялись новыми. «Старые» хлеба делились между коhенами. Автор книги «Мешех Хохма» обращает вниманйе на то, что о шестах для Ковчега , и жертвенников сказано вполне определенно: «Сделай шесты ...нести на них Ковчег» (Шмот 25 13-14); «И будут шесты на сторонах жертвенника, когда его будут нести» (там же, 27,7); «И сделай жертвенник для сжигания курений... И два кольца золотых сделай к нему под венцом его на двух сторонах его; и будут они вместилищем для шестов, чтобы носить его...» (там же, 30,1 и 30,4-5). По поводу стола указ выглядит так: «сделай шесты и будет носим на них» (там же, 25,28).

Рав Меир Симха из Двинска, автор «Мешех Хохма», объясняет: если Ковчег и Жертвенники переносятся только тогда, когда это необходимо (т.е. Храм передвигается на новое место, и в пути используются шесты), то со столом другая история. Ношение стола — отдельная заповедь. Стол иногда переносили, при том, что весь Мишкан оставался на месте.

Талмуд в Трактате Хагига (26б) сообщает: «ненужный» вынос стола происходил во время одного из трех праздников — в Песах, Шавуот или в Суккот, когда евреи собирались в Иерусалиме. Стол выносили, чтобы народ мог видеть чудо, связанное с хлебами, которые, пролежав неделю, оставались не просто свежими и мягкими, но горячими, будто их только что испекли! В этих не черствеющих храмовых хлебах проявлялась великая любовь Б-га к своему народу.

В Трактате Йома (54а) говорится, что в эти же три праздника евреи получали еще один знак любви Вс-вышнего. Занавес в Святая Святых приподнимался коленами, открывалось помещение, где хранился Ковчег Завета, и становилось видно, что Крувим — фигурки ангелов на крышке — стоят обнявшись. Нужно помнить, что в другое время смотреть на это помещение было запрещено. Первосвященник, входивший в Святая Святых в Йом Кипур, давал клятву, что будет вести служение как положено, а не так, как это представляли себе цдуким — саддукеи, не признававшие авторитет Устной Торы. Автор комментария «Тиферет Исроэль» пишет: нельзя было поставить специального человека для наблюдения за Первосвященником. Одна из причин — запрет смотреть на Святая Святых без специальной надобности. Получается, что возможность дать зримое подтверждение любви Б-га к своему народу — достаточно веская причина, чтобы позволить евреям смотреть на Святая Святых в особые, праздничные, дни.

В Пиркей Авот (глава 5, Мишна 5) описаны и другие чудеса, происходившие в Храме. Мы, к сожалению, лишены возможности видеть это. Но и нам, для настоящей искренности и воодушевления в выполнении заповедей, не следует забывать о Любви Творца. Между прочим, проявления этой любви можно видеть и в нашей, казалось бы, такой «обыденной», такой далекой от чудес жизни. Откройте Тору и в Книге Ваикра (26, 32) прочтите, что даже опустевшая Страна Израиля, не будет заселена врагами. Мы знаем, что на протяжении почти двух тысячелетий ни один народ из проживавших в Эрец Исраэль не мог добиться хороших урожаев. Лишь возвращение евреев побуждает эту землю расцветать. Каждый из нас может и должен обращать внимание на чудеса вокруг. Способность дышать, двигаться, думать — все это тоже дар любящего нас Отца! Во время чтения текстов молитв, где говорится о Его любви к нам, следует сосредоточиться на том, что мы произносим, а не «отбарабанивать» слова автоматически. Например, утренние благословения. «Благословен Ты, Г-сподь..., раскрывающий глаза слепым!» Вдумайтесь, что значит для современного человека оказаться без электрического света. Ужасно! Ни почитать, ни посмотреть телевизор, ни, страшно сказать, включить компьютер! А ведь для слепого свет «выключен» всегда.

«Благословен..., одевающий нагих!» Слава Б-гу, у нас есть одежда, чтобы выглядеть достойно, спастись от холода, дождя. Благословение после посещения туалета. Какое счастье быть здоровым, ощущать, что организм функционирует, как полагается. «Благословен... что не создал меня неевреем!» Слава Б-гу, мы получили Тору, позволяющую нам расти духовно, становиться личностью. И так далее, и тому подобное...

Дай же нам Б-г чувствовать Твою любовь и дождаться прихода Машиаха — явного проявления Этой Любви!

р. Шломо-Залман Кренцель